ГРАД бьёт по либералам

Депутаты Госдумы требуют навести порядок в сфере культуры

Депутаты Госдумы объединились в рабочую Группу по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД). Прошло первое заседание, в котором приняли участие председатель партии «Справедливая Россия – За Правду» Сергей Миронов, сопредседатель той же партии Захар Прилепин, председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин, депутат Дмитрий Кузнецов, сенатор Сергей Безденежных, а также другие представители партий, общественные деятели и деятели культуры.

Как отмечается на официальном сайте Группы, ее членов «объединяет желание исправить кадровую политику государства в сфере культуры, чтобы чиновники и бизнес прекратили подпитывать творческую элиту с антигосударственной позицией».

«Если мы не сделаем правильную  ставку в области культуры, то  это обернется для государственности  катастрофой», — сказал, выступая  на первом заседании, Захар  Прилепин. — Я  читаю переписку Шолохова и поражаюсь его прозорливости и тому, как эти события перекликаются с тем, что происходят сегодня: Леонид Брежнев даже не подозревал, насколько не контролируется ситуация в культуре. В итоге культура, предоставленная самой себе, снесла государственность целиком».

Если культура выступает против своего народа, то, как отметил Прилепин, с ней происходит что-то не то. Были те, кто ездили в Донбасс и в Крым, но их третировали в культурных кругах, артистам не давали ролей. Такого не должно быть в нашем обществе, подчеркнул политик.

А Сергей Миронов напомнил, что отдельные известные певцы и артисты вообще уехали за границу и оттуда теперь «вякают», или здесь притаились. «Когда некоторые деятели культуры 24 февраля себя так повели, наши люди почувствовали себя обманутыми. А ведь им верили», — возмутился парламентарий, добавив, что в культуре надо отстаивать традиционные ценности.

«Мы — законодатели, — подчеркнул  Сергей Миронов, — поэтому я внимательно  посмотрел еще раз закон об  основах культурной деятельности  в РФ, на Указ Президента РФ. Как только я пишу письмо  в Министерство культуры об  очередном непотребном спектакле  Гоголь-Центра, ещё до смены его  руководства, в ответ мне цитируют  статью закона, в котором говорится  об одном из принципов культурной  политики, а именно, о невмешательстве  государства в управление центрами  культуры. Мол, мы ничего сделать не можем. Ну, раз так, давайте тогда законодательно это регулировать», — предложил Сергей Миронов.

 По его словам, работа над соответствующим законопроектом уже начата, и осенью фракция  намерена его внести на рассмотрение  ГД.

Согласно предполагаемым поправкам, вышеназванная норма о невмешательстве государства, по мнению парламентария, должна быть исключена. То есть творить каждый человек может, что хочет, но демонстрация этого творения за бюджетные деньги должна быть регламентирована.

Геннадий Семигин, в свою очередь, предложил «изменить в законе одну строчку, относительно того, что государство не может влиять на культуру за исключением тех случаев, когда идёт госфинансирование. Взять хотя бы телевидение, которое использовало бюджетные средства и к которому накопилось огромное количество вопросов».

«Первая наша цель — реализация  государственной конституционной  политики, — сообщил Дмитрий Кузнецов, который является секретарём  группы ГРАД. «Как ни странно, — отметил он, — но культуре этого не хватает. Есть Указ Президента об основах государственной культурной политики, но нет механизмов его реализации». Следующей задачей, по его мнению, является работа по «снижению влияния враждебной западной культуры и смене системы управления. То есть надо в большей мере направлять внимание не на художников, а на тех, кто распределяет ресурсы».

Образование группы ГРАД и начало ее деятельности сразу же встретила бешеное сопротивление со стороны либералов, прежде всего из числа тех, кто уже сбежал из России за границу.

Одним из первых отреагировал скандальный шоумен Иван Ургант, который, как говорят, уже вернулся в Россию из Израиля. В своем Telegram-канале шоумен опубликовал оскорбительное заявление, в котором, привычно ерничая и неуклюже пытаясь острить, в частности, предложил «изъять из свободной продажи все альбомы Пола Маккартни за исключением альбома «Back in USSR». Хотя понятно, что никто преследовать выдающихся деятелей культуры, к которым, кстати, такие болтливые шоумены, как Ургант, никакого отношения не имеют,  не собирается.

