Как тамплиеры провели ребрендинг и снова стали могущественной силой в средневековье?

История

Командорства и провинции тамплиеров существовали и присутствовали на всей территории Европы – от Испании до Польши и Венгрии. И что же произошло с ними после рокового 1307 года?

Тема вроде бы заезженная, но тень Жака де Моле – двадцать третьего и последнего Великого Магистра Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма не дает мне покоя. А вот тут мне интересна вот какая тема. Вообще-то командорства и провинции тамплиеров существовали и присутствовали на всей территории Европы – от Испании до Польши и Венгрии. И что же произошло с ними после рокового 1307 года?

Для меня наиболее интересна Португалия. Почему именно она? А потому, что в Португалии на решение Папы Римского о роспуске Ордена положили большой металлический предмет с резьбой. Более того, именно португальские храмовники приложили свои шаловливые ручки к Великим Географическим открытиям. Предвижу коммент: «Че курил автор?». К счастью, автор не курит, употребляет исключительно качественный самогон, и то не часто. Давайте попробуем разобраться в португальской истории Ордена.

Военно-рыцарские ордена пришли на Иберийский полуостров практически сразу после начала их деятельности в Святой Земле. Причина-то вполне себе понятна – арабы, захватившие большую часть Испании и Португалии. Процесс освобождения от арабского владычества называется Реконкиста. И португальские братья Ордена Храма принимали активнейшее в ней участие. Им, как правило, поручается оборона границ королевства от мавров. Прекрасно вооруженные, дисциплинированные, закаленные в боях храмовники представляли собой наиболее подготовленную и дисциплинированную часть португальского войска, которая первой прибывала к месту сбора армии. Первой шла в бой и последней из него выходила. За успехи в борьбе с маврами Ордену постоянно даровали земли, как правило, в пограничье и привилегии. Так, в 1169 году им пожаловали треть земель к югу от реки Тахо. Правда их еще нужно было отвоевать у мавров, ну это совсем же плевое дело.

Замечательные отношения у них сложились и с Бургундским домом, представители которого занимали престол Португалии. Еще в 1160 году за победы над сарацинами магистру Ордена в Португалии Гуалдину Паишу были дарованы земли вблизи города Оливы. Там, под руководством великолепных орденских инженеров и был возведен замок Томар, длительное время являющийся опорой тамплиеров в Португалии. Территория замка просто усыпана орденской символикой, часовня Томарского замка возведена по образцу Храма гроба Господня в Иерусалиме.

Храмовники всегда отличались замечательной хозяйственной хваткой и гибкостью. Португалия – страна небогатая, плодородной земли маловато, полезные ископаемые тоже не часто попадаются. Поэтому орденские экономы проявляли чудеса хозяйственной гибкости. Развивали скотоводство, огородничество, производство сыров. Располагая немалыми финансами, они не жалели денег на выдачу кредитов для португальских крестьян, купцов и дворян. Очень скоро Орден начинает играть ведущую партию в экономике страны. И мгновенное исчезновение такого игрока с португальской шахматной доски может обрушить экономику страны в тартарары. Тем более, что очень быстро португальские (испанские кстати тоже) храмовники, под предлогом Реконкисты, перестали пересылать деньги и людей Верховному Магистру, полностью сосредоточившись на своих, португальских делах.

