Бить по брендообладателю

Экономика

Андрей Паршев: «Надо хорошо понимать, что “параллельный импорт” – это для нашей экономики не добро, а зло, но зло неизбежное на некотором этапе. Это, так сказать, протез идеала “свободной торговли”. Возрождая свою промышленность, надо будет от него избавляться, и первые шаги в этом направлении уже делаются»

Минпродторг урезает список параллельного импорта. Зачем? В некоторых публикациях российских изданий на эту тему красной нитью прослеживается мысль о том, что делается это «по злобе». Ну вот просто хочется злому Минпродторгу, чтобы потребитель страдал от подорожания любимых айфонов, или, того хуже, от их отсутствия.

Такая версия имеет, конечно, право на существование, но она вряд ли верна.

Внешне это выглядит, будто наши госорганы действуют в одном ключе с организаторами антироссийских санкций. То есть некоторые страны запретили своим производителям поставлять продукцию в Россию (а заодно в Белоруссию). У нас сначала вроде бы парировали этот укол, разрешив завозить такие товары по «серым» схемам, через посредников. Но теперь, через полтора года, вдруг решили «поддержать санкции», типа «нельзя – значит нельзя», и для некоторых товаров запретили импорт вообще.

Зачем это сделано, хорошо видно на примере десертного ликёра «Егермайстер». Вроде бы странно, почему немцы решили покарать Россию именно этим ликёром, учитывая бесконечные ряды бутылок с пёстрыми наклейками на полках винных магазинов. Но не странно, если посмотреть статистику. Объёмы продаж «Ягера» в денежном исчислении в нашей стране почти достигает объёма всех брендов виски. Никакой другой сорт западного алкоголя до планки «Старшего ягера» не допрыгивает. Это результат и продуманных рекламных кампаний (есть фирменные очки, фляжки, стопки, даже носки «Егермайстер»), и того, что ликёр просто вкусный. Западный, да и вообще иностранный алкоголь, на мой вкус, как правило, противный, а этот – исключение.

И вот, по задумке Запада, лишённые ликёра русские рыбаки, охотники и т.д. должны были восстать и что-то там такое сделать, но этого не произошло. Возможно, из-за «серого импорта». «Ягер» снова появился в магазинах, причём усложнённая логистика не очень-то повлияла на цену, она почти досанкционная.

И всё бы ничего, но ситуация нетерпимая. От такого импорта страдает наша экономика. А производитель, выражая ненависть к России, пользуется российским рынком. Покупка чего-то за границей – это, по сути, вывоз капитала. Поэтому, если наш, российский производитель предложит адекватную альтернативу, то правильно будет его поддержать, в том числе и запретом на оригинал.

Именно это сейчас и планируется сделать – запретить импорт «Ягера» вообще. Потому что калужский ЛВЗ выпустил альтернативу: два ликёра в таких же, как у «Егермайстера», штофах зеленого стекла – Alter Heiler и Konig Heiler. Есть также белорусские варианты.

То есть планируются чисто протекционистские меры, и, в общем, это можно только приветствовать. Но есть некоторые «но». Первый ликёр в общем похож на прототип, но есть и отличия: немного не та консистенция, он покислее и в нём больше горечи. Второй похож на «оригинал» больше, но тоже не до степени неразличимости. На мой взгляд, в таких случаях нужен механизм, отчасти схожий с госзаказом, чтобы производитель знал, какие примерно характеристики должны быть у «импортозаменителя».

Но алкоголь – это всё же не главное, да, и, честно говоря, он вообще вреден, и если вы его не пробовали, то лучше и не начинать.

А вот среди инициатив Минпродторга есть и более важные. Во-первых, речь идёт о мерах против ряда производителей смартфонов и компьютеров, которые присоединились к санкциям против России. Самые знакомые нам – это LG и Samsung. У нас уже есть замена, которую предоставляют российские компании работающие на платформе АНО «Цифровая экономика». Они, правда, обеспечивают в основном сборку, а компоненты придётся пока покупать, но, тем не менее… И, хотя протекционистские меры, как правило, дают дополнительную нагрузку на рыночные цены, в данном случае серьёзного подорожания не будет. Гарантия тому – присутствие в этом сегменте серьёзных игроков, которые к санкциям не присоединялись. Да, это в основном Китай. Есть также предложения и по более серьёзным группам, относящимся к вычислительной технике, например серверам, но пока Минпромторг считает, что российское производство не готово к тому, чтобы заменить импорт.

А во-вторых, в Минпромторге рассматривают такую меру, когда контрсанкциям будут подвергаться не бренды, а их правообладатели. Это очень разумный шаг, поскольку зарегистрировать какой-то новый бренд для старой продукции очень просто. Хотя и против таких мер есть обходные пути, так что, механизм должен быть тщательно продуман.

В общем, в данном случае можно видеть попытку всё-таки реализовать протекционистскую политику, защитить отечественного производителя и даже в какой-то мере управлять развитием экономики. Важно, чтобы это процесс не останавливался, в том числе по коррупционным причинам (не секрет, что многие иностранные поставщики жизненно нуждаются в российском рынке). Но экономика – это, по сути, борьба за существование нации и государства, тут борьба идёт не на жизнь, а на смерть.

Надо хорошо понимать, что «параллельный импорт» – это для нашей экономики не добро, а зло, но зло неизбежное на некотором этапе. Это, так сказать, протез идеала «свободной торговли». Возрождая свою промышленность, надо будет от него избавляться, и первые шаги в этом направлении уже делаются.

Ну, и за русофобию надо наказывать, так что предлагаемые меры – это совмещение приятного с полезным.

Источник