Анатолий Степанов: Национальная Русская идея сегодня

Аналитика

Доклад на секции Идеологического форума ВРНС

Крупнейшему русскому философу Владимиру Соловьёву принадлежит глубокое определение национальной идеи: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Соловьёв предлагает понять замысел Божий о народе, в том числе о русском народе, о его предназначении, миссии, отсылая нас к понятиям религиозно-философским. И хотя сам Соловьёв весьма своеобразно понимал Русскую идею и миссию России, мечтая о соединении с Римо-католиками, но направление мысли он задал исключительно верное.

Чего же Бог хочет от России? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к нашей истории, где собственно и реализован замысел Божий о русском народе.

На мой взгляд, в истории нашего Отечества (и всего человечества) были две судьбоносные эпохи, время поистине эпохальных вызовов, потребовавшие идеологических усилий от русской элиты, в результате которых родились две идеологические формулы, которые и определяют Русскую идею.

Сегодня мы переживаем третью эпоху и должны дать новый идеологический ответ. От нынешней элиты требуется такое же напряжение идеологических усилий.

Первая эпоха: конец XV – начало XVI веков. Что тогда происходило в мире? Глобальные, эпохальные изменения. В 1453 году пал Второй Рим – центр христианского мира. Хоть к тому времени Ромейская империя скукожилась до размеров небольшого клочка суши вокруг Константинополя и некоторых территорий в Греции, но символически Константинополь продолжал восприниматься как центр мира.

В 1492 году исполнилось 7 000 лет от сотворения мира, когда по многим пророчествам авторитетных отцов Церкви должен был наступить конец света. Переживания по этому поводу были довольно острыми, особенно на Руси, где были сомнения, нужно ли составлять Пасхалию на следующий 1493 год, надо ли пашню засевать. И в это переломное время власть оказалась в авангарде общества, она смотрела в будущее: Иван Великий женится на племяннице последнего ромейского императора Софье Палеолог, принимает в качестве государственной символику Второго Рима, объединяет почти все русские земли под властью Москвы, окончательно сбрасывает ордынское иго, громит опасную для Церкви и государства ересь жидовствующих.

На христианском Западе иные процессы. В том же 1492 году Христофор Колумб открывает Америку, начинается эпоха Великих географических открытий и экономических преобразований, сделавшая Европу локомотивом мирового хозяйственного, военно-технического и научного развития, мир на века становится европоцентричным. Мартин Лютер в 1517 году публикует свои знаменитые тезисы, Католическая церковь теряет свою безусловную власть над умами европейских народов. Больше того, начинаются кровопролитные религиозные войны, в результате которых в 1555 году заключается Аугсбургский религиозный мир, который ставит вероисповедание на Западе в зависимость от власти, закрепляя формулу: «Чья земля, того и вера». Зарождается государственная идеология либерализма, которая должна стать скрепой общества вместо религии, которая перестала объединять людей на Западе, став фактором разделения общества.

И вот в этих условиях на Руси рождается формула «Москва – Третий Рим», классическое звучание она получает в письмах инока Псково-Елеазаровского монастыря Филофея: Два Рима в ересях пали, третий Рим – Москва, четвёртому не бывать. Формула эта на века определяет катехоническое предназначение России, призванной стать тем самым Удерживающим мир от сползания в бездну, о чём пророчествовал Апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (Фес. 2:7).

Вторая эпоха: конец XVIII – начало XIX веков. Французская революция, прозванная великой, фундаментально изменила картину мира, бросила вызов христианской традиции. Вызов был сформулирован в лозунге окончательно оформившейся либеральной идеологии «Свобода, равенство, братство». Это был вызов Третьему Риму, как хранителю миропорядка, закамуфлированный в христианскую терминологию.

Ведь, по сути, понятие «свобода» означает свободу вероисповедания, т.е. уравнивание Веры истинной и ложных верований и даже безверия. Понятие «равенство» означает уравнивание неравного по природе своей, ликвидацию иерархии власти в обществе. Понятие «братство» означает превращение конкретного национального многоцветия мира в биомассу, которой легко манипулировать хозяевам мира.

