Вдохновение Робинзонады

Культура

Книги, фильмы, телепередачи, отнесенные к жанру робинзонады, всегда притягивают

Окружающий нас мир безгранично богат и разнообразен. Ребенок взрослеет, с каждым днем накапливается опыт, обобщаются наблюдения, складывается огромный безграничный жизненный пазл. Родители и педагоги многое хотят вложить в детей, хотят развить способности, приучить к мысленной работе. С разных сторон подходят к одной и той же теме, организуя безмерное образовательное пространство. Одно из направлений в литературе, киноискусстве и организации детского досуга, которое практически никого не оставляет равнодушным, – это робинзонада. Испытание своих сил, применение знаний, навыков, преодоление препятствий – это некий рост. Рост, где волнение и переживания идут рука об руку с мужеством и отвагой, где взаимовыручка и коллективный разум способны изменить практически любой поворот событий.

Книги, фильмы, телепередачи, отнесенные к жанру робинзонады, всегда притягивают. Как взрослых, так и детей. Нередко хочется представить себя на месте главного героя, попытаться сравнить ход мыслей и возможные (со своей стороны) действия. Такие приключения (пусть иногда они так и остаются только в мыслях) дарят вдохновение на поиск настоящего, на испытание себя: а я смог бы? А у меня получилось бы? И что нужно сделать, чему можно научиться прямо сейчас.

Одно из направлений в литературе, киноискусстве, которое практически никого не оставляет равнодушным, – это робинзонада

Нередко действие в книгах происходит в южных странах, где большую часть года тепло и светло и растет много питательных фруктов. Но есть повести, более приближенные к нашей российской реальности, ее климату, разнообразию природных зон и пищевому рациону.

Даже при чтении патериков можно обратить внимание на то, как обустраивали свой быт монахи и обычные миряне. Как они выбирали уединенное место и чем занимались[1].

Верзилин Н.М. «По следам Робинзона»

В книге Софьи Радзиевской «За лесными сокровищами»[2] главные герои не только преодолевают трудности, но и многому учатся. Учатся тому, к чему нужда привела. Местами кажется, что эта повесть перекликается с книгой Верзилина Н.М. «По следам Робинзона»[3]. После прочтения так и хочется попробовать что-нибудь приготовить, смастерить. Самому найти, подготовить, запечь или сварить и уж затем отведать, сидя на опушке леса или речном берегу.

Миша и Сережа, главные действующие лица повести, решили отправиться на поиски золота. Найденные богатства, если случится их обнаружить, они хотят определить на создание заповедника для диких зверей. Отпросившись на неделю, якобы на пасеку к деду, ребятишки отправились в путь. Первая ночь, проведенная в охотничьей избушке, оказалась не очень благополучной. Дорогу ребята потеряли, в каком направлении двигаться – не знали, вещей нет. В незавидном положении оказались наши путники. Сложно предположить, чем могло бы все закончиться, если бы не случайная встреча…

Чему может научить эта книга?

  • Крайне опасно скрывать от родителей, куда ты направляешься.
  • Помощь ближнему может спасти тебя самого. Особенно если ближний знает гораздо больше о жизни в лесу.
  • Перед любым походом в лес стоит внимательно ознакомиться с картой. Если там есть река или ручей, надо отметить себе направление его течения. Как видно из этой повести и многих других произведений схожей тематики, в реке есть спасение.
  • Голод и нужда многому научат.
  • Необходимо научиться разводить и поддерживать костер и научить этому детей.
  • Важно знать съедобные дикоросы своего региона. Можно, как и Сережа, самостоятельно составить пособие по ним. Это занятие станет прекрасным наполнением нескольких летних дней, эта совместная творческая и практическая работа обогатит важными знаниями и детей, и взрослых.
Клепов Василий «Лагерь на озере чикомасов»

В книге Клепова Василия «Лагерь на озере чикомасов»[4] Ваня на летние каникулы приехал в гости в Ростов-на-Дону. Большой охотник до рыбалки, он смог найти близких по духу товарищей, и они вместе отправились на одно из местных озер. «Чикомасами» в тех краях называют окуней. Сегодня, в век цифровизации, особенно заметно, как главные герои хорошо ориентируются в этом промысле: знают не только, как рыба называется, но и кто на что ловится, как добычу приготовить. Также по внешнему виду узнают птиц, могут похоже повторить голоса некоторых, умеют вести наблюдения. Книга очень вдохновляет на интерес к водоемам (умение плавать, ловить рыбу, управлять лодкой, поставить палатку, приготовить еду на костре), к приключениям. А также воспитывает бережное отношение к людям, птицам, животным, рыбе.