В ответ на эти выпады секретарь ГРАДа депутат Дмитрий Кузнецов, не стал вступать с ним в полемику, а спокойно пояснил, что группа обращалась не к Урганту, а к генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. «Объект нашего воздействия не Иван, а Константин Львович Эрнст. Мы к нему же обращались… — сказал он. — Нашей армии и нашим людям важно видеть, что тыл у них крепкий, и культура их поддерживает. Сейчас гражданское общество из-за этой неопределенности переживает, что Иван выглядит с фигой в кармане, и непонятна позиция Первого канала <…> если влиять не получается в нужном народу направлении, то тогда будут их освобождать от контрактов», — добавил Дмитрий Кузнецов. Парламентарий также посоветовал Урганту посетить Донбасс, если «хочет узнать правду».

Однако за Урганта тут же горой вступилась Ксения Собчак, почему-то приравняв говорливого шоумена к выдающемуся русскому писателю Михаилу Зощенко. Комментируя его пост в адрес ГРАДа, она восторженно заявила: «Ваня практически стал современным Зощенко (не в плане судьбы, надеюсь). Огромный талант — так писать в эпоху тотальных ограничений!».

Однако ретивую Ксюшу быстро осадил Захар Прилепин, показав, что ей было бы лучше не пускаться в литературные аллюзии, демонстрируя собственную безграмотность. «Ксения Собчак написала, что “Ургант фактически стал современным Зощенко”, что звучит, конечно, несколько комично», — с иронией отметил Прилепин. И тут же кратко, по пунктам, изложил биографию знаменитого писателя:

— блистательный офицер Первой мировой войны: начальник пулеметной команды (надеюсь, вы понимаете, что это такое на поле боя), затем командир роты, штабс-капитан, неоднократно награждённый за безупречную храбрость;

— после прихода ко власти большевиков ему предложили эмигрировать во Францию — он отказался;

— в 1919 году он пошёл добровольцем в Красную армию, и снова героически воевал;

— в 20-е и в 30-е Зощенко был крупнейшим советским писателем, более того: он входил в советский канон, наряду с Фадеевым, Фединым, Шолоховым — тиражи его были огромны, советские газеты и журналы печатали его нарасхват, гастроли его не прекращались;

— в 1937–38 гг. Зощенко поддерживал сталинские процессы — его подпись стоит под рядом т. н. “расстрельных” писем, где содержатся призывы казнить врагов народа;

— в 1939 году он, в числе главных советских писателей, был награждён орденом Трудового Красного Знамени: списки составлялись и утверждались лично Сталиным;

— Зощенко автор не только юмористических рассказов, но и классической ленинианы — панегирических рассказов о вожде;

— Зощенко было доверено быть одним из членов избирательной комиссии на выборах в Верховный совет 1939 года — наряду с А. Толстым, С. Михалковым и Ю. Олешей;

— с началом Великой Отечественной, он тут же оправился в военкомат с просьбой взять его на фронт добровольцем. Ему, неоднократно раненому в Первую мировую, отказали;

— тогда он вложился во фронтовое дело написанием десятков очерков и статей, в которых славил советскую Родину, советских вождей и советскую армию…».

«Давайте перечитаем этот список вслух и попытаемся найти, в чем же таинственное сходство Ивана Урганта и Михаила Зощенко», — предложил Прилепин Собчак, добавив, что, возможно, она имела в виду тот факт его биографии, что в 1946 году он попал под критическое постановление о журнале «Звезда». «Ну да, было. На фоне его блистательной литературной, а также военной и общественной биографии факт неприятный, но не определяющий. В СССР Зощенко достиг аномальной популярности, издал миллионы книг и в течение десятилетий был очень обеспеченным человеком, любимцем страны и советской власти. Да, в результате постановления он был вынужден заниматься переводческой работой (впрочем, получая и за это баснословные гонорары) — благодаря чему мы, например, имеем перевод финской повести “За спичками”, по которой Гайдай потом снял кино. Затем Зощенко вернули в литературу.

Чтобы равняться с Зощенко, надо сначала жить, как Зощенко. Качество текстов Зощенко и Ивана Урганта мы, как вы понимаете, сравнивать не рискнули», — пригвоздил Захар Прилепин Собчак, посоветовав ей не заниматься «впариванием чепухи».

Так что первая словесная дуэль членов ГРАДа  с теми, против кого они начали борьбу, и кто надменно причисляет себя к культурной элите России, можно считать, состоялась. И по ней уже видно, кто есть кто.

Андрей Соколов

Источник