В плену у ВТО
Не пора ли отказаться от импорта продукции в ущерб своим интересам?
Недавним правительственным решением, на текущий год предусмотрен импорт из США замороженной говядины в 60 тыс. тонн. Такой же объем ввоза этой американской продукции был и в предыдущие несколько лет.
Такие цифры поставок появились не вдруг. Вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году предусматривало, что РФ будет ввозить мясную продукцию в определенном объеме из США и Евросоюза. То есть, Западу принадлежало, и поныне принадлежит, решающее слово по условиям участия в ВТО незападных и «непрозападных» стран.
Между тем фактический экспорт говядины из США в РФ, минимум вдвое превышает оговоренный объем поставок. Поскольку эта продукция – уже который год – «переименовывается», например, в продукцию ряда стран Латинской Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. И поступает в Россию – и не только в Россию – как говядина, якобы, тех же стран. А в ВТО не принимают каких-либо мер против такой экспортной политики Вашингтона и Брюсселя.
Но способствуют ли поставки мяса с Запада в Россию развитию у нас продовольственного импортозамещения? Едва ли. Да и политический фактор немаловажен: ведь практически все страны Запада с середины 2010-х ужесточают антироссийские санкции. А в последние годы – США и их союзники отнюдь не брезгуют и военно-политическими провокациями вблизи российских границ.
Примечательно, что поставки в Россию замороженной говядины, например, из центральноамериканской Коста-Рики определены на текущий год (как и в 2022-23 гг.) только в 3 тыс. тонн. Хотя имеются данные о том, что Коста-Рика и другие дружественные РФ страны региона – Мексика, Никарагуа, Гватемала, Панама, Сальвадор – способны, в целом, экспортировать в Россию не менее 25 тыс. тонн своей говядины ежегодно. А с учетом экспортных возможностей Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, тоже не участвующих в антироссийских санкциях, общие поставки латиноамериканской говядины способны более чем втрое «перекрыть» экспорт этой продукции в Россию из США.
Кроме того, говядина в растущем объеме поставляется в РФ из Белоруссии, Казахстана, ряда восточно- и южноазиатских стран.
Само собой разумеется, что мясной импорт требуется тщательно регулировать. Поскольку его высокие, по крайней мере, растущие объемы могут затормозить дальнейшее развитие импортозамещения в мясной отрасли самой РФ. А ведь благодаря государственной поддержке, в том числе в рамках долгосрочного нацпроекта «Развитие АПК», производство говядины в России, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, растет с начала 2020-х. Так, в 2023 г. оно превысило 1,6 млн тонн – то есть, увеличилось на 20 тыс. тонн по сравнению с 2022-м. А переработка говядины возросла на 6%, причем отечественной – почти на 15%.
При этом российская говядина в 2023 г. поставлялась в 24 страны, а объем ее экспорта вырос в сравнении с 2022 г. на 10% – до 33,5 тыс. тонн. Все упомянутые показатели в текущем году планируется повысить минимум на 15%.
Впрочем, рост производства в РФ этой продукции в 2023 году сопровождался некоторым сокращением поголовья КРС. К концу 2023 года оно составило около 7 млн голов, что почти на 2% меньше уровня 2022 года. Эта проблема решается, во-первых, путем разведения пород КРС, наиболее устойчивых к перепадам климата и к болезням. Во-вторых – за счет дальнейшего развития разнообразной кормовой базы. В-третьих – импортом племенного и традиционного поголовья из участвующих в Евразийском союзе Белоруссии, Киргизстана и некоторых других дружественных стран, например, из Эфиопии, Судана, Индии, некоторых стран Южной Азии, Латинской Америки. А со второй половины января с.г. возобновлён (после двухлетнего перерыва) ввоз в Россию крупного рогатого скота из Казахстана.
Причем многие десятилетия, до начала 2020-х, Евросоюз был основным поставщиком КРС-поголовья в Россию (свыше 80%); поставлялось оно и из США, Канады, Австралии. Все эти страны в 2014-22 гг. ввели санкции против РФ, и к настоящему времени поставки оттуда КРС почти полностью прекращены.
По оценкам Национального рейтингового агентства РФ (2023 г.), если тенденцию сокращения поголовья удастся переломить, «то ожидается уже в ближайшие годы сокращение импорта говядины на 25%». Этот сценарий возможен, «прежде всего, при дальнейшем увеличении господдержки животноводства, мясопереработки и смежных отраслей АПК». Отмечено также, что, хотя в отличие от свинины и мяса птицы Россия «пока импортирует говядину больше, чем экспортирует, зависимость от импорта говядины год от года снижается: уже в 2021 году российская продукция превысила ее импорт на рынке РФ».
При этом российский экспорт говядины «имеет тенденцию к росту с 2020 года». Что же касается импортной продукции, в общем её потреблении в РФ, то «за последние 5 лет снижение доли импорта в потреблении оценивается с 58 до 35%».
Словом, прекращение импорта мяса из США и других западных стран – задача вполне решаемая. Что имеет и стратегическую значимость в геополитическом плане, учитывая всё более провокационную политику коллективного Запада в отношении России.
Алексей Чичкин