Золото КПСС. Куда оно делось, и почему погибли те, кто знал про его существование
По словам историков, после развала СССР в первый год погибло 1746 партийных функционеров, и все смерти были очень похожи.
26 августа 1991-го к дому в Плотниковом переулке, в котором жила партийная номенклатура, подъехала милиция и несколько строгих людей в штатском.
В квартире управделами ЦК КПСС Николая Кручины состоялся обыск и первый допрос его супруги. Женщина была в состоянии шока: пару часов назад её муж выбросился из окна.
Чрез 40 дней точно так же свел счеты с жизнью предшественник Кручины на этом посту Георгий Павлов. А потом с 12 этажа спрыгнул зав.сектором международного отдела ЦК КПСС Дмитрий Лисоволик.
По словам историков, после развала СССР в первый год погибло 1746 партийных функционеров, и все смерти были очень похожи. Одни эксперты говорят, что партийцев погубили профессиональные киллеры, превратив их в зомби. Другие — что Кручина и прочие покончили с собой из-за страха наказания за расхищение огромных средств, чья судьба будоражила Россию все 90-е годы.
Здесь сделаем небольшой экскурс в историю
КПСС была процветающей организацией с большим, как говорят сегодня, бюджетом. Каждый коммунист отстегивал от своего заработка 3% в партийную кассу. А партия насчитывала 18 миллионов членов!
В год, в пересчете на доллары, партия собирала более одного миллиарда в свой фонд. И это только партийные взносы.
Кроме того, каждый член партии должен был поставить на свою полку труды классиков марксизма-ленинизма, Устав КПСС и политические брошюры. Печаталась вся партийная литература в издательстве «Политиздат», подконтрольном ЦК КПСС.
Партия также обладала огромной недвижимостью. В центре городов и поселком красовались помпезные райкомы, крайкомы и обкомы, дома политпросвещения, поликлиники, больницы и санатории, Дома дружбы. Причем не только в СССР, но и за границей.
Партия не жалела средств, чтобы обеспечить свою номенклатуру. Так образовался хороший жилищный фонд и солидный автопарк. Машины эти народ называл «членовозами».
Часть средств на партийные счета постоянно перебрасывали из государственного бюджета. КПСС довольно нагло запускала руку в государственную казну, а аппетит у неё был отличный.
Вернемся к нашему делу
23 августа 1991-го после краха ГКЧП толпы возбужденных граждан ринулись на Старую площадь, где располагался комплекс зданий ЦК КПСС. Толпа требовала предать суду руководителей КПСС и уничтожить единственную партию Советского Союза.
В кабинет управделами ЦК КПСС Николая Кручины ворвались многочисленные журналисты и просто любопытные граждане. Стали рыться в бумагах на столе.
После кончины управляющего делами партии, здание на Старой площади опечатывается, и начинает работу следственная бригада из 300 сотрудников, руководит которыми Сергей Аристов. Задача группы — найти все документы о финансово-хозяйственной деятельности КПСС.
Сразу бросилось в глаза: множество документов пытались быстро уничтожить.
23 августа Борис Ельцин, тогда ещё президент РСФСР, подписывает Указ «О приостановлении деятельности КПСС». А в нем был пункт № 3: «В связи с запретом КПСС, все её имущество национализируется и передается в Управление делами президента РФ».
Бумаги, которые не успели попасть под нож, тут же были убраны в специальный архив. Что скрывается в них, известно очень узкому кругу лиц. Большая часть этого уголовного дела, а это 380 томов, имеет гриф «особой государственной важности», а это высший гриф госсекретности.
Следователи стали проверять все счета партии и обнаружили, что КПСС практически банкрот. На счетах оказалась смехотворная для такой организации сумма — 6 млрд рублей и 14 млн долларов. Но куда исчезли остальные деньги?
У Николая Кручины, по словам Аристова, была прекрасная репутация: честен, исполнителен, всегда на страже интересов государства. Получив пост управделами КПСС, ему казалось, что здесь все просто и понятно: вот — партия, а вот её деньги и хозяйство. Просто нужно все держать под контролем.
Золото партии искали все 90-е годы и до сих пор спорят, где эти деньги. Виктор Геращенко, возглавлявший главный банк страны при Союзе, а потом России, утверждает, что исчезли огромные государственные деньги.
Николай Кручина был первым звеном в длинной цепочке функционеров, имевших отношение к партийной кассе.
При Горбачеве стали появляться различные совместные зарубежно-российские предприятия, из которых, как говорят экономисты, реально работали только 20%, а остальные 80% просто отмывали деньги. Создавали предприятия сынки бывших первых секретарей обкомов партии, руководителей КГБ.
Горбачев пускает на закупку товаров золотой запас страны, но внушительная часть средств оседает на заграничных счетах.
Одной из ключевых становится шведско-канадская торговая фирма Seabeco. Возглавляет её двойной агент КГБ и МОССАД Борис Бернштейн, который в своей работе опирался на полковника КГБ Леонида Веселовского. Именно Веселовский придумал различные схемы раздачи партийных денег в долг под расписку.
Время и ситуация так поджимали партийцев, что огромные деньги начали просто раздавать родственникам и знакомым. Например, только супругам Хотимским, знакомым Веселовского, перепало 400 млн рублей, и они организовали целый холдинг фирм для прокачки денег КПСС. А до этого Хотимский был главным технологом НПО «Каучук», и ничем особо не выделялся.
