Два месяца назад общественность была потрясена.
«7 февраля 2012 Две девочки покончили с собой, спрыгнув с крыши 16-этажного здания в подмосковной Лобне вечером во вторник, передает агентство «Интерфакс»».
Трагедия прошла по всем телеканалам и новостным лентам – и, увы, послужила «спусковым крючком» для аналогичных самоубийств – психологи знают о таком трагическом механизме подражания. Тем для обсуждения ещё прибавилось.
Забил тревогу адвокат Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка:
«Если мы не решим корни этой проблемы, мы потеряем целое поколение. Шесть тинэйджеров совершили суицид за 10 дней. Это не эпидемия самоубийств – это – государственная трагедия «. Тинэйджеры – это, по-русски, подростки.
Но ситуация потрясла не только тех, кому положено по службе:
«Президент Медведев потрясен и требует разработать национальный план предотвращения подростковых самоубийств» — сообщают СМИ.
Жаль, что до Президента дошло только в конце его срока правления, а не в начале, хотя тот же Астахов неоднократно заявлял об остроте проблемы и необходимости срочных мер. И жаль, что его информация до Президента не доходит, а доходят только сообщения СМИ. Но план борьбы с этим страшным явлением, и кстати, страшным грехом – нужен позарез. И понятно, что должно стоять первым пунктом в таком плане – запрет на рекламу самоубийств. Но… минуточку.
Вот что всплыло в выступлениях: «в год в России кончают жизнь самоубийством 1500 детей». Да, вот такая страшная, но, увы, неизменная статистика. Каждый день так погибает по стране 4-5 подростков. Каждый день!
Так почему же тема поднялась именно в начале февраля 2012 года? Ведь её можно было обнародовать в любой месяц любого года? Есть предположение, почему именно в феврале и именно 2012 года.
Вот странное совпадение:
«21 февраля в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера дебютного фильма Егора Баранова «Самоубийцы»».
«Представляя картину, продюсер Александр Стриженов отметил, что «таким образом мы смеёмся над смертью», и «кино, в некотором плане, социальное», и привел некоторую статистику по самоубийствам в России».
Кинокритики отметили: «На волне громких самоубийств, прокатившихся по России, выход на широкие экраны «Самоубийц» (2011) — дипломной работы режиссера Егора Баранова — возможно, окажется как нельзя кстати».
Конечно, это может быть случайным совпадением. Может быть. Но я в это не верю. Я считаю, что для раскрутки фильма (не слишком, говорят, хорошего даже по российским меркам) была предпринята информационная кампания. Никого, конечно, с крыши не толкали, просто широко распространили информацию из уголовной хроники, которую обычно обнародовать не было принято. И всё, общественный интерес разогрет, сколько-то тысяч дополнительных билетов на «черную комедию» куплено. А что при этом сколько-то подростков дополнительно пополнили статистику – ну, это же не проблема тех, кто «раскручивает» фильм.
В новом романе В.Пелевина «STUFF» в мире будущего нет границы между художественным творчеством и новостями – новости создаются, а мозги зрителей и слушателей приводятся в «бурление» информационным излучением, как гамбургеры в микроволновке. Что ж, писатель только отразил в художественной форме реальную действительность.
Андрей Паршев