Препаратные игры
Объединение российского рынка лекарств с белорусским и казахским приведёт к росту количества подделок и не принесёт снижения цен
1 октября вступили в силу новые правила ввоза лекарств на территорию стран – членов Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана. С этого дня импортёрам больше не требуется получать лицензию Минпромторга РФ и разрешение федерального Минздравсоцразвития. Административные барьеры будут разрушены, но радоваться этому не приходится. Сфера оборота лекарств требует самого тщательного контроля – и за производством, и за распространением, и за потреблением. Таможенному союзу при свободном обороте лекарств на всей территории делать это будет намного сложнее, а значит, угроза появления на рынке контрабанды и подделок резко возрастёт. Не приходится нам надеяться и на снижение цен.
Сегодня происходит перенос таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с внутренних границ государств – членов Таможенного союза на его внешнюю границу. Хотя лекарства – особый вид товара, и спешить с таким переносом (а за ним обычно стоят бизнес-интересы) не стоит, ибо нужна совершенная и специфическая инфраструктура. Сейчас до 85% ввозимых в Россию лекарств растаможиваются на складах в Московской области, что обспечивает более-менее приемлемый контроль. Но после облегчения для предпринимателей процедуры таможенного контроля в российские аптеки может хлынуть поток некачественных и фальшивых лекарств с «братских» территорий. Нововведения, кстати, касаются и тех, кто занимается оптовыми поставками препаратов на территории третьих стран.
Что нового увидят в аптеках российские покупатели в скором времени? Подтверждая обеспокоенность корреспондента «Нашей Версии», врио руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова заметила, что «ответ на вопрос о рисках очевиден». И подтвердила, что работа органов, контролирующих сферу лекарств, значительно усложнится.
Многие аналитики сходятся во мнении, что потенциальные риски для попадания в Россию серых партий, некачественного товара или подделок лекарств в условиях Таможенного союза увеличиваются. Конечно, такого, как в 90-е годы, когда говорили чуть ли не о 30% фальшивых лекарств на фармрынке России, сейчас нет. Но во многом это следствие резкого сокращения количества оптовых поставщиков – из работавших в 2009 году около 800, в том числе мелких, осталось около 300. Понятно, что после открытия общего таможенного пространства оптовиков вновь станет больше – за счёт как компаний из соседних стран, так и тех, кто решит воспользоваться появившимися послаблениями.
Между тем проблемы в этой сфере существуют и сейчас. В результате мониторинга качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении, в 2010 году было выявлено и изъято 22 торговых наименования, 40 серий готовых лекарственных препаратов, произведённых из фальсифицированных субстанций. О том, что в нашей стране есть проблемы с фальшивыми субстанциями, говорила и руководитель Росздравнадзора Елена Тельнова. По её словам, за восемь месяцев 2011 года в РФ выявлено 20 серий 14 наименований фальшивых препаратов и ещё 492 серии 235 наименований некачественных лекарств. Причём импортных среди них только 36%, а 64% – отечественные лекарства, которые и близко нельзя было допускать к населению. И это только официальная версия. Эксперты говорят о том, что фальшивки занимают 1–2% всего оборота на рынке России.
Сегодня у России есть 26 лабораторий для проверки лекарств по разным параметрам, но при этом только в немногих из них наличествует современная исследовательская база и библиотека спектров лекарств по 200 наименованиям. Пока этим могут похвастаться только Гудермес, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Красноярск. К этому списку до конца 2011 года должны добавиться Хабаровск и Санкт-Петербург. Есть надежда и у Москвы, где идёт обновление соответствующих лабораторий центрального НИИ. Конечно, с введением в строй в этом году шести новых лабораторных комплексов выявляемость некачественных и фальшивых лекарств увеличится, но справиться с возросшим после открытия границы потоком лекарств они вряд ли способны. А остальные лаборатории, оснащённые ещё в советские времена, вообще по-настоящему эффективно работать не способны.
