Александр Лукашенко: Белоруссии очень нужна государственная идеология

Политика

Её столпы: библейские постулаты и законы – христианские ценности

В Белоруссии во Дворце Независимости состоялся торжественный прием в честь 15-летия принятия Конституции Республики Беларусь, в частности, установившей президентскую форму правления вместо постсоветского парламентаризма. Выступая перед собравшимся, депутат Палаты Представителей и ведущий государственный идеолог Вадим Гигин коснулся темы формирования государственной идеологии на основе конституционных ценностей и целей. Вадим Гигин обратил внимание, что Конституция закладывает правовые основы идеологической доктрины белорусского государства, однако до недавнего времени практически у нас не была сформулирована идеология.

«Во многом это было обусловлено объективными причинами, – пояснил он. – В тот период развития нашей современной государственности мы определялись с выбором пути дальнейшего развития. В каком-то смысле вели дискуссию о том, кто мы, откуда – по-нашему, по-белорусски‚ вдумчиво, порой не торопясь… На конституционной основе предлагаю разработать, обобщить и вынести на всенародное обсуждение основные положения идеологии белорусского государства, а затем принять их на Всебелоруском народном собрании. Думаю, что данный документ не менее важен, чем Концепция национальной безопасности. Возможно, по итогам принятия этих положений понадобится и соответствующий нормативно-правовой акт, обязывающий органы государственной власти разработать программу соответствующих действий».

Глава белорусского государства в целом поддержал данное предложение: «Я поддерживаю предложение Вадима Гигина о том, что да, нам надо выработать государственную идеологию. И, конечно же, мы будем обсуждать на самом высоком уровне – на Всебелорусском народном собрании – концепцию, возможно. Возможно, какие-то конкретные планы. А, может, эту теорию полностью – государственной идеологии. Если получится. Но я всегда говорил о том, что торопиться здесь нельзя. Если мы уже почувствуем, что вот – у нас есть эта концепция хотя бы государственной идеологии, тогда, наверное, надо это реализовывать, не колеблясь. Но ошибки не должно быть. Эта государственная идеология должна захватить весь народ. И там уже не будет [разделения] элиты и крестьян и рабочих – она должна захватить весь народ».

Он согласился с тем, что 2020 год с его трудностями и вызовами надо было бы придумать, если бы всего этого не произошло. «Я часто об этом говорю. Мы многое увидели. Самих себя в зеркале увидели. Но готовы ли мы к тому, чтобы сказать, что у нас есть идеи для этой идеологии? Не знаю. Прежде всего вы меня должны в этом убедить. Если я буду убежден, я готов пойти впереди, организовывать процесс», – сказал Президент.

Глава государства предложил дальше работать над этим вопросом и еще раз подчеркнул, что стране очень нужна государственная идеология. По словам Александра Лукашенко, ее столпами могли бы в том числе стать какие-то библейские постулаты и законы – христианские ценности, а также нынешняя Конституция. «Она ведь плод всего прожитого нами. Они должны быть каким-то столпом. Я не хочу сказать, что всей основой. Столпом для нашей идеологии — это точно. Будем встречаться, обсуждать эти проблемы. Особенно что касается будущего нашего государства».

Также глава государства вернулся к революционным событиям 2020-го года: «Бог нам помог в 2020 году. Если бы мы тогда не выстояли, здесь была бы война. Они бы сюда затащили войска НАТО. Представьте реакцию России – под Смоленском войска НАТО. Это же ядерная война была бы. Мы выстояли. Бог помог. Не бегающий Президент с автоматом там, с ребенком… Никто. Бог – он нас просто защитил».

Отметим, что опору в создании государственной идеологии на Христианство и даже непосредственно Православия глава белорусского государства призывал искать неоднократно. К сожалению, на данный призыв многие годы не откликалась не только гуманитарная интеллигенция (что понятно), но и Православная Церковь (что не понятно и не имеет оправданий совсем).

Дмитрий Валерьевич Куницкий, публицист, научный сотрудник Института философии НАН, Минск

Источник