Деятели науки и образования выступили против цифровых экспериментов над будущим

Открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину о категорическом несогласии с политикой правительства РФ в сфере образования и науки

Участники круглого стола «Концепция возрождения образования и науки в России», прошедшего в конце сентября  в Петербургском Доме ученых  https://narodsobor.ru/2020/10/03/ot-predatelstva-do-fashizma-akademiki-pedagogi-i-roditeli-vystupili-edinym-frontom-protiv-grefovshhiny-i-asmolovshhiny-v-obrazovanii/)   — ученые, профессора, академики, представители родительских объединений, общественные деятели — направили открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором выразили категорическое несогласие с политикой правительства РФ в сфере образования и науки. В своем обращении академики и профессора требуют немедленно остановить государственное финансирование и реализацию проектов вроде «Цифровая образовательная среда», МЭШ/РЭШ, создать экспертную комиссию для разработки специального СанПиНа для всех имеющихся современных низкоинтенсивных источников электромагнитного излучения, включая WI-FI, а также провести открытое обсуждение концепции реформы образования и науки, параллельно поручив Генеральной прокуратуре дать правовую оценку действиям разрушителей образования.


Исх. № 201025/1

Президенту Российской Федерации

В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы, участники круглого стола «Концепция возрождения образования и науки в России», состоявшегося 30 сентября 2020 года в Санкт-Петербургском Доме ученых (Дворцовая набережная, 26), — педагоги, ученые, общественные деятели, представители родительских организаций — обсудили проблемы и пути выведения образования и науки — этих важнейших областей жизни и развития страны — из неблагополучного, противоестественного состояния, в котором они сейчас находятся.

Мы выражаем свое категорическое несогласие с политикой правительства РФ в этой сфере. Нас возмущает хроническое недофинансирование образования и науки. На сегодняшний день Россия тратит на образование 3,6%, а на науку — менее 1% ВВП, находясь на 33-м месте международного рейтинга уровня образования, ниже Эстонии и Грузии (данные PISA, 2018 г.). Для сравнения: СССР в тяжелейшие послевоенные годы тратил на образование 15-17% госбюджета, что обеспечило масштабное восстановление и индустриализацию страны, успешную реализацию космической и ядерной программ. Спрашивается, а как в настоящее время при таком финансировании Россия сможет выполнить поставленную Вами задачу войти в топ-10 стран в мировом рейтинге по образованию к 2024 году?

Мы категорически против попыток отнесения образования и науки к сфере услуг, против выхолащивания из образования воспитательной, духовно-нравственной составляющей, не говоря о попытках внедрения чуждых нашей культуре западных ценностей вроде культа денег и «секспросвета».

Считаем стратегической ошибкой принятое министерством образования, вопреки мнению подавляющего большинства педагогов и родителей, решение о переводе высшей школы на Болонскую систему, а средней школы — на тестовые системы оценки знаний школьников (ЕГЭ, ГИА, ВПР и др.), что уже привело к серьезному падению общего уровня массового образования в стране, снижению уровня понятийного мышления, ослаблению понимания причинно-следственных связей у молодежи, по данным лонгитюдных психологических исследований.

Объявленная ВОЗ пандемия КОВИД-19 стала мощным катализатором запуска всевозможных информационно-цифровых экспериментов над детьми и педагогами, которые внедряются, несмотря на отсутствие научно проработанных обоснований, без всяких консультаций и учета мнения педагогов, ученых и родителей, в нарушении Конституции и законов Российской Федерации. В стране отсутствуют даже элементарные СанПиНы, регламентирующие использование в образовательных учреждениях «электронных досок» и сетей Wi-Fi, определяющих максимальное время, проводимое ребенком за компьютером, смартфоном и т.п.