Иштван Фекете «Терновая крепость»

По повести венгерского писателя Иштвана Фекете «Терновая крепость»[5] в 1967 году создан сериал с таким же названием. Но книга, как и во многих аналогичных случаях, значительно интереснее экранизации. Повествование идет о том, как городские мальчишки Дюла Ладо и Бела Пондораи попадают в настоящую, почти дикую природу, что и как они там делают, как учатся преодолевать трудности. Старый дядя Герге, с которым живут ребята, терпеливо и аккуратно учит их тому, что умеет сам. Эти летние каникулы, проведенные на озере, многому научили подростков: и рыбу ловить, и приготовить ее, и жилье в камышах устроить, и относиться друг к другу с уважением и терпением.

В отечественной литературе есть произведения, основанные на реальных событиях, которые подчас кажутся совсем нереальными. Невольно пришлось стать робинзонами команде кормщика Алексея Химкова из рассказа Марты Гумилевской «Пленники Малого Бруна, или четверо на Шпицбергене»[6]. Произошло это в 1743–1749 годах. Четверо мужчин ушли охотиться на китов на Шпицберген. Не удалось пристать к самому берегу: во время бури ветер принес много льда, и крепко застряла в нем ладья поморов в 2–3 км от острова Эдж (Малый Брун). Вспомнив, что несколько лет назад мезенские купцы строили избу на нем, четверо моряков решили по сталкивающимся льдинам добраться до суши и найти эту постройку. На море погода ухудшалась, и было необходимо позаботиться о спасении и вынужденной стоянке.

В отечественной литературе есть робинзонады, основанные на реальных событиях, которые подчас кажутся совсем нереальными

Избу моряки нашли, переночевали. Но, вернувшись утром к морю, не нашли на нем своего корабля. Унесло его вместе со льдами или погубила буря – было неведомо. Но осталось четверо мужчин на безлюдном и безлесном острове. Припасов практически нет, из инструментов – нож с топором да ружье с 12 зарядами.

Когда спустя годы путешественникам-промысловикам удалось вернуться домой, об этой необычной истории узнали многие в нашей стране. Граф Петр Иванович Шувалов поручил проверить достоверность этой истории. По окончании проверки французским ученым Пьером Луи Леруа, воспитателем детей Шувалова, приближенного императрицы Елизаветы Петровны, была написана повесть «Приключения четырех российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили». Удивительно, что издание сначала вышло на французском и немецком языках и лишь позже – на русском.

Впоследствии эта история нашла отклик в сердцах многих писателей, и вышли такие книги:

  • В 1928 году рассказ «Архангельские робинзоны» был написан историком Николаем Лебедевым.
  • В 1933 году вышла повесть «Беруны» Давыдова Зиновия.
  • В 1953 году опубликована повесть Константина Бадигина «Путь на Грумант», у которой есть и продолжение «Чужие паруса». Константин Сергеевич стал одним из авторов сценария к художественному фильму «Море Студеное».
  • В 1972 году вышла повесть Софьи Радзиевской «Остров мужества».
  • В 2003 году была опубликована книга Дэвида Робертса «Четверо против Арктики. 6 лет потерпевших кораблекрушение на вершине мира».

Сложно сегодняшнему читателю вместить все то, что пережили эти моряки в те годы

Жизнеобеспечение в таких суровых условиях кажется настолько невероятным, что, конечно, только чтение об этом вызывает смешанные чувства страха и восхищения. Практически невозможно представить себя на их месте и еще почти 300 лет назад. Только крепкие духом и неунывающие люди могут жить и работать в арктических условиях Арктики. Полярная холодная ночь длится здесь несколько месяцев. Сложно сегодняшнему читателю вместить все то, что пережили эти моряки в те годы. Но все же им удалось вернуться домой.

