Михаил Делягин: Офшоры убивают экономику России
Нам необходима принудительная деофшоризация, для проведения которой подготовлен соответствующий закон, поскольку возможности добровольной очевидным образом исчерпаны
Этот деликатный и очень важный вопрос в своих выступлениях в парламенте не раз затрагивал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Михаил Делягин.
– Правительство Мишустина, администрация президента сделали очень многое, облегчив перерегистрацию российского бизнеса из офшоров в Россию. Однако значительная часть активов крупного частного российского капитала – в частности, почти весь ретейл – остается зарегистрированной в офшорах. Это уже не потому, что не могут, а потому, что не хотят, не желают возвращаться на свою родину и к источнику своих прибылей.
Регистрация действующего в России бизнеса в офшорах лишает бюджет колоссальных доходов и способствует выводу из страны огромных средств. Зарегистрированные в офшорах, они объективно воспринимают Россию как нечто постороннее – как объект эксплуатации, служащий лишь для выкачивания из него прибыли.
Интересы России объективно чужды офшорному капиталу и, соответственно, его политическим представителям, а учитывая ее потребность в налогах, и прямо враждебны им. Именно по этой причине офшорные активы, работающие в России и составляющие основу ряда ее отраслей, управляются на основе интересов, чуждых интересам нашей родины, а во многом и враждебных им. Большинство офшорных зон контролируется спецслужбами США и Англии и прозрачно для них. Это объективно делает офшорные капиталы России зависимыми от враждебных спецслужб.
Нам необходима принудительная деофшоризация, для проведения которой подготовлен соответствующий закон, поскольку возможности добровольной очевидным образом исчерпаны. Закон очень простой: дается полгода на перерегистрацию активов, расположенных в России, из офшоров в нашу страну. Все активы, находящиеся в собственности либо в управлении офшорных компаний, надо передать в управление Росимуществу, установив, что все решения собственников в их отношении должны утверждаться последним. Активы, не перерегистрированные в России за полгода, должны быть конфискованы, разумеется, на основании решений судов.
Конечно, офшорная аристократия сделает все, чтобы не допустить этого. К примеру, представители Минэкономразвития, гордо отчитываясь по каждой перерегистрировавшейся в России из офшора фирме, впадают в ступор при элементарном вопросе хотя бы о численности офшорных компаний, по-прежнему владеющих российскими активами.
Возражения правительства против такого подхода анекдотичны. В частности, утверждается, что законопроект противоречит положению Конституции о том, что собственности можно лишать только по решению суда. Но ведь в законопроекте ничего не говорится о бессудном характере таких действий, наоборот, только по суду. Правительство считает, что закон противоречит положениям Гражданского кодекса, так как собственность якобы не может быть изъята у собственника. При этом в собственных возражениях правительство ссылается на статью Гражданского кодекса о конфискации! Кроме того, правительство ссылается на постановление Конституционного суда, запрещающее произвольно прекращать право частной собственности. Но «по закону» – это не «произвольно». По мнению правительства, введение механизма деофшоризации может вызвать санкции в отношении России. Это говорится на исходе 10-го года беспрецедентной санкционной войны, развязанной против нас!
Позволю напомнить, что недавно парламент под всеобщие аплодисменты принял закон, позволяющий прекращать право собственности за клевету на нашу армию. Мы зафиксировали, что жизни наших солдат для нас дороже, чем прибыль наших врагов. Почему же мы не хотим признать это и в отношении потенциально значительно более опасной деятельности, грозящей блокированием работы всей российской экономики? Может быть, потому, что для критически значимой части бюрократии ситуация все же является обратной и для нее, наоборот, прибыль наших врагов дороже жизней наших солдат, да и нормальной жизни всей России в целом?
Андрей Князев