Историческая неблагодарность
Афины решили не приглашать россиян на приёмы по случаю годовщины войны за независимость Греции
Соответствующие указания правительство страны дало своим посольствам по всему миру. Выглядит это, по меньшей мере, странно. Ведь русские проливали за греков свою кровь в Наваринском сражении, а фактическую независимость от Османской империи Греция получила именно благодаря победе России над Турцией в войне 1828-1829 гг. А сегодня власти Греции, по сути, пытаются игнорировать вклад России в становлении государственности их страны.
Греция находилась под турецким владычеством более трех с половиной столетий. В России идеи оказания помощи единоверцам на Балканском полуострове были весьма популярны. Об этом мечтали российские монархи, начиная с Петра I. А Екатерина II даже задумывалась над перспективой создания отдельной Греческой империи. Но мечты — это одно, а реальность — другое. Победы над огромной могущественной Портой давались непросто. При этом Россия предоставляла убежище активистам греческого национально-освободительного движения, вынужденным бежать от османских властей.
Сложными были отношения у сторонников независимости Греции с российским императором Александром I. В эпоху его царствования в Одессе было создано и активно работало греческое тайное общество «Филики Этерия», однако сам монарх идеям повстанцев не сочувствовал. Он был сторонником принципа легитизма в международном праве, и считал, что государство может обрести независимость только по воле своего монарха, и никак иначе. Несмотря на то, что российское общество горячо поддерживало освобождение греков из-под турецкого ига, Александр I воздерживался от помощи им даже после начала на Балканах восстания в 1821 году.
Совсем по-другому повёл себя брат Александра — Николай I. В 1827 году между Россией, Англией и Францией была подписана Лондонская конвенция, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия. Однако Османская империя отказалась ее признать. Более того, турецкие войска стали совершать зверства в отношении греческого населения. В ответ на это Россия, Англия и Франция направили к берегам Греции объединенную эскадру, которой командовал, как старший по чину, британский вице-адмирал Эдвард Кодрингтон. Основные силы турецко-египетского флота были сосредоточены в Наваринской бухте под защитой береговых батарей.
20 октября 1827 года, после убийства турками парламентеров союзников, произошло Наваринское сражение. Османская империя потеряла в нем около 60 кораблей и несколько тысяч моряков. Решающую роль в сражении сыграла русская часть эскадры. Особенно отличился линейный корабль «Азов», которым командовал Михаил Лазарев — один из первооткрывателей Антарктиды. Экипаж «Азова» уничтожил пять османских кораблей, включая фрегат командующего турецким флотом. При этом «Азов» получил 153 попадания, семь из которых — ниже ватерлинии.
После поражения в Наваринском сражении турецкий султан Махмуд II расторгнул все ранее заключенные с Россией соглашения, запретил российским судам заходит в Босфор и стал усиливать войска на Дунае. В апреле 1828 года между Османской империей и Россией началась война. Боевые действия велись на Балканах и на Закавказье. В 1829 году русская армия одержала ряд крупных побед на обоих театрах. 14 сентября между Россией и Османской империей был подписан Адрианопольский мирный договор, одним из ключевых положений которого было признание Турцией широкой автономии Греции. В 1830 году Россия, Англия и Франция подписали Лондонский протокол, официально признававший Грецию независимым королевством.
За греческую независимость больше всего сражались именно русские войска. И западные союзники опасались роста влияния Санкт-Петербурга на Балканах. Чтобы этого не произошло, они добились максимального сокращения границ нового государства.
Монархом был объявлен сын короля Людвига I Баварского Оттон. В дальнейшем руководство Греции колебалось между немецкой и британской ориентацией. В начале ХХ века в результате серии войн Греция смогла существенно расширить свою территорию, однако поражение от Турции привело к обрушению греческих планов по установлению контроля над частью Малой Азии и Восточной Фракией.
В годы Второй мировой войны нацисты установили в Греции жестокий оккупационный режим. Гитлеровцы вынуждены были бежать с территории страны только в сентябре-октябре 1944 года из-за того, что советские войска вступили в Болгарию, и немцы оказались под угрозой перекрытия путей отступления. 2 октября последний нацистский солдат покинул Афины. Увидев, что немецких войск в Греции уже почти не осталось, Великобритания срочно перебросила туда свои силы с итальянского фронта в рамках операции «Манна». Историки называют действия официального Лондона «странными» с военной точки зрения. Но британцы действовали из соображений «политической целесообразности». Огромную популярность у населения страны имели просоветски настроенные партизаны-коммунисты. Кроме того, местные жители прекрасно понимали, что именно благодаря Красной армии нацисты бежали из Греции. Англичанам необходимо было ни в коем случае не допустить свободного волеизъявления греческих граждан и установить в стране новый оккупационный режим. В первую очередь британцы взяли под свою защиту местных нацистских коллаборационистов и сформировали с ними общие подразделения для «поддержания правопорядка».
«Грекам не позволили править своей страной и решить свою собственную судьбу», — прокомментировал происходящее находившийся в Греции французский дипломат Жан Белен.
Хотя в ходе проведения операции «Манна» британцы декларировали «гуманитарные цели», практически не сохранилось никаких сведений об оказании Лондоном помощи местному мирному населению. Существует всего одно достоверное упоминание о выдаче продовольствия 20 тыс. греков английскими военными. Фактически все вопросы со снабжением людей едой решали коммунистические партизаны.
Тем не менее из-за британской оккупации после завершения Второй мировой войны Греция попала под западное влияние, несмотря на то, что значительная часть населения симпатизировала Советскому Союзу и в государстве даже произошла гражданская война.
На современном этапе политическую ситуацию на Балканах можно характеризовать как парадоксальную. Жители Греции, согласно данным социологических опросов, являются одним из самых пророссийски настроенных народов в Евросоюзе и НАТО, в отличие от их властей.
Например, оценивая ход Специальной военной операции ВС РФ на Донбассе, всего 7% греков призывают к увеличению помощи киевскому режиму, и 20% — предлагают оставить ее на нынешнем уровне. 42% жителей Греции говорят, что помощь Украине нужно обрезать и принуждать ее к мирным переговорам.
Но при этом власть в стране находится в руках у правой прозападной партии «Новая демократия». Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис недавно даже публично назвал Россию «врагом Европы».
Сиюминутные политические пристрастия могут, конечно, меняться. Но изменить тот факт, что русские солдаты и моряки сражались в свое время за независимость Греции от Османской империи и добились ее, невозможно. Впрочем, как и то, что благодаря Красной армии нацисты бежали из Греции осенью 1944 года.
Пригласив в наши дни представителей России на мероприятия в честь событий XIX века, официальные Афины отдали бы дань памяти тем, кто проливал за Грецию свою кровь в то время. К современным симпатиям и антипатиям это не имеет никакого отношения.
Поэтому действия Мицотакиса — это подлость и неблагодарность по отношению к тем, кто уже давно нас покинул. Грекам стоило бы хорошенько над этим задуматься. Кто совершает такое по отношению к мертвым, без всяких сомнений, совершит это и по отношению к живым, как только того потребует конъюнктура.
Святослав Князев