Этот небольшой рассказ о приключениях и испытаниях моряков немного приоткрывает суровую арктическую жизнь – слишком недоступный и недооцененный мир. Эта территория манит и притягивает множество людей, желающих испытать себя, проверить свои силы и выносливость. Можно ли приблизиться к ней и зачем? Каждый ответит сам на эти вопросы. Рассказ об Алексее Химкове и его товарищах пусть станет одной из многих ниточек, связывающих читателей с необъятной частью нашей страны, полной снега и льда, опасностей и смелости, ветра и упорства.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Со словом «робинзон» ассоциируется, конечно, сам Робинзон Крузо из романа Д. Дефо. А также Васютка из повести В.П. Астафьева «Васюткино озеро»[7]. Эти произведения очень различаются и своим сюжетом, и географическим местом, и даже возрастом главных героев, но посыл один – преодоление трудностей в экстренной ситуации. Как же обостряются чувства и память! Каким приходится быть внимательным и наблюдательным, выносливым и отважным! Робинзону Крузо было 27 лет, и оказался он на острове, полном фруктов, дичи и, конечно, разных опасностей. А Васютка был школьником и оказался в глухой тайге, из которой выход вроде есть, но приблизиться к нему – непосильная задача. Сегодня немногие взрослые владеют такими умениями, как Васютка. Особенно из больших городов, где жизнь слишком удалена от природы.

Мальчик несколько дней ходит по тайге: он вынужден рыбачить, охотиться, готовить еду, устраиваться на ночлег. Многое пришлось вспомнить мальчику из рассказов рыбаков и охотников, проверил он и местные приметы. И вышел к Енисею!

Может ли сегодня вдохновить этот рассказ, написанный настоящим мастером, мальчишек и девчонок? Откликнутся ли эти строки? Эта повесть, как и книга А. Труханова «За горами, за лесами»[8], напомнит, как важно уметь разводить костер, ориентироваться по сторонам света, выходить в лес с запасом воды и еды. Пока главный герой повести Алексей петлял в лесу, не раз он вспомнил слова своего учителя, которые можно адресовать каждому из нас:

Вахтанг Ананян «Пленники Барсова ущелья»

«Запомните: испытания делают людей сильнее. Или ломают. А чтобы не сломаться, надо хорошо учиться. Пока вы просто накапливаете знания. Но обязательно в вашей жизни наступит момент, когда вы останетесь один на один с чем-то, что будет проверять вас на прочность. Так вот знания – это ваше оружие. И чем крепче будут ваши знания, тем лучше вы будете защищены».

В 1956 году вышел фильм по приключенческой повести армянского писателя Вахтанга Ананяна «Пленники Барсова ущелья»[9]. Пятеро ребят-школьников с собакой оказались по воле стихии и своей ошибке в ловушке в горном ущелье. Впереди холода, что-то съедобное найти сложно, с собой самого необходимого, даже спичек, нет. С течением времени обнаружилось, что рядом с ними живет снежный барс. Благодаря хорошим и крепким знаниям, вынесенным из семьи, школы, книг об особенностях местной природы, свойствах растений и животных ребятам удалось преодолеть многочисленные трудности. Взаимопомощь, сплоченность при решении многочисленных вопросов меняют школьников, они становятся сильней, тверже, дружней и терпимей.

Испытания делают людей сильнее. Или ломают. А чтобы не сломаться, надо хорошо учиться

Родителям при желании можно познакомиться с книгой Алексея Карпова «Принцип безграничности»[10]. В ней этот талантливый папа, организовавший дома образовательное пространство, педагог, делится своим практическим опытом. Его рассказ об их жизни на даче, ее обустройстве, строительстве, скалолазании, наблюдениях за ящерицами и насекомыми, подготовке дров, походах босиком на родник пусть и не совсем относится к описанию жизни робинзонов, но очень мотивирует на приключения и испытания. Здесь папа целенаправленно стремился воспитать в детях и практические умения, и самостоятельность, и понимание простора. Немногие смогут сегодня даже угол выделить на своем участке, чтобы устроить что-то подобное. А тут не то что бы устраивается что-то специально, а просто люди так живут. Используя все жизненные ситуации, окружающую обстановку, условия для роста и развития.

«Наблюдая, как мои дети осваивают пространство дачного дома, я видел, что самые важные для них моменты совсем не связаны со взрослыми представлениями об уюте и комфорте. Главное – пространство должно быть живым плюс функционально разнообразным, многовариантным, допускающим всяческие эксперименты».

Алексей в своей книге и игры с огнем обсуждает, и мини-туризм, и пешие прогулки. Приводит многочисленные примеры. Ключевыми словами, относящимися к данной теме, можно считать следующие:

«Если бы мне предложили составить список наиболее фундаментальных человеческих потребностей, то на одно из первых мест я бы поставил потребность в приключениях. В разном возрасте у разных людей она проявляется по-разному…

Скандалы и капризы, плохая учеба и зацикленность на компьютерных играх, хамство и неврозы довольно часто во многом происходят от нереализованности фундаментальной потребности растущей личности в приключениях.