Хотимский тоже подписал расписку о возврате средств, но никому — ни ему, ни другим — выполнять обязательство по возврату денег не пришлось. Веселовский сразу же после развала Союза уехал на Запад. Его следы обрываются в Цюрихе.
Кручина, конечно, знал о грабеже страны, но приказы ему давали люди, которым он не мог перечить. При этом Кручина понимал, что стал соучастником грандиозного казнокрадства. В это тревожное время он сделал своим советником предшественника, Георгия Павлова.
За день до смерти Кручина получил от Горбачева служебную записку, в которой было указание выдать всем членам ЦК КПСС выходное пособие. Кручина понял — это конец, партии скоро не будет, и новая власть обязательно спросит, где же деньги. А ведь совсем недавно была переведена огромная сумму в английский банк. Номер счета знали только двое: управделами и генсек. И если управделами погибает, только один осведомленный человек.
Вскоре Павлов, как и Николай Кручина, выбросился из окна своей квартиры.
Во время обыска огромные деньги были найдены в кабинете одного из руководителей международного отдела ЦК КПСС Дмитрия Лисоволика — $2 млн. Лисоволик объяснил, что деньги предназначались для руководителя компартии США Гаса Холла.
В Великобритании КПСС поддерживала деньгами Ирландскую народную армию.
Группа Аристова отправила запросы в разные страны с просьбой предоставить хоть какие-то финансовые документы о переводах из СССР, но почти везде получили отказ. Сотрудникам группы удалось вернуть всего 4 млн долларов, тогда как во времена СССР в год выводилось за границу 150-200 млн долларов.
Попытки выявить курьеров и зарубежные счета потянули за собой череду смертей. Тайны международных транзитов партийных денег знали три категории советских граждан:
сотрудники спецслужб;
работники торгпредств и дипломаты;
журналисты.
В 1994 году убили известного фотографа, сотрудника журнала Советский Союз» Юрия Королева. В 1996 году в пригороде Минска убили журналиста Игоря Кучурука. В 1997 году в гараже убили Вадима Бирюкова. Оба тоже журналисты «Советского Союза». Все трое в прошлом были сотрудниками КГБ.
Известно, что перед смертью всех троих жестоко пытали. Журналисты-международники писали за границей не только статьи и заметки, но и плотно сотрудничали с КГБ и знали очень много секретов о потоках денег из СССР.
Использовались также техники нейролингвистического программирования, когда, например, по одному телефонному звонку люди выпрыгивали из окон. Так случилось с заведующим сектором США ЦК КПСС Дмитрием Лисоволиком: после короткого разговора по телефону он прыгнул с 12 этажа на глазах жены и гостей.
24 августа 1991 года был найден мертвым Маршал СССР Сергей Ахромеев, и всем сразу сообщили, что это самоубийство, мол, маршал повесился в своем кабинете.
Известно, что 16 августа Ахромеев собирался выступить на сессии Верховного Совета, и рассказать депутатам о фактах предательства интересов государства высшими чиновниками из руководства страны.
— Он знал, как в разваливающейся стране воруют фантастические суммы, но сказать об этом не успел: его повесили, — так считает дочь маршала.
Через несколько месяцев прекратил существование Советский Союз. На фоне такой катастрофы про деньги партии забыли, и до конца расследовать уголовное дело не стали.
Состояние экономики в начале 90-х можно назвать одним словом — катастрофа. Назначенное Ельциным правительство Егора Гайдара оказалось в отчаянной ситуации — бюджет практически пуст. Международный банк пообещал дать России кредит, только если Москва покажет реальную борьбу с коррупцией.
Тогда в 1992-ом Гайдар приглашает в Москву представителей фирмы Kroll Associates, а это все бывшие сотрудники спецслужб. Гайдар назвал фамилии лиц, причастны, по его мнению, к опустошению казны. Правительство заплатило за услуги фирмы 1.5 млн долларов.
И как только детективы приступили к поиску банковских счетов с партийными деньгами, выяснилось, что никто в российском правительстве не заинтересован в этом.
Томми Хэлсби, один из сотрудников агентства, позже сказал, что с самого начала было очевидно, что задание дали просто для отвода глаз. России нужно было получить транш МВФ, а по-настоящему искать людей, которые вывели государственные деньги за рубеж, никто не собирался, как и бороться с бегством капитала из страны.
Но компания Kroll Associates работу свою довела до конца и представила Гайдару исчерпывающий отчет о продвижении миллиардов рублей, обращенных разными способами в валюту и выведенных за границу.
Но отчет таинственным образом пропал. Через 10 лет, в 2002-ом, журналист Юрий Щекочихин опубликовал в Новой газете найденный им договор правительства России с американскими детективами, а так же приписку, из которой ясно, что Kroll явно что-то накопал.
Как сказал Павел Вощанов, бывший пресс-секретарь Ельцина, это был листочек и 11 имен. Напротив каждого была указана сумма, банк, в который переведены деньги, и дата перевода.
Новая газета выяснила, что Kroll готов был пойти гораздо дальше, но Гайдар решил прекратить работу агентства, мотивируя это тем, что за свои услуги оно берет слишком большие деньги.
Оставшиеся деньги партии, арестованные Ельциным в 1991 году, пролежали замороженными до 1993 года. Деньги были в рублях, и к моменту, когда их разморозили, превратились в ноль.
Юрия Щекочихина отравили в 2003 году.
Многие эксперты убеждены, что журналиста погубило внимание к уже забытому вопросу о пропавших деньгах КПСС. Эксперты называют сумму 3.5 триллиона долларов.