По щучьему веленью, по зрительскому хотению: российское кино ушло в сказки
Последние недели в кинопрокате лидирует сказка Александра Войтинского “По щучьему велению”.
Последние недели в кинопрокате лидирует сказка Александра Войтинского «По щучьему велению», к концу прошлой недели лента собрала свыше 2 млрд. 120 млн. руб. При том, что все это время список самых кассовых новинок возглавляет «Чебурашка», а замыкает тройку «Последний богатырь: Посланник Тьмы» и чуть отстает «Последний богатырь: Корень зла», пришло время признать тренд, что киноиндустрия конкретно сосредоточилась на народных сказках. В производстве сейчас находится несколько других сказок, которые, тоже обещают стать хитами — «Бременские музыканты», «Летучий корабль», а сам Войтинский уже успел снять новую картину — «Огниво». Народные персонажи и советские герои вытаскивают отрасль, как Мюнхаузен сам себя за волосы из болота, с одной стороны это, конечно, хорошо, а с другой — не слишком ли кренится киноискусство в фантазии? Подробнее об этом — в материале Накануне.RU.
Год назад от нас ушел в Голливуд, многие новинки перестали держать на плаву кинотеатры, но у каждой медали есть обратная сторона — отсутствие конкуренции хорошо сказалось на отечественном кинопроме, режиссеры признают — индустрия начала бурное развитие. Правда, в основном, в топ попадают сказки. Как говорит режиссер фильма «По щучьему велению» Александр Войтинский, это вполне закономерно, потому что сказки — классический киножанр, можно сказать, самый важный, ради воплощения фантазий и был создан кинотеатр. Если брать западные аналоги, то это супергеройское кино, тоже реализация фантазий и мифов, правда, наши персонажи старше, добрее и мифологичней. И тем, не менее, сегодня их пытаются сделать более современными, а они «по щучьему велению» наполняют залы. Но есть нюансы — с таким запалом можно потерять ценность, ведь конкурентов нет, не снизилось бы качество, когда сказку поставят на поток.
«Раньше семь зрителей из десяти выбирали зарубежное кино, голливудское. Трое выбирали российское. Так было пока была конкуренция.Теперь конкуренция отсечена и все эти десять человек смотрят российское кино. Это привело к оттоку небольшому. Я не знаю, не владею цифрами, предположим, даже если представить ужасную цифру, что половина людей перестала ходить в кино, то все равно эти 50% приходят на российское кино, но доля эта увеличилась с 30% до 50%. В целом, это некоторый бум в развитии индустрии и на первых порах будут одни плюсы. Приглашаю всех этим пользоваться», — рассказывает Александр Войтинский.
Как рассказывает режиссер «По щучьему велению», прокатные 2 млрд руб. для создателей фильма стали сюрпризом, рассчитывали собрать 1 млрд, если было бы меньше — очень огорчились. Назвать факторы, почему сказка так оторвалась от реальности, авторы кино не могут, что не уменьшает радость от реакции зрителей. Все же основная причина — известность и популярность самих персонажей, знакомых и детям, и взрослым всех поколений. Лента «Огниво», которая выйдет у Войтинского после «щуки», держится на менее известном сюжете и потому ожиданий, что успех повторится, нет. Но кино должно говорить о разных вещах, приходит к выводу режиссер, и затрагивать хочется разные темы, сказка — тот жанр, который позволяет говорить о многом.
«Много сказок — любую бери и снимай.Но это самый дорогой жанр, самый дорогой и ресурсоемкий. Нужно много графики, много декораций, это пик, выше этого нет, но и популярней тоже. Если брать аналог — это как супергеройские фильмы на Западе. Спецэффекты здесь неотделимы от драматургии. Это ее главная составляющая, хотя все русские сказки — о человеке, а не о фокусах. «Огниво» менее известная сказка, она не такая раскрученная, как «По щучьему велению», а это очень важно, если говорить о сборах. С точки зрения маркетинга — не такой аванс, но хочется снимать разное кино, разные темы обсуждать. Всегда это отражение сегодняшнего времени, сегодняшнего контекста — хотим мы того или нет», — говорит режиссер.
Все сегменты киноиндустрии — и кинотеатры и дистрибьюторы — все, кто имеет отношение к кинобизнесу, безумно рады тем цифрам, которые показала картина «По щучьему велению», говорит в свою очередь член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), создатель и руководитель направления АВК’PRO Роман Исаев:
«Кинотеатры сидели полгода без крупного контента, мы радовались за каждый фильм, что собирал достойную кассу в начале года, весной, а потом был провал полугодовой, и «Щука», своим велением, своим хвостом вытащила и кинотеатры, и в целом индустрию на тот достойный уровень, который хочется наблюдать каждый месяц, с выходом подобных проектов, но, к сожалению, «Щуке» пришлось отдуваться за целый такой продолжительный период».
Но эксперт признает, что есть риск определенного крена — опасность перебора со сказками, а кинотеатр не должен ограничиваться однообразным контентом. Нужно следить, чтобы «сказочность» была равномерно «размазана» по году. Но если бы не «Щука», признает он, многие кинотеатры не смогли дотянуть до Нового года.
Проблема того, что теперь конкуренция для киношников отсутствует, по системным причинам это будет способствовать тому, что подобные успешные проекты станут редкостью, считает руководитель независимого профсоюза актёров театра и кино, российский актёр, продюсер Денис Кирис. Государственная политика поддержки кинематографа сегодня остается без внимания общественного контроля и даже именитые режиссеры не всегда понимают — как, кому и на какой фильм будут выделены субсидии, какие параметры отбора, поэтому действуют на свой страх и риск. Здесь хотелось бы большей прозрачности, говорят деятели искусства. Все же в СССР только при поддержке государства снимались подростковые фильмы и детские сказки, понятные и приятные даже взрослым.
Семейное кино — новый тренд, а есть ли признанные мастера? Есть и колоритные персонажи — Иван-дурак, Емеля, которые должны вытеснить человека-паука и Гарри Поттера. Сделать это будет просто, считает Кирис, так как именно про русских народных героев читают детям сказки, это элемент нашей жизни и часть менталитета. А для режиссеров — золотая жила. Что касается государства, то политика по поиску «идентичности» вполне созвучна кино-тренду, так что деньги будут выделяться.
«С другой стороны — как они выделяются и кому они выделяются? Что в конечном итоге мы видим — какие продукты? Какой контент снимаем? Без изменения этой политики мы будем стоять на месте, будут эпизодически сниматься успешные фильмы, иногда менее успешные. Пока у нас есть опыт и наследие советского кинематографа, когда работали Александр Роу, Леонид Нечаев был, Павел Антонович Быков, сейчас система мастеров, подмастерьев утратила свою позицию. Нужно больше наставничества для молодых талантов и поддержки государства», — заключает Кирис.