Приключение развивает ничуть не хуже, чем логические игры или занятия рисованием. Включаются особые психологические механизмы интенсивной адаптации. Ребенок переходит в состояние активного поиска, активного обмена информацией, активного переживания. А потом есть, что вспомнить.

“Наприключавшееся” чадо делается гораздо более восприимчиво к учебной и другой развивающей информации, спокойнее себя ведет, испытывает меньше внутренних напряжений. Удовлетворенная энергия развития начинает течь гармоничнее, мягче, конструктивнее. Правильно чувствуя необходимые и разумные дозировки приключений, мы увереннее регулируем и другие аспекты процесса воспитания и обучения».

Просмотр приключенческих кинолент, как и совместное литературное чтение, может подарить много тем для обсуждения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Способствует возникновению практических интересов, пробуждению любознательности, поиску решений насущных проблем

Глеб Данильцев в цикле передач «Следопыт»

Иногда есть интерес, но не знаешь, чем его подкрепить, с чего начать. Глеб Данильцев в цикле передач «Следопыт»[11] знакомит зрителей с лесом, правилами поведения на природе, азами выживания, делится своим опытом походов и путешествий. Здесь можно узнать, какие выбрать древесные породы для костра, как подготовить для него места, способы сложения, какие растения могут помочь при недомогании в походе, как собрать аптечку, о грибах и ягодах, как сложить палатку и о многом другом.

Есть и другие видеопередачи о разведении огня без спичек (от «Галилео»[12]). Оказывается, есть много любопытных способов. При этом костер надо не только развести, но и уметь поддерживать. Иногда (а, впрочем, почти всегда) это не так просто, как кажется. Особенно в дождь. Так постепенно, раз от разу, от пробы к пробе, и накапливается жизненный опыт, так и обретает силу твердая рука, появляется ловкость движений.

Повезло тем ребятам, да и взрослым тоже, у кого есть возможность посещать секцию спортивного ориентирования. Постепенно дети и взрослые здесь учатся читать карту, ориентироваться по ней и компасу в лесу и в городе, проходить спортивные трассы, в том числе и на лыжах. Также стоит отметить и туристические походы. Сейчас очень мало развит школьный туризм, но еще 40–50 лет назад это было целое направление досуга для учеников и их родителей. Чаще всего походы на уровне школы были однодневными. С играми, походной кашей и спортивными занятиями. Кто проходил на районный уровень, уже ходил в походы на несколько дней.

Приключения и подготовка к ним требуют выдержки, терпения, расчетливости

Такие секции (детский туризм, спортивное ориентирование и подобные) – это отдельный особый способ познания окружающего мира. Тут важно и подготовиться, и иметь определенные навыки, и быть выносливым, и уметь налаживать и сохранять контакт с командой. Любая трудная работа не терпит суетливости. Поэтому приключения и подготовка к ним требуют выдержки, терпения, расчетливости.

Фильмы и книги жанра робинзонады, наполненные отвагой и свободой, пробуждают мысли и образы, эмоции и стремления к действиям. Такие издания очень важно обсуждать, анализировать, применяя по возможности то, что может пригодиться. Обладая огромной движущей силой, своеобразным духом приключений, они наполняют читателей вдохновением.

Ольга Сунцова

13 марта 2024 г.

Источник

[1] Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

[2] Радзиевская С. За лесными сокровищами. М.-Л.: Детгиз, 1942.

[3] Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Детская литература, 1974.

[4] Клепов В.С. Лагерь на озере чикомасов. Средне-Уральское книжное издательство, 1971.

[5] Иштван Ф. Терновая крепость. М.: Детская литература, 1973.

[6] Гумилевская М. Как открывали мир. Из истории путешествий и открытий. М.: Детская литература, 1977.

[7] Астафьев В.П. Васюткино озеро. Эксмо, 2017.

[8] Труханов А. За горами, за лесами. Детская литература, 2021.

[9] Ананян В. Пленники Барсова ущелья. М.: Детгиз, 1956.

[10] Карпов А. Принцип безграничности, или Как создавать развивающую среду для детей // http://papakarp.ru/%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2-%d0%b8-%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b9/printsip-bezgranichnosti-ili-kak-sozdavat-razvivayuschuyu-sredu-dlya-detey/

[11] Данильцев Г. Цикл передач «Следопыт в лесу» // https://www.youtube.com/playlist?list=PLLY0cS1ExgEARTCUxNKG_X89ESkvvQiyU

[12] Галилео канал: https://www.youtube.com/@GalileoRU