Ответ Третьего Рима на вызов европейской революции был дан устами министра народного просвещения Российской Империи графа Сергея Уварова «Православие, самодержавие, народность» (впервые «уваровская триада» появилась в конце 1831 года в отчете министра народного просвещения о ревизии Московского университета). Тогда, упомянув об ошибках в образовании, Уваров выражал надежду, что «нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны к разрешению одной из труднейших задач времени образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества».

В 1848 году великий русский поэт и мыслитель Фёдор Тютчев в статье «Россия и Революция» написал: «Уже давно в Европе [а тогда это был весь мир, поскольку восток «спал». – А.С.] существуют только две действительные силы: Революция и Россия». Фактически Тютчев дополнил Уварова, придав его формуле нужный геополитический размах и звучание. Есть формула Революции – «Свобода, равенство, братство», и есть формула России (Третьего Рима) – «Православие, самодержавие, народность».

И вот сегодня мы переживаем третью эпоху в мировой развитии, когда России призвана дать идеологический ответ на глобальный вызов, грозящий миру катастрофой. Заканчивается вековая эпоха европоцентризма (точнее западоцентризма), Запад перестает быть локомотивом мирового развития, властно выходят на мировую арену другие центры силы. Более того, Запад превращается по точному определению нашего Верховного Главнокомандующего Владимира Путина в сатанинскую цивилизацию, т.е. становится угрозой для мирового развития. И в самом деле: западные элиты уничтожают семью, легализуют содомитские «семьи», узаконивают смену пола, даже отменяют само понятие биологический пол, заменяя его искусственным гендером, легализуют самоубийство. Дан «зеленый свет» опытам по созданию искусственной жизни и искусственного сознания. Иными словами, на наших глазах предпринимается попытка построить новую Вавилонскую башню, электронную в духе времени, снова «отменить и заменить» Бога.

Вызов этот носит идейный, идеологический характер, стало быть, и ответ на него тоже должен быть идеологическим. И ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности: нужно выстраивание идеологической работы, воспитания молодёжи, всей пропаганды на основе этих двух великих русских идеологем: «Россия – Третий Рим» и звучащей на понятном современному человеку уваровской триады «Вера, Держава, Народ».

В разные периоды нашей истории во главу угла ставился тот или иной член этой Русской триады. Когда слабела вера – поднимались из среды народной подвижники благочестия и укрепляли веру в народе. Слабело государство – появлялись народные вожди, наподобие Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского или Императора Петра Великого и укрепляли государство. Умалялось значение народа, особое значение приобрела, как было в советское время, справедливость, народ требовал жить по правде. Государство чрезмерно опекало общество, подавляло народную инициативу, народ требовал свободы, как было в постсоветское время.

Какими же должны быть основные принципы современной идеологической системы? Мы можем их найти в русской истории и в истории нашей мысли.

Первый принцип: Россия есть самобытное суверенное государство-цивилизация. Идею самобытности первыми провозгласили славянофилы, которые и определили базовые отличия Русской цивилизации от Западной (да и от всех прочих). И сегодня наш Верховный главнокомандующий взял на вооружение идею самобытного государства-цивилизации, для обоснования которой нужно обратиться к наследию русских мыслителей.

Второй принцип: Россия является Третьим Римом, Удерживающим. Об этом сейчас много говорят и пишут современные эксперты. Важно, чтобы наша элита осознавала это великое предназначение России, прониклась катехоническим сознанием.

Третий принцип: залог социальной стабильности – симфония светской и духовной власти. Тут важно отметить, что на Западе есть идея не единства, а разделения властей. Причём, власть духовная в этой концепции выведена за пределы общественного дискурса (вера там является личным делом человека), поэтому неудивительно то распространение безверия, которое мы наблюдаем на Западе. Коль речь идёт о симфонии Церкви и Государства, значит должны быть выстроены церковно-государственные отношения. Это – большая и непростая работа. Но она нужна.

