Шестиклассникам пора по цехам

Образование

Министерство просвещения торжественно рапортовало, что занятиями по профессиональной ориентации в школах на данный момент охвачено более 8,4 млн учеников 6-11-х классов во всех российских регионах. Курс этот получил название «Россия – мои горизонты». 

В Минпросвещения напомнили, что Владимир Путин в послании Федеральному собранию обратился к руководителям предприятий, научных и медицинских центров, чтобы они приглашали к себе школьников, которые могли бы посмотреть цеха, музеи и лаборатории. В министерстве откликнулись весьма оперативно.

Каждую неделю по четвергам школьникам уже рассказывают о рынке труда, о разных профессиях, о том, что и как выбрать. Глава ведомства Сергей Кравцов сообщил, что одним из направлений занятий «Россия – мои горизонты» является практико-ориентированный модуль, включающий в себя экскурсии на заводы. К профориентационным занятиям уже привлечено более 9,4 тыс. предприятий, проведено 38 тыс. экскурсий. Когда успели?

«Такую серьезную задачу, как подготовка будущих кадров, необходимо решать уже в рамках системы общего образования», – отметил директор департамента госполитики в сфере СПО и профессионального обучения Минпросвещения Виктор Неумывакин. Но подобный подход чиновников – раннюю профориентацию уже с шестого класса – одобряют далеко не все в педагогическом сообществе.

«Хорошо, что государство взялось за это, – утверждает руководитель городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаил Богданов. – Но никакие усилия школы по профориентации не могут сравниться с кружками и секциями. Именно там происходит увлечение каким-то делом». Однако, по мнению педагогов, сейчас массовое и доступное допобразование детей находится в полнейшем загоне, и прежде всего потому, что дети заняты на внеурочке в школе и она занимает почти все то время, которое можно было бы с пользой потратить в кружках и секциях, овладевая каким-либо ремеслом. Один дополнительный классный час, другой, третий… Дети воспринимают их как некую обязаловку и относятся к ней, как правило, негативно.

«В итоге происходит подмена реальных профессиональных проб на суррогатные «профориентационные» часы болтовни на внеурочке в формате «обо всем и ни о чем», – считает Михаил Богданов. А в результате уже в подростковом возрасте формируется невольное отторжение от рабочих профессий, сколько ни рассказывай школьникам о «романтике» машиностроения и технического прогресса.

…В советское время на одном из больших московских заводов рабочие кузнечного цеха устраивали состязание. Надо было положить огромный кузнечный молот на циферблат наручных часов, да так, чтобы стекло не треснуло. Решение задачи было проявлением высокого мастерства и лучшей рекламой профессии. О таких «фокусах» бесполезно сообщать на школьных лекциях, их надо видеть! Чтобы проникнуться и выбрать профессию.

Павел Максимов

Источник