В 1307 году перед португальским королем Динишем I в полный рост встала серьезная проблема: выполнить указания Папы Римского и Французкого короля, оставить себя без средств и лишиться значительной части своей армии или забить на них и продолжать успешно воевать. Диниш I оказался человеком умным, выгоды своей не упустил, поэтому португальские тамплиеры оказались на положении почетных гостей в замке Морим. А уже в 1317 году все они, вместе со всем своим имуществом, перешли во вновь утвержденный Орден Храма. В 1321 году новый Папа Римский Иоанн XXII утвердил его своей буллой, Климент V на тот момент вдруг внезапно умер, как ему и предсказал Жак де Моле. По одной из легенд именно тогда и были посажены первые рощи корабельных сосен рядом с Томаром.
На момент «создания» нового Ордена в Португалии его имущество составляло 41 командорство, имущество в 10 городах, 43 деревни во владении, многочисленные мастерские, винодельни и сыроварни. Естественно, король Португалии прикрыл тамплиеров не за просто так, определенные льготы он себе выторговал. Постепенно складывается традиция, в соответствии с которой должность Великого Магистра Ордена Христа занимает представитель королевской семьи Португалии, а сам орден становится национальным португальским орденом, целиком и полностью ориентированным на внутренние проблемы и казалось, навсегда исчезает из большой Истории.

К началу 15 века Европа постепенно справляется с последствиями Великой Чумы. Население увеличивается. Экономика Португалии, в то время испытывает достаточно серьезные затруднения. Реконкиста завершена, основу экономики составляет скотоводство и посредническая торговля, главная роль в которой принадлежит итальянским, фламандским и английским купцам. В стране большое количество благородных, прекрасно знающих, с какой стороны надо держаться за меч и не испытывающих большого желания заниматься чем-то другим. Товары дороги и редки, плодородной земли мало и вся она кому то принадлежит. То есть, предпосылки для того, чтобы начать осуществление экспансии имелись. Необходимы были цель и средства для их реализации. Богатства Востока в течение нескольких столетий манили европейцев. Специи, благовония и конечно же золото. Кому как не храмовникам, которые около двухсот лет провели на Востоке, знать об этом. Но на пути ко всему этому стоят мавританские пираты, венецианкие и генуэзские купцы, Византийская империя. А в 1453 году Османы на долгое время перекрыли сухопутную дорогу на Восток. Португальцам оставался только путь на юг, в обход Африки.
И вот, в 1420 году Великим Магистром Ордена Христа в Португалии становится человек, нет скорее Человечище с большой буквы, который и заложил основы того, что в наше время принято называть Великими географическими открытиями – португальский инфант Энрике, он же Генрих Мореплаватель (1394-1460).

Правда, в море наш герой выходил всего трижды. Родился он в 1394 году. Сын португальского короля Жуана I и английской принцессы Филиппы Ланкастерской. Юность его была достаточно бурной. Он воевал в Марокко, управлял провинцией Алгарви. До конца своей жизни так и не женился. Увлекался картографией, строительством кораблей. Под его руководством и начинается португальская экспансия на Восток. В 1418 открыта Мадера, в 1427 – Азорские острова. А в 1434 состоялось знаковое событие – преодолен «заколдованный» мыс Бохадор, открывая путь на дальний юг Африканского континента. В период с 1416 года дальние океанские походы снаряжаются практически ежегодно, за исключением небольшого промежутка, когда инфант был вынужден отвлечься на улаживание внутриполитических проблем.

В 1438 году в крепости Сагреш, это на самом юге Португалии, открывается «Вилла де Инфанта» – знаменитая картографическая школа, в которой готовились кадры для португальского флота. Очень быстро она становится крупнейшим научным центром Европы того времени. Преподают в ней лучшие специалисты: картографы, астрономы, математики, строители кораблей. Примечательно то, что учителя в ней не только португальцы, имеются упоминания об итальянцах, арабах, евреях. Кадры для школы подбираются по всей Европе и Северной Африке. В качестве слушателей принимают вне зависимости от сословных и этнических различий, что весьма и весьма необычно для средневековых учебных заведений. Мало того, каждый португальский капитан, вернувшись из экспедиции, обязан доложить обо всем им уведенном лично инфанту Энрике. Бесценный опыт постоянно обобщался, уточнялись старые и рисовались новые, более точные карты, совершенствовались навигационные приборы. Закладывался мощный и основательный фундамент для последующего рывка Португалии. Благодаря исследованиям, проводимым в школе, улучшена конструкция каравеллы. Из одномачтовой барки, водоизмещением в 20-30 тонн она превратилась в трехмачтовую красавицу с латинскими парусами, украшенными тамплиерскими крестами, водоизмещением в 50-100 тонн.

