Гениальный политик или кровавый мясник
Скончавшегося в 100-летнем возрасте Генри Киссинджера называют самым влиятельным госсекретарем в истории США.
Он с невероятной энергией перекраивал послевоенный мир под глобальные амбиции США. Если бы не Киссинджер, сегодня мы бы жили в куда более спокойном мире.
КРОВАВЫЙ СТРАТЕГ
Сразу после смерти «хладнокровного гения» журнал Rolling Stone объявил: «Генри Киссинджер, военный преступник, любимец правящего класса Америки, наконец умер». Но не являются ли преувеличением эти обвинения?
Самый известный массовый убийца в США Тимоти Маквей в 1995 году подорвал федеральное здание в Оклахоме, где погибли 168 человек. Он был казнен с помощью введения смертельной инъекции. А вот историк Йельского университета, автор биографии Киссинджера «Тень» Грег Грандин подсчитал, что действия Киссинджера в период с 1969 по 1976 год при президентах Ричарде Никсоне и Джеральде Форде привели к гибели почти 4 миллионов человек.
На его совести кровопролития в Камбодже и Чили, устроенная Индонезией резня в Восточном Тиморе, убийство пакистанской армией до 3 миллионов жителей Бангладеш. В той войне 1971 года США подтолкнули Пакистан к расправе над требовавшими независимости бенгальцами, на стороне которых выступили Индия и СССР. «Мы не можем позволить, чтобы друг США и Китая подвергался нажиму в конфликте с другом Индии», — убеждал тогда Никсона Киссинджер. Крупная группировка советского ВМФ вошла в Бенгальский залив и не позволила авианосной группе США вытеснить из него индийские корабли. Пакистан был вынужден признать свое поражение и капитулировал…
Незадолго до кончины Киссинджера Грег Грандин заявил в интервью Rolling Stone: «Нет сомнения, что Киссинджера провозгласят величайшим геополитическим стратегом, несмотря на то что его вмешательство ухудшило большинство кризисов и привело к их эскалации. Его ценят за открытие Китая, но он всего лишь позаимствовал идею, которую проталкивал президент Франции Де Голль. С одной стороны, он инициировал разрядку в отношениях с СССР, с другой — подорвал свое наследие, присоединившись к неоконсерваторам».
Киссинджер был разработчиком фашистского переворота в Чили. До сих пор не выяснена его роль в Уотергейтском скандале с прослушиванием в штабе Демократической партии. В то же время Киссинджер умело прикармливал прессу. Круг известных журналистов, которым он передавал внутреннюю правительственную информацию, в качестве благодарности обеспечивал защиту госсекретаря. Об этом пишет в биографии Киссинджера знаменитый репортер Сеймур Херш. Одновременно Киссинджер страдал параноидальным страхом несанкционированной утечки информации, поэтому распорядился, чтобы ФБР подслушивало его сотрудников и журналистов. Он не верил в искренность тех, кто заверял его в своей преданности.
Хиллари Клинтон в 2014 году назвала его «другом», на чьи советы она полагалась на посту госсекретаря. Именно Киссинджер наставлял тех, кто потом развязал войну в Сирии и обрушил на Украину антирусский «майдан». Он приветствовал приход в Госдеп безответственных функционеров Блинкена и Нуланд. Хиллари Клинтон вспоминает, что Киссинджер обладал твердой верой, которую разделяли она и Обама, в незаменимость продолжения лидерства Америки в служении либеральному порядку. В благодарность Киссинджер назвал работу Клинтон на посту госсекретаря самой эффективной из того, что он наблюдал.
БОМБЫ – ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ
Сегодня мало кто знает, что Киссинджер, считавшийся в разгар войны президента Джонсона с Вьетнамом, одним из самых влиятельных стратегических экспертов, сделал все, чтобы затянуть переговоры с Ханоем. Война во Вьетнаме не должна была закончиться до прихода к власти Никсона. Он хотел заключить мирное соглашение и войти в историю в качестве миротворца, а не отдавать этот титул завершавшему свое президентство Джонсону. Rolling Stone пишет, что Киссинджер саботировал шанс закончить боевые действия в 1968 году.
