Кто поднял руку на Байкал?

Экология

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий сплошные рубки в центральной экологической зоне озера Байкал.

Авторы проекта, депутаты и сенаторы предложили разрешить возводить там очистные сооружения, коммунальные объекты, дороги, кафе, рестораны и туалеты, мотивируя это заботой о местных жителях и тем, что «жизнь не стоит на месте». В парламенте вспыхнул скандал: противники внесенных поправок назвали их варварскими и «похоронами священного озера». Против выступило даже Правовое управление. Депутаты возмущались, что проект широко не обсуждался и его пытаются протащить втихаря. Короче, много резкого наговорили.

Известно, что еще в СССР даже цены на продукты власти повышали «по просьбам трудящихся». Авторы законопроекта тоже использовали эту практику, прикрываясь трогательной заботой о гражданах и инициированными откликами с мест. «Считаю, что законопроект направлен на защиту прав и интересов граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, – утверждает эксперт Общественной палаты Иркутской области Игорь Саенко. – Законопроект устраняет нарушение конституционного равноправия граждан РФ (даже так!), проживающих на БПТ».

По его словам, те, кто живет в границах населенных пунктов БПТ, были лишены права на получение земельных участков в собственность, при этом остальные наши граждане имели на это право в порядке и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством РФ.

Дополняет аргументы эксперта судебный юрист Саенко Юлия, заявляя, что якобы общественные обсуждения в Иркутске показали: большинство их участников поддерживают предложения по изменению законодательных норм. Они понимают, что только это позволит начать спасение байкальских лесов от вредителей, а также будет способствовать эффективному проведению селезащитных мероприятий. И самое главное – позволит людям спокойно жить на Байкале.

Байкал – самое глубокое озеро на Земле, максимальная его глубина – 1642 м. В Байкале огромные запасы озерной пресной воды, они составляют пятую часть от всех мировых запасов. Там воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах Северной Америки.

В 1966 году открылось производство на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК), в результате чего стали деградировать прилегающие донные территории озера. Пылегазовые выбросы негативно влияли на тайгу вокруг БЦБК, отмечалось усыхание леса. Общественность забила тревогу – вокруг озера и комбината началась громкая и долгая дискуссия. Что характерно, открытая, публичная. (Сегодня подобные споры стараются на публику не выносить.) Экологи сходились на том, что сбрасывать химические отходы комбината в озеро нельзя ни при каких обстоятельства. Их оппоненты клялись, что отходы минимальные, очистные сооружения работают прекрасно, а продукция БЦБК позарез нужна экономике страны.

В феврале 2013 года правительством РФ было принято решение о закрытии БЦБК, в сентябре 2013 года производство было остановлено. Но, правда, конкурсный управляющий заявил, что слухи о закрытии комбината не соответствуют действительности, он в любой момент может возобновить работу. И этот демонстративный жест вынудил правительство принять окончательное решение по БЦБК.

Но история с бедами Байкала, как видно, повторяется. Сначала в Госдуме появился законопроект №161119-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Он разрешал сплошные рубки в центральной экологической зоне БПТ по семи основаниям. Среди них были строительство селезащитных и других гидротехнических сооружений, коммунальной инфраструктуры, автодорог, объектов временного размещения, общественного питания и бытового обслуживания, общественных туалетов в виде «санитарных учреждений». То есть почти неограниченное хозяйственное освоение территории. Текст вызвал протест Общественной палаты, которая дала отрицательный отзыв, и законопроект был переделан. Его сократили, однако ключевые вредоносные пункты все равно остались.

Обсуждение спешно подготовленного нового (почти старого, но под другим номером) документа в Госдуме оказалось скандальным и конфликтным. «Идет подмена понятий. Этот законопроект никто не обсуждал: ни научное сообщество, ни эксперты, ни профильные министерства. Он был внесен пару недель назад», – сказал первый зампред комитета Госдумы по экологии Вячеслав Фетисов. И призвал разобраться, «какой бизнес будет бенефициаром» предполагаемой вырубки. Судя по масштабам кампании, за ней стоит кто-то очень влиятельный.

Против выступило и Правовое управление Госдумы в лице его начальника Романа Колачева. В его заключении говорится, что предложенные поправки «не согласуются с особым статусом озера Байкал и установленным режимом охраны Байкальской природной территории». Проведение сплошных рубок в центральной экологической зоне прямо запрещается ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал», а строительство новых хозяйственных объектов – ст. 6 этого же закона.

Несмотря на это, голосование состоялось и большинством голосов «ЕР» документ приняли в первом чтении. Хотя еще сохраняется надежда, что это «большинство» одумается к чтению второму. И поймет, что Байкал и его территория — это не только резервуар пресной воды, не только кубометры древесины и гектары земли. По словам великого писателя Валентина Распутина, «редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале… Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь». Чего нам так не хватает сегодня.

Источник