СВЧ: Снайперскую винтовку «от Путина» экзаменует спецоперация
Новая винтовка заметно отличается от существующих аналогов. Чем именно?
В сентябре прошлого года руководством оборонного ведомства Российской Федерации принято решение о необходимости тестирования в условиях реального боя одной из версий нового вида снайперского оружия — Снайперской винтовки Чукавина или СВЧ. Снайперским группам Сил специальных операций и подразделениям специального назначения поставлена задача по организации опытно-боевой эксплуатации одной из модификаций этой винтовки, разработанной под патрон отечественного стандарта, то есть калибра 7,62×54 миллиметра.
Правда, называть ее абсолютно новой разработкой будет не совсем корректно, поскольку базой для ее создания стала представленная на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» СВК (снайперская винтовка Калашникова), о чем безусловно свидетельствует состоящая из верхнего и нижнего ресиверов ствольная коробка, «висящая» на несущей верхней части изделия.
Здесь будет уместным небольшое замечание относительно внешнего вида новой винтовки. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить отказ производителя от поиска собственного пути и, пусть не полное, но следование по маршруту, проторенному ведущими оружейниками Запада. И это не лишено смысла, поскольку такое решение способно существенно повысить конкурентоспособность изделия на мировом рынке оружия, где западные винтовки достаточно популярны.
Стартом разработки СВЧ стало создание в 2016 году охотничьего карабина калибра 7,62×51 миллиметр (.308 Win) на котором была опробована новая конструкторская идея, заключающаяся в принципиально новой компоновке оружия. После знакомства военных с этим карабином в 2018 году, собственно, и стартовали опытно-конструкторские работы по проекту «Жнец», направленные на создание образца в калибре 7,62×54 мм, позднее названного СВЧ. Позднее, когда версия, «заточенная» под отечественный калибр вышла на стадию серийного производства, начались работы над изделиями еще двух (на этот раз натовских) калибров — .338 LM (8,6×70 мм) и .308 Win (7,62×51 мм).
Схема сборки СВЧ — гардинная или навесная, предполагающая монтаж всех конструктивных элементов оружия на прочную верхнюю шину. Следуя этому принципу, разработчики выполнили основные элементы из материалов, имеющих небольшой удельный вес, что обеспечило существенное снижение общего веса винтовки Чукавина. Функционально СВЧ предназначена для уничтожения живой силы на малых и средних дистанциях, в том числе и в условиях общевойскового боя. Удобные массогабаритные характеристики обеспечивают снайперу высокую степень мобильности, а в случае необходимости дают возможность поучаствовать и в ближнем бою.
Принцип работы автоматики СВЧ заимствован у проверенного временем серийного образца — снайперской винтовки Драгунова. Конструктивное исполнение СВЧ — полуавтоматическое, с малым ходом газового поршня.
Снайперы, тестировавшие образец, отметили превосходную эргономику винтовки, многофункциональность и довольно мягкую отдачу при выстреле. Кроме того, специалисты, обеспечивающие вооружение силовых структур и ведомств, приняли к сведению, что винтовка Чукавина одинаково эффективна как в дальнем, так и ближнем бою. Вот лишь некоторые (ключевые) из тактико-технических характеристик снайперской винтовки Чукавина:
Длина оружия (в зависимости от модификации), мм — 995−1015.
Масса неснаряженной винтовки, кг — 4,2.
Прицельная дальность (заявленная), км — 1,2.
Калибр (в зависимости от версии), мм — 7,62 и 8,6.
Длина ствола, мм — 410.
Максимальное рассеивание (дистанция 100 м), мм — 30,0.
Емкость магазина (базовая версия), патронов — 10.
Емкость увеличенных магазинов (в зависимости от модификации), патронов — 15; 20.
Но, это все, как говорится, прелюдия. Далее мы постараемся ответить на главный вопрос: «Способна ли СВЧ заменить свою знаменитую предшественницу — СВДМ — нынешнюю версию снайперской винтовки, созданной в далеком 1963 году?». Несмотря на свою моральную и техническую «старость» эта винтовка составляет основу парка снайперского оружия вооруженных сил не только России и стран постсоветского пространства, но и армий большинства государств Азии, Африки и Ближнего Востока. И вот здесь мнения профильных специалистов о ижевской новинке расходятся. Причем и скептики, и оптимисты приводят в пользу своих суждений достаточно веские доводы. «Камнем преткновения» для первых стал короткий (на 155 короче, чем у СВДМ), по их мнению, ствол СВЧ. И с точки зрения физики и баллистики это, как ни крути, недостаток. Даже с учетом использования технологии высокотехнологичного «радиального прессования».
Вторая претензия специалистов к новинке касается ударно-спускового механизма. Подвешенный в ствольной коробке УСМ чукавинской винтовки «любит» чистоту и регулярный уход, тогда как надежная и живучая СВД исправно работала даже при сильных загрязнениях. Кроме того, пессимистично настроенных экспертов смущают многочисленные зарубежные аналоги СВЧ, поскольку в соответствии с принятой у «них» классификацией они (винтовки) не являются снайперским оружием. Их определяют, как «оружие повышенной точности».
А теперь перейдем к доводам оптимистов, считающих, что при всех своих объективных недостатках снайперская винтовка Чукавина обладает рядом бесспорных достоинств. По утверждению представителей АО «Группа Компаний «Калашников» при реализации данного проекта в полной мере учитывались мнения профессиональных снайперов. А ключевой целью проекта являлась весьма амбициозная задача — создать максимально универсальное изделие с уникальными массогабаритными характеристиками.
И это им, без сомнения, удалось. Использование в конструкции СВЧ легких алюминиевых сплавов обусловило сравнительно малый собственный вес винтовки — 4,2 килограмма против семи у большинства аналогов. Вторым удачным конструкторским решением стала длинная, равная длине ствольной коробки, планка Пикатинни, обеспечивающая установку любых навесных дивайсов: тактических фонарей, приборов ночного видения, оптических (лазерных) прицелов и т. д. Еще одним плюсом является, мягко говоря, неплохая точность боя, обусловленная расположением канала ствола и приклада на одной оси, что, как минимум, уменьшает амплитуду ухода канала ствола вверх в момент выстрела.
Следующим плюсом СВЧ следует считать удобство ее технического обслуживания. Во-первых, это наличие хорошего доступа к ударно-спусковому механизму. Во-вторых, разборка винтовки не влияет на установленную сверху оптику, то есть, ТО не предполагает последующую настройку прицела.
И в качестве «вишенки на торте» целый ряд «приятных» приспособлений. Вроде ручного газового регулятора, приклада с регулируемой «щекой» или расположенного в интуитивно удобном месте предохранителя.
И в заключении об отзывах. Последние, поступающие из зоны СВО от тестировавших винтовку подразделений спецназа и ССО, исключительно положительные. Но есть еще один факт, говорящий в пользу этого оружия. Которым, кстати, не может похвастаться ни один из принимаемых на вооружение образцов снайперского оружия. Посещая в рамках МВТФ «Армия-2018» Военно-патриотический парк ВС РФ «Патриот», Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил Российской Федерации Владимир Путин испытал СВЧ в действии и остался доволен результатом.