Старый Новый год – наше национальное достояние
Поздравляю всех братьев и сестер с нашим настоящим Старым, но не стареющим и всегда Новым годом, Православным, Царским Русским Новым годом
В последнее время во многих, наверно, даже в большинстве храмов служится новогодний молебен 31 декабря по новому стилю, то есть Церковь, не переходя на новый стиль, сделала исключение для одного праздника — Нового года, который стала совершать по новому стилю. Причём это произошло тихо и незаметно. Перенос Нового года со старого на новый стиль никак не был подвергнут богословской рецепции и не имеет серьезного духовного обоснования. Православный народ, который столь чутко реагирует на любые нововведения в церковной жизни: штрихкоды, паспорта, куар-коды, — на этот раз не проявил коллективной бдительности, спокойно пропустил и в целом принял новый праздник.
Повсеместное служение новогодних молебнов по факту является благословением на празднование нового года 19 декабря – 1 января по новому стилю. В качестве обоснования можно услышать утверждение, что новый год является не религиозным, а светским праздником и его дата достаточно условна и не имеет религиозного смысла. Это, пожалуй, единственный довод в пользу нового года 19 декабря ст.ст. Другой довод нигде не афишируется, но является более веским: этот новый празднует вся страна, к этому дню приурочены поздравление Президента, бой курантов, «голубые огоньки», ночные телепрограммы и отпуска на работе, а главное меняется цифра в календаре.
В качестве доказательства условности праздника нового года приводятся исторические примеры изменений дат нового года. Дескать, на Руси его праздновали и 1 марта, и 1 сентября, и только Пётр Первый всего лишь три века назад утвердил новую дату 1 января.
То есть обоснование дня Нового года совершается за счет выведения этого дня из цикла церковных праздников, то есть расцерковления Нового года.
Но расцерковляя Новый год, мы ступаем на опасный путь расцерковления времени. Церковь всегда считала время Божиим творением и Божиим даром. Время находится в ведении и власти Бога как Творца и Вседержителя. В тропаре на начало Индикта, то есть церковное новолетие от сотворения мира, поется «Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый». В этом тропаре испрашивается благословение на наступающий год: «благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны».
Безусловной аксиомой верующего сознания является религиозное осознание времени и поэтому новый год всегда и везде осмыслялся как религиозное событие и был вписан в религиозный календарь. Изменение дат празднования нового года на Руси отнюдь не меняло его религиозного смысла. 1 марта праздновали на основание дохристианских представлений о начале нового года в связи с наступлением весны и началом нового природного цикла.
1 сентября отмечали новый год от сотворения мира, а 1 января от Рождества Христова. Последние две даты не противоречат друг другу. 1 сентября — это ветхозаветный новый год, а 1 января — новозаветный. Церковный календарь хранит первую дату и именно на 1 сентября существует тропарь и особая служба новолетию. 1 января введено при Петре Первом и приурочено к празднику Обрезания Господня, когда Христос получил свое имя Иисус.
Этот Новый год (как и всю эру) очень точно называют «от Рождества Христова». Христос приходит в мир, чтобы обновить его. Господь говорит в Апокалипсисе: «Се творю все новое» (Откр. 21:5). Господь творит новую природу человека, обновляет свое творение, в том числе и время. Символически точно эта идея выражена в соединении празднования Рождества Христова и Нового года. Христос рождается и Своим рождением обновляет время, и как следствие зримо совершается новолетие, наступает Новый год (и новая эра!). Между Рождеством и Новым годом существует причинно-следственная связь. Без Рождества не может наступить действительно новый христианский год. Новый год в христианском понимании является плодом и результатом Рождества Христова.
Светский новый год пытается разорвать эту связь, оторвать Новый год от Рождества. Лишает его духовного смысла как обновления твари во Христе. Светский Новый год становится всего лишь переменой цифры, его можно с таким же успехом праздновать в любой день года. Это новый год, который происходит до Рождества Христова. И в этом случае не понятно, кто же управляет временем и кто его обновляет? Он лишен какой-либо событийности и эту пустоту хотят заполнить дедом морозом, который выполняет все желания. Вместо евангельского осмысления времени мы получили взамен детскую сказку.
