Президент вступился за учителей
По статистике педагогического сообщества, 70% опрошенных учителей рассказали, что подвергаются травле со стороны учеников.
Педагоги совершенно не защищены от травли в интернете. Поэтому многие из них уже удалили свои аккаунты — просто боятся появляться в соцсетях. На днях красноярские ученики записали два трека с использованием нецензурных выражений и посвятили их своим учителям. Ученики 8-го класса школы №5 Сосновоборска на выложенном в Сеть видео оскорбляют учителей и показывают неприличные жесты. Педагогам, честь которых задета, теперь предстоит собрать все свое мужество и идти в тот же класс «сеять разумное, доброе, вечное» дальше.
Оскорбительные ролики вызвали большой общественный резонанс в Сосновоборске. После шумихи школьники записали на камеру извинения. Сейчас все обстоятельства случившегося выясняют местное управление образования и полиция. Оказалось, что причиной появления оскорбительных роликов стало то, что, по мнению одного из юных рэперов, один учитель незаслуженно занижает ему оценки, а другой — слишком строгий и требовательный. При этом опрошенные полицией рэперы-хулиганы, обозвавшие в ролике учителей «нищими», подтвердили, что какого-либо негатива по отношению к себе от педагогов не ощущали. Почему же «детки» позволяют себе относиться к своим учителям столь неуважительно?
Зарплата российских учителей действительно оставляет желать лучшего. Это по данным Росстата за 2023 год средняя зарплата педагога в России составляет 45 тысяч рублей. Но это средняя температура по больнице. Берется в расчет и зарплата директора школы, и завуча, и учителя-предметника, а потом вычисляется среднее арифметическое. К тому же в разных регионах ситуация может сильно отличаться. Анализ зарплат для педагогов на сайтах вакансий показывает, что учителям в разных регионах предлагают зарплату от 19 до 28 тысяч рублей после вычета налогов. То есть суммы заработка не намного превышают прожиточный минимум. При этом нагрузка на учителей огромная, а ответственность за физическое и психологическое состояние детей и того больше. Да еще травля! Когда не только дети могут нахамить и выложить оскорбительный ролик в Сеть, но еще и родители в чатах и на собраниях скандалят за поставленную в четверти тройку или обвиняют занимающуюся моржеванием учительницу за фото в закрытом спортивном купальнике в соцсети: «Она развращает наших детей!» Вот и бегут педагоги из школ. Посмотрите на возраст большинства оставшихся в школах педагогов! «В бой идут одни старики!»
Чтобы прекратить отток учителей из школ, президент России поручил к 1 июля 2024 года разработать механизм защиты учителей от травли в соцсетях. Ранее, в декабре, Владимир Путин подписал закон о статусе педагога. В нем прописали право учителя на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
Если же говорить о штрафах за травлю учителя, в том числе в соцсетях, как это предусматривает поручение президента, то по этому поводу уже есть первое предложение. Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода предложила установить ответственность за распространение информации, подрывающей статус учителя, по аналогии с наказанием за дискредитацию армии. В частности, она предложила штрафовать за публикацию в интернете сюжетов и комментариев, порочащих достоинство педагога. По статье о дискредитации Вооруженных сил, гражданам грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам — от 100 до 200 тысяч рублей, юрлицам — от 300 до 500 тысяч рублей. Примерно столько же должны будут платить обидчики учителям.
Но можно ли остановить травлю, которая стала обычным явлением в российских школах, одними лишь штрафами? Быть может, чтобы повысить авторитет учителя, стоит освободить педагогов от бесконечной отчетности, от приказов школьных администраций делать каждый день кучу рассылок в родительских чатах, дать педагогам достойную зарплату за их нелегкий труд и должное время на подготовку к урокам? И тогда мы получим не усталых измотанных людей, мечтающих о смене профессии и увольнении, а профессионалов, готовых учить детей и находить время на поиск взаимопонимания даже с самыми трудными подростками.