«Хроника достославных событий, кои произошли при завоевании Гвинеи по приказу инфанта Дона Энрики», принадлежащая перу Гомиша Эаниша ди Зурары показывает нам постепенную эволюцию португальского флота того времени. Так, в ней скрупулезно перечислены корабли, участвующие в осаде Сеуты в 1415 году – это 33 галеры, 27 трием, 32 биремы, 120 полубаркасов и транспортов. Где же знаменитые каравеллы, а их еще и нету, даже в проекте. Флот пока базируется на итальянских образцах. И если для плавания в Средиземном море они вполне себе ничего, то в Атлантике на них ходить проблематично. А вот уже, примерно с 40-х годов 15 века в экспедициях участвуют в основном уже только каравеллы. Кстати, генузцы в то время говорили, что каравелла это лучшее судно для походов в океане.

Возникает закономерный вопрос, на какие собственно средства такая роскошь содержится? Имеющиеся доходы Португалии не позволили бы содержать одновременно такие затратные проекты как постоянное снаряжение дальних морских походов, проведение серьезных научных и практических исследований и содержание крупнейшего научного центра на территории не богатой страны. Весь наиболее тяжелый и затратный период первоначальных экспедиций с 1416 по 1442 год в большей части был профинансирован Орденом Христа и его Великим Магистром. Первые поставки гвинейского золота и рабов состоялись в 1442 году. Долгие 26 лет храмовники вкладывали большие средства в постройку кораблей, их модернизацию, закупку продовольствия, изготовление навигационных инструментов и карт. Практически в каждой мало-мальски крупной экспедиции принимают участие приближенные Энрике. В хронике Зурары постоянно встречаются упоминания о конюших, виночерпиях, стремянных Великого Магистра, которые, либо лично возглавляют экспедицию, либо занимают в ней немаленькую должность.

Окупились ли эти вложения? Что ж, давайте будем посмотреть. В 1433 году Мадейра и близлежащие острова подарены инфанту Энрике, причем подарок сделан именно Великому Магистру Ордена. Через 5 лет, больной чумой король Португалии Эдуард (по совместительству родной брат Энрике), умрет в Томарском замке практически у него на руках. В своем завещании, в 1460 году, Энрике передаст Мадейру Ордену в полную собственность. Мало этого? Ну, вообще-то, да маловато. Папа Римский Евгений IV в своей булле пишет: «… желая привести в смущение мавров и врагов Христа, обитающих в угнетенных ими землях, и во славу католической веры – рыцари и братья помянутого ордена Христа с божьего благословения идут войной на помянутых мавров и врагов веры, под знаменем помянутого ордена…». А вот к этому прилагалась грамота регента португальской короны на пятую часть всей добычи, полученной в колониях, в пользу ордена Христа. А вот это уже очень и очень весомо. Только представьте себе одна пятая часть всего гвинейского золота, доходы от продажи рабов, ценных пород дерева, специй и пряностей шли тамплиерам. Помимо этого в доход Ордена Христа шло получение церковной десятины с Азорских островов, Мадейры, десятая часть всех гвинейских товаров (а это золото и рабы). Как мне представляется, Орден полностью окупил свои затраты.

Однако к концу 15 века Орден настолько усиливается, что это вызывает серьезные опасения у португальских монархов. Постепенно его передают под власть португальской короны, в 1492 году рыцари Ордена Христа освобождаются Папой Римским Александром VI Борджиа от монашеских обетов бедности и безбрачия, в 1516 году гроссмейстером признан король Португалии Мануэль I. Вот так Орден снова убрали из большой политики, его время прошло окончательно.

Валерий Татаринов

Источник