Светский новый год всегда приходится на рождественский пост и является искушением для христиан. Приходится придумывать праздничные постные блюда. Но главная духовная проблема состоит не в посте (есть великие праздники, которые мы празднуем именно постом, как например, Крестовоздвиженье), а в том, что он празднуется, когда Христос еще не родился, то есть без Христа. Нужен ли нам Новый год без Христа? На этот вопрос ответил Сам Христос: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Довольно дерзко и опасно входить в новый год без Родившегося Христа.
Вот и весь ответ нужно ли праздновать Новый год 19 декабря (1 няваря н.ст.).
Очевидно, что этот «новый год» на самом деле не является никаким годом. Он попущен в искушение и испытание верных. В этот день мы никого не встречаем, потому что не пришел еще Христос, до встречи с Ним остается еще семь дней, а когда Он придет, тогда принесет и новое время, и настоящий новый год.
В старину существовало простое, но очень понятное выражение «лезть поперёд батьки», то есть стремится сделать что-либо раньше того, кто больше этого заслуживает, имеет больше оснований. Со светским Новым годом именно так и получается: это год лезет поперед батьки.
Что же делать с ним? Не замечать и игнорировать вряд ли получится: вас все поздравляют, на работе устраивают корпоративы, за окном гремят во всю петарды. Удаляться и уезжать подальше. Это ж куда надо будет уехать, чтоб «не слышать шума городского». Да и слишком много чести этому дню. Я для себя положил другое. Определил этот день как предпразднество Рождества Христова, которое, кстати, и начинается на другой день (20 декабря/2 января). Если я оказываюсь среди празднующих новый год, говорю себе и другим, что это всего лишь праздник приближения Рождества, репетиция настоящего Нового года. Если я не имею возможности изменить обстоятельства, то в моей власти их переосмыслить.
Я знаю, что буду праздновать настоящий Новый год после встречи Рождества Христова, а это всего лишь подготовка праздника, его генеральная репетиция.
Старый Новый год — это наше национальное достояние.
Это прежде всего христианский Новый год, потому что именно по юлианскому календарю жил на земле Спаситель. В Палестине во времена Христа сосуществовало параллельно два календаря – иудейский и римский. Накануне пришествия Христова в 45 году до н. э. в Риме был принят календарь, разработанный александрийскими учеными-астрономами и названный в честь императора Юлия Цезаря, по указу которого он был введён. Этот календарь существует до сих пор и называется старым стилем. Старый Новый год мы встречаем со Христом, а не с дедом морозом.
Старый Новый год – это православный Новый год, потому что его благословила, приняла и хранит Православная Церковь. Этот Новый год освящен тем, что его праздновали наши великие святые, начиная от святителя Димитрий Ростовского, это и святитель Тихон Задонский и прп. Серафим Саровский и св.Иоанн Кронштадтский, который в этот день всегда произносил праздничную проповедь. Новый год по григорианскому стилю должен быть назван католическим, потому что он был введён указом папы римского Григория XIII в католических странах (4 октября1582 г.).
Старый Новый год – это царский Новый год, потому что он был введён в России православным царем Помазанником Божиим Государем Императором Петром Великим 30 декабря 1699 года и наступление 18 века Россия праздновала 1 января.
Светский Новый год по григорианскому календарю стал следствием большевистского переворота и был введен 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В.Ульяновым. Старый Новый год царский потому, что его встречали все наши великие цари, начиная от Петра Первого и до царя-мученика Николая Александровича. Нужно дорожить Старым Новым годом, – это то немногое, что у нас осталось от великой Царской России.
Старый Новый год — это наш русский Новый год. Наши предки праздновали его в течение веков (гораздо больше, чем светский Новый год). С ним связано много духовных и культурных традиций. Этот Новый год объединяет нас всех со всем нашими предками. Он стал одним из признаков нашей русскости, объединяющих всех русских людей на всех континентах. Этот Новый год обеспечивает наш национальный суверенитет.
Старый Новый год — это наше русское чудо, когда невозможное становится возможным. Только у нас в России возможно, чтобы новое было старым, а старое новым. В этом сокрыта глубокая мудрость, состоящая в том, чтобы в погоне за новым не забывать старое, и в то же время не останавливаться на старом, но стремиться к новому.
Нужно держаться за Старый Новый год как за духовное сокровище нашего народа, хранить его как мы храним наши границы, как мы храним наши святыни.
Хочется поздравить всех братьев и сестер с нашим настоящим Старым, но не стареющим и всегда Новым годом, Православным, Царским Русским Новым годом и пожелать, чтобы он никогда не прекращался на нашей земле.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Источник