Краеведению – государственную политику

Вывести краеведение на общегосударственный уровень — задача первостепенной важности

Каждый год 30 ноября в России отмечают День краеведа. Этот праздник был учреждён в 2014 году, но за эти 8 лет он так и не стал массовым и популярным, таким же как, например, День учителя, День медицинского работника или День железнодорожника. А всё потому, что со стороны государства мало, а вернее совершенно не уделяется внимания краеведению. У государства, к сожалению, нет чётко сформулированного отношения и политической стратегии в отношении краеведения. А в этом есть крайняя необходимость, потому что краеведение как исследование и сохранение истории, природы, языка, культуры, традиций родного края, всего того, чем занимаются краеведы на голом энтузиазме, – это государственно важная миссия.

Прежде всего, это миссия патриотического воспитания народа, ибо по меткому определению академика Д.С.Лихачева, любовь к родному краю, родной культуре, родному городу или селу и к родной речи, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему. А откуда же возьмётся любовь к родному краю и родной культуре без знания и понимания родного края? Это знание и понимание во многом дают плоды краеведческого труда. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине.

Немаловажной ролью краеведения является и сохранение исторического, архитектурного, культурного, природного, языкового наследий родного края. Каждый край тем и уникален, что обладает своими достопримечательностями. Но зачастую мер государственной поддержки на сохранение этих достопримечательностей не всегда и на всё хватает. Поэтому зачастую эту миссию выполняют краеведы, они организуют волонтёрские субботники по очистке памятников старины, они пишут и зачастую за свой счёт издают книги, они собирают и сохраняют фольклор, создают народные музеи, в которые потом едут и туристы, а это в свою очередь развитие экономики родного края, а значит развитие своей малой Родины.

Сегодня краеведы — это истинные подвижники. Они трудятся на общественных началах, тратят своё время и деньги, и бывает, сталкиваются с государственным бюрократизмом в достижении своей просветительской, собирательской, охранной миссии.

Таким образом, выведение краеведения на общегосударственный уровень — это задача первостепенной важности.

Прежде всего необходимо вернуть преподавание краеведения в школы. Причём это преподавание должно стать не классным (теоретическим), но практическим. Преподавание краеведения в школах — это воспитание в учащихся патриотов и граждан на конкретных примерах, приобщение их к истории, культуре, природе родного края.

Во вторую очередь региональным бюджетам необходимо выделять средства на издание книг и периодических газет или журналов краеведческого характера. В нашей стране множество энтузиастов библиотекарей, музейщиков, экологов, лингвистов, пишущих исследовательские материалы о родном крае, но зачастую дальше публикации в своих соцсетях они не попадают в народные массы.

В третью очередь необходима комплексная поддержка развития местных краеведческих музеев, которые сегодня выживают по остаточному принципу и без того нищих местных бюджетов.

Поэтому в наше время, когда уровень патриотизма среди молодежи позорно ничтожный, когда вымирают деревни, сёла и малые города, когда культура страны напичкана русофобщиной, выведение краеведения на государственный уровень это крайне необходимое дело.

Дмитрий Михайлович Коновалов, магистр юриспруденции, публицист

Источник