Не детская, просто свинарник! Как добиться порядка в комнате ребенка и не испортить с ним отношения

Наука

Психолог Чмуж: Чтобы ребенок убирался дома нужно сформировать у него мотивацию

В мамских чатах гуляет ролик: четверо детей старательно наводят чистоту в комнате – кто с тряпкой, кто с пылесосом. Секрет послушания? Да вот же он – в кресле сидит мама, в руках молоток, а на столе – четыре смартфона.

МНЕ НОРМ!

Ролик, конечно, постановочный, но точно бьет по болевой точке многих родителей. Разве взрослые так уж много хотят? Складывать вещи на место, застилать кровать, следить за порядком на столе и в шкафу, грязное относить в корзинку – что сложного? С подростками вообще каши не сваришь. Ты ему про сгнивший банан на столе, а он тебе: «Мне норм! Моя комната – что хочу, то и делаю!». Так и закрепилось за комнатой сыновей метко кем-то сказанное «сынарник», сами понимаете, с чем ассоциация.

Стандартная реакция мам – наорать, пропесочить, пригрозить. А то и выполнить угрозу – отобрать телефон, не пустить к друзьям, выбросить в мусорку все, что лежит не на месте. Или, закатывая глаза, самой демонстративно навести чистоту. Вот только эти приемчики работают максимум на восьмилетках.

ЗАЖМУРИТЬСЯ ДО 18 ЛЕТ?
Модный совет от популярных психологов – отстаньте от ребенка! У детей нет врожденной потребности в порядке, они быстро переключаются с одного занятия на другое и брошенная игрушка им реально не мешает. Так вот если сыну или дочке жить в бардаке норм, пусть живет. Заходя в детскую, скривитесь, нахмурьтесь, ногой отодвиньте валяющийся рюкзак. Но без упреков, критики, осуждения. Отношения важнее! Да и не подействует все равно. Потерпите лет до 18 примерно. А когда детка повзрослеет, сам начнет прибираться. Ну а если нет – значит, особенность характера, ничего не поделаешь. Многие взрослые ведь вообще не застилают кровать, разбрасывают вещи и едят у телевизора.

Звучит революционно, конечно. Вот только хватит ли духу не замечать бардак и не нервничать? А как же полезные привычки, которые, как мы считаем, должны привить именно родители? Нередко бывает, что выросшие дети упрекают мам, что те не научили прибираться и расхламляться.

ЭТО ВАМ НАДО ИЛИ РЕБЕНКУ?

  • Домашние обязанности и поддержание порядка – это в первую очередь интересы взрослого, а не ребенка, — подтвердила семейный психолог, блогер и автор книги «Ключи от детства. Заметки психолога для мудрой мамы» Александра Чмуж (Книга издательства «Комсомольская правда»). – Младшие школьники, подростки имеют другие потребности, поэтому с вопросами уборки могут возникать сложности, особенно если у родителей слишком жесткий и авторитарный подход. Если хотите, чтобы ребенок активно участвовал в наведении порядка дома, важно сформировать у него его собственную внутреннюю мотивацию, интерес участвовать в домашних делах.

В дошкольном возрасте организовывайте уборку как совместный и веселый процесс, который приносит всем радость и положительные эмоции: под песенку убрать игрушки, на скорость сложить вещи. В школьном и подростковом возрасте это уже немного другая история.

Задача взрослых помочь ребенку понять, зачем лично ему самому нужен порядок. Например, в грязную комнату друзей пригласить стыдно, в бардаке сложно найти нужные вещи, неприятно носить нестираную и мятую одежду, а в оставленных объедках заведутся муравьи или тараканы. И исходя из этого договариваться, обозначать ответственность. Например, в неубранную комнату нельзя приводить друзей, потому что маме будет стыдно. И да — разрешить ребенку поддерживать свой вариант порядка — хороший компромисс.

НА ЗАМЕТКУ

Как договариваться?

  1. Расскажите, что делают другие домочадцы и какая от этого польза всей семье и каждому в отдельности. Спросите у ребенка, что из домашних дел он готов взять на себя.
  2. Для начала выделите ребенку 1-2 дела, не заваливайте кучей задач. Важно, чтобы это было что-то несложное: после еды ставить тарелку в раковину, после прихода вешать свою одежду в шкаф.
  1. Отмечайте ценность каждого действия, не воспринимайте как должное: «Мне радостно, когда вижу твою форму в шкафу», «Спасибо, что убрал за собой после еды».
  2. Не давите и не принуждайте – это всегда вызывает сопротивление. Так можно и отношения испортить, и отвращение к порядку вызвать.
  3. Если ребенок вам отказывает, примите это. Он тоже может чего-то не хотеть и у него тоже может быть плохое настроение или другие дела. Скажите: «Я вижу, что тебе не хочется сейчас вешать свою одежду в шкаф. Похоже, ты устал и тебе важно отдохнуть. Хочешь, я помогу тебе? Или ты отдохнешь и сам повесишь?» Это создаст у ребенка ощущение вашей поддержки и понимания, дает стимул к действию, а не сопротивлению.
  4. Дайте право ребенку на бардак в своей комнате – это позволит ему ощутить свободу и быстрее самому захотеть что-то менять. Если семья живет в одной комнате, выделите ребенку его личную зону. А вот общая семейная территория – это другое дело. В ней правила для всех одинаковые: убирать за собой посуду, обувь, грязное белье. Не занимать пространство беспорядком.

Источник