На развалинах Болонской системы

Образование

Очередной перл бывшего министра Андрея Фурсенко резко активировал дискуссию о российском образовании.

В свое время он прогремел на всю страну заявлением, что советская система формировала творца, а сейчас нужно воспитывать потребителя. На этот раз он отличился тем, что приравнял диплом бакалавра к диплому о высшем образовании.

«Это специалисты, которые получили высшее образование», – на полном серьезе заявил Фурсенко. И граждане совсем запутались: то ли это итог объявленной реформы, то ли она еще и не начиналась после отказа РФ от так называемой Болонской системы? Профессиональное сообщество было шокировано. Общее мнение выразил политолог Сергей Карнаухов: «Теперь недоучки будут считаться квалифицированными специалистами».

Болонская система – весьма свежий продукт европейской мысли. В 1998 году министрами образования четырех европейских стран – Франции, Германии, Великобритании и Италии – была подписана Сорбоннская декларация, цель которой в создании общих положений по стандартизации высшего образования. Затем эти цели были подтверждены при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили готовность взять на себя соответствующие обязательства.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Фурсенко тогда исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий, но на следующий год стал министром образования и науки. Так что он, по сути, стоял у истоков внедрения в России Болонской системы.

Предполагалось, что российская будет ориентирована на унификацию с европейской системой образования. Но при этом Болонская коренным образом отличается от системы, исторически сложившейся в России. Специалисты понимали, что многое придется менять, а что-то ломать кардинально и строить заново. И это на фоне многочисленных комплиментов европейских педагогов именно российской системе. «В вашей стране выстроено лучшее образование, – признавались европейцы российским коллегам. – Мы используем ваш бесценный опыт. Зачем вы стали все менять?» А российские коллеги сознавали потенциальные риски, но укоренившиеся во власти либералы настаивали: «Шоб все у нас было, как в Европах!» – и продавили свое решение.

Внедренная в РФ Болонская система подразумевала единые образовательные стандарты для всех европейских вузов: трехуровневое образование (бакалавр – магистр – доктор) и дипломы единого образца. Претендент на степень бакалавра должен отучиться 3-4 года, еще через два года студент получал степень магистра. Система позволяла студентам свободно переводиться между образовательными учреждениями стран-участниц, и на эту лакомую приманку клюнуло у нас много молодых людей. Дипломы, полученные в России, признавались – должны были признаваться – во всех государствах Европы. Казалось бы, чего лучше?! Однако красиво это было только на бумаге. «Болонская система предполагала в идеале обоюдное признание дипломов бакалавра и магистра. Но этого не произошло», – утверждает доктор политических наук Александр Чумиков.

Источник