Объём фармацевтического рынка стран Таможенного союза сегодня оценивается в 17 млрд долларов. И цены на многие препараты в России, Белоруссии и Казахстане различаются. Что же нас ждёт в ближайшем будущем? «Реально в Белоруссии лекарства, как инновационные, так и дженерики (копии), в среднем раза в три-четыре дешевле, чем в России, а то и в пять-шесть раз, – говорит директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. – Различны риски и масштабы бизнеса, отличаются ресурсы на «раскрутку» препаратов. Дальнейших пути два: либо у них лекарства подорожают, либо у нас подешевеют. Я думаю, что скорее они подорожают в Белоруссии, и уже в ближайшее время».
Правда, эксперт считает, что быстрых перемен российские покупатели не заметят: лекарства из Белоруссии и Казахстана не сразу «повалят валом» в российские аптеки. Не стоит опасаться и того, что в наших аптеках в массовом количестве появятся зарегистрированные в Белоруссии и Казахстане, но ещё не разрешённые в России лекарства. Дело в том, что в РФ из-за масштабов препараты фармрынка обычно регистрируются раньше – такова логика бизнеса.
И всё же аптечный бизнес может серьёзно пострадать от нововведений. Аптек и так становится всё меньше, а ассортимент в них сокращён уже до предела. В 60% субъектов РФ аптеки в 2011 году перестали быть рентабельными, и неясная ситуация с ценами на лекарства в ближайшие годы вряд ли будет способствовать притоку капитала в отрасль. Международные эксперты полагают, что государство будет выделять ресурсы на лекарственное обеспечение ещё менее щедро, чем в последние годы, меньше денег на препараты будет тратить и население. «Период лёгких денег в России прошёл, – отметил на осенней сессии лидеров фармбизнеса «Что происходит на фармацевтическом рынке?» эксперт The Boston Consulting Group Эвальд Крайд. – Рост продаж будет только в области безрецептурных препаратов, а бизнес будет вынужден меньше тратиться на маркетинг, сокращать себестоимость лекарств за счёт расширения линеек препаратов и уменьшения персонала компаний».
Казалось бы, дешевизной препаратов из соседних стран могли бы воспользоваться государственные структуры, ответственные за обеспечение лекарствами льготников. Сегодня, с ухудшением экономической ситуации да ещё при госконтроле цен на лекарства Перечня ЖНВ ЛП, проблемы с обеспечением льготников препаратами почувствовали многие субъекты. А ведь льготников в России огромное количество – 4369 тыс. человек! Причиной перебоев врио руководителя Росздравнадзора назвала «некачественные и поздние закупки». В целом в России на 19 сентября 2011 года при выписанных в 2011 году 41,6 млн рецептов более 10 тыс. рецептов находятся «на отсрочке», 6 тыс. человек отказано в предоставлении лекарств, а 77 тыс. рецептов (0,2% от общего количества) пациенты в аптеки даже не сдали по разным причинам, главная из которых – отсутствие препаратов. Так, в Чечне не предъявлено около 10 тыс. выписанных рецептов, в Хабаровском крае – 7,5 тысячи. Массу рецептов не предъявили пациенты в Орловской, Пензенской, Рязанской, Липецкой, Ульяновской областях, в Санкт-Петербурге.
Но пока о закупках лекарств у компаний из Белоруссии и Казахстана для льготников говорить рано. «Участвовать в государственных тендерах и аукционах им и сейчас ничто не мешает, – поясняет Давид Мелик-Гусейнов. – Но либо масштабы не те, которые нужны в России, либо соответствующих форм препаратов не выпускают. Правда, ФАС РФ уже высказывалась относительно того, что на аукционах не позволительно требовать форму лекарства (таблетку, мазь или капли, к примеру), отбор должен идти только по МNN (международному непатентованному наименованию), то есть по составу препарата. Если рекомендации ФАС вступят в действие, то положение у предпринимателей из Белоруссии как претендентов укрепится.
«Несложно открыть границу, сложнее гармонизировать оборот лекарств, логистику, ведь в странах Союза разное законодательство, разное качество лекарств, гармонизированные документы пока не готовы. Нужно не менее двух-трёх лет, чтобы Таможенный союз в этом плане заработал, – уверяет Давид Мелик-Гусейнов. – А общими стандартами в производстве и в логистике должны стать стандарты ЕС».
Источник: Версия