Четвёртый принцип: залог суверенитета – сильная централизованная власть, поэтому нужно не ослабление, а укрепление институтов государственности. Глубоко понимал этот вопрос выдающийся мыслитель и публицист XIX века Михаил Катков, который писал: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай… Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, – в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства.

В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли».

Сильная Верховная власть – основание единства страны, залог независимости и гарантия в противостоянии враждебным силам. Ведь Россия всю историю провела в войнах, которые в подавляющем большинстве были освободительными. Но это еще и защита для простого народа от произвола элиты. Царь всегда был для простого человека надёжей и защитником. Так остаётся и ныне, хотя Царь и именуется Президентом.

Пятый принцип: построение политической системы и гражданского общества в соответствии с отечественными традициями. Нынешняя политическая система России, наши институты гражданского общества скопированы с западной модели. Если раньше такая ситуация была хоть и неприятной, но терпимой, однако после начала Священной войны против Запада это становится угрозой национальной безопасности. Нужна политическая реформа, сутью которой должно стать создание реальных инструментов самоуправления, наподобие земских реформ Ивана Грозного и Александра Второго.

Что же касается русского гражданского общества, то его формулу вывел ещё наш мыслитель Константин Аксаков, и она звучит так: «правительству – право власти, народу – право мнения». Однако это право мнения должно быть обеспечено, власть должна создать действенные инструменты формирования и учёта народного мнения.

Шестой принцип: единство и преемственность истории России. Русская история должна быть осмыслена нами во всей её трагической целостности, иначе мы так и не извлечём из неё уроков. Пропаганда единства и преемственности русской истории должна стать инструментом примирения российского общества, в связи с чем принципиально важным представляется акцентирование внимания на сюжетах из нашего прошлого, несущих «позитивный заряд», призванных содействовать общественному консенсусу, а не провоцированию конфликтов и разделению.

Седьмой принцип: русский народ – это суперэтническая общность, становым хребтом которой являются этнические русские в их триединстве: великороссов, малороссов и белорусов. Инструментами вхождения в русскую суперэтническую общность для представителей всех народов и народностей России являются русский язык и русская культура.

В нашей истории полно примеров, когда нерусские русские защищали Россию, обогащали наше Отечество научными и культурными достижениями. Русская Церковь чтит как русских святых царевича Петра Ордынского, этнического татарина Авраамия Болгарского, этнического вепса Александра Свирского, этнического серба Савву Крыпецкого, этнического эллина Максима Грека, этнического латинянина Антония Римлянина, этнических немок Елизавету Фёдоровну и её сестру Александру. Мы гордимся русскими военачальниками и флотоводцами Бурхардом Минихом, Михаилом Барклаем де Толли, Эдуардом Тотлебеном, Иваном Крузенштерном, Самуилом Грейгом, Петром Багратионом, Александром Чеченским, Иваном Баграмяном… Нашу науку и культуру прославляли потомок эфиопа Александр Пушкин, потомок шотландца Михаил Лермонтов, малоросс Николай Гоголь, грузин Шота Руставели, датчанин Владимир Даль, молдаванин Антиох Кантемир, еврей Осип Мандельштам, дагестанец Расул Гамзатов… И все они – русские, как представители самобытного государства-цивилизации по имени Россия. И сегодня на полях сражений на Украине выковывается это русское братство воинов разных национальностей: великороссов, малороссов, чеченцев, татар, башкир, якутов, бурятов и других малых и больших народностей России.

Фёдор Михайлович Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи в 1880 году пророчески предсказал, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру».

И сегодня, когда на наших глазах осуществляется пророчество славянофилов о «гниении Запада», слова Достоевского звучат по-настоящему актуально: «Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению… Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия».

В чём же сегодня может заключаться миссия России, то, последнее, слово, которое Россия может сказать миру? А оно очень простое: Россия должна твёрдо заявить о неприятии этих «ценностей гниения», должна продемонстрировать волю к жизни. Вполне вероятно, что на Западе будет немало традиционных католиков и протестантов, для кого новые псевдоценности будут неприемлемы, и Россия должна быть готова принять их у себя, стать Ковчегом Спасения для всех, кто стремится жить в соответствии с нравственными заповедями.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России

Источник