Киссинджер внушил Никсону идею, что они сумеют добиться мира на самых выгодных для США условиях, если президент продемонстрирует Северному Вьетнаму кровожадную твердость и готовность пойти до конца. С февраля 1969-го по апрель 1970 года американская авиация сбросила 110 тысяч тонн бомб на Камбоджу, через которую Вьетнам поставлял оружие на юг страны. Полковник Рэй Ситтон рассказал в интервью Хершу для его книги «Цена власти», что Киссинджер лично отбирал объекты для бомбежек Вьетнама и Камбоджи. Удары по Камбодже продолжались и после заключения в Париже мирного договора с Вьетнамом. Бомбы убили 100 тысяч из 7 миллионов жителей Камбоджи, которая формально была нейтральной страной.
С тех пор США регулярно бомбят страны, которым даже не объявляют войну. Вину за поражение во Вьетнаме Киссинджер возложил на южновьетнамский марионеточный режим так же, как это потом будет сделано в Афганистане и Ираке. После «террористического нападения» на Нью-Йорк в 2001 году в течение 20 лет четыре президента США бомбили Пакистан, Йемен, Сомали, Ливию, Сирию и другие страны.
Rolling Stone поясняет, что Киссинджер был энергичным оператором холодной войны, однако идеология его не волновала. Глядя в будущее, он создавал основу для противостояния уже с Россией для обеспечения геополитического доминирования Америки. Для этого годились любые средства. Именно с намерением заблокировать СССР Никсон и Киссинджер «открыли» Китай, что считается главным достижением администрации Никсона. Сеймур Херш называет Никсона большим теоретиком сближения с Пекином, а Киссинджера — исполнителем этого плана. В июле 1971-го он нанес секретный визит в Китай для подготовки приезда в КНР президента США.
ВСЕГО ЛИШЬ «ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ»
Rolling Stone утверждает, что в Чили Киссинджер строил модель мира, в котором мы сегодня живем. В 1970 году на выборах в этой стране победил социалист Сальвадор Альенде, потребовавший от США возместить ущерб, нанесенный эксплуатацией американскими корпорациями природных ресурсов. Киссинджер воспринял события в Чили как вызов лично ему. На следующий день после выборов он распорядился, чтобы ЦРУ разработало план свержения Альенде. На совещании с ответственным за секретные операции Томом Карамезинесом он спросил: «А почему бы нам не поддержать экстремистов?» И 11 сентября 1973 года власть в стране перешла к военной хунте генерала Пиночета.
Президент Альенде погиб вместе с 3200 вставшими на его сторону чилийцами. Потом Киссинджер лгал на слушаниях в сенате, что США не имеют отношения к этому перевороту. Чили было отдано в распоряжение транснациональных корпораций и банков. Компаниям разрешили вывозить из страны 100 процентов своих доходов.
«Пыточные камеры Пиночета стали родильным домом неолиберализма, это было дитя, принятое Киссинджером в кровавых родах. Устанавливался тот самый либеральный мировой порядок, который Хиллари Клинтон считала делом жизни Киссинджера», — разъясняет Rolling Stone. В 1976 году Киссинджер прибыл в Чили, чтобы подбодрить Пиночета, жестокость которого возмутила конгрессменов США. «Я считаю, что вы стали жертвой левых групп по всему миру, — сказал генералу Генри. — А ваш главный грех — свержение коммунистического правительства».
Сегодня преступления Киссинджера объявляют достижениями, его славят за то, что он «вбомбил» Северный Вьетнам в заключение мирного соглашения, а террор Пиночета и миллионы убитых бенгальцев в Бангладеш называют всего лишь «трагическими событиями», когда «цивилизованному миру» приходилось выбирать меньшее из зол.
Николай Иванов.