Такие проекты и программы, как Цифровая образовательная среда, Российская электронная школа, «Электронный дневник» и т.п., разработанные в недрах ультралиберальных аналитических центров вроде НИУ ВШЭ, «Сколково», АСИ, Корпоративный университет Сбербанка, являются первым этапом реализация так называемых форсайт-проектов «Образование 2030» и «Детство 2030», публикация которых вызвала массовое возмущение педагогической и родительской общественности, поскольку данные проекты находятся в явном противоречии с базовыми ценностями российской цивилизации и традициями русского и советского образования. Если российская и советская школа во все времена видела своей главной задачей воспитание личности, а не просто передачу подрастающему поколению некоего набора компетенций, то названные форсайт-проекты предполагают замену экзаменов «индивидуальными траекториями развития» (определяемыми с помощью «искусственного интеллекта»), замену общения с Учителем на «тьюторов» и дистанционные технологии, неограниченное втягивание ребенка в виртуальный компьютерный мир.

Реализация цифровых экспериментов в ряде регионов и, в особенности, не предусмотренного законом «дистанционного обучения» весной 2020 г. в школах России уже привели не только к резкому снижению качества образования, но и к пагубным последствиям в виде серьезных нарушений соматического и психического здоровья большого числа учеников, что является нарушением п. 9 ст. 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020), запрещающего «использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся».

Перевод школ и вузов на «дистанционное обучение» усугубляет все вышеуказанные негативные процессы, увеличивая зависимость школьников и студентов от компьютеров и «цифровизации», а также социальную сегрегацию учащихся по имущественному признаку (состоятельные семьи способны нанять репетиторов, а большинство детей оказываются лишены доступа к полноценному образованию).

Неслучайно даже американский исследовательский Pew Research Center, проводивший весной 2020 года исследование влияние дистанционного обучения на качество образования, назвал «дистант» образовательной катастрофой, чреватой превращением США в страну людей, не владеющих элементарной грамотностью.

В связи с изложенным считаем крайне необходимым:

 1. Немедленно остановить государственное финансирование и реализацию указанных выше проектов ЦОС, МЭШ/РЭШ, в частности, отменить приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

2. Создать экспертную комиссию для разработки специального СанПиНа для всех имеющихся современных низкоинтенсивных источников электромагнитного излучения, включая Wi-Fi. Последующее укрывательство информации об опасном эксперименте над здоровьем детей со стороны чиновников из сферы образования подпадает под статью 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».

3. Провести на базе Общественной палаты РФ и общественных палат регионов открытое обсуждение концепции реформы образования и науки, пригласив к её разработке РАН, РАО, МГУ, СПбГУ и иные научные центры, не связанные с «агентами перемен» из НИУ ВШЭ, «Сколково», АСИ и Сбербанка. Привлечь к обсуждению такой концепции максимально широкие слои преподавательской и родительской общественности, а также представителей Русской православной Церкви и иных традиционных конфессий.

4. Полагаем необходимым поручить Счетной палате РФ совместно с Генеральной прокуратурой и иными компетентными органами оценить объем финансирования указанных цифровых экспериментов и дать правовую оценку действиям лиц, принимавших решения о выделении такого финансирования и несущих ответственность за использование соответствующих денежных средств. 

С уважением, участники круглого стола «Концепция возрождения образования и науки в России»:

  • Г.Н. Фурсей, председатель Гражданского комитета возрождения образования и науки, д.ф.-м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат госпремии СССР, вице-президент РАЕН.
  • В.Е. Семёнов, сопредседатель Гражданского комитета возрождения образования и науки, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга».
  • А.Б. Цыганов, сопредседатель Гражданского комитета возрождения образования и науки, председатель Экспертного совета института Общественного уполномоченного по защите семьи, главный редактор РИА «Катюша».
  • В.В. Аверьянов, д.ф.н., заместитель председателя Изборского клуба.
  • Н.В. Благово, директор музея истории Санкт-Петербургской школы Карла Мая.
  • И.Н. Вольнов, к.т.н, доцент, и. о. декана Инженерной школы Московского государственного политехнического университета.
  • Ю.В. Громыко, директор Института Шифферса, д.п.н., профессор, академик РАЕН.
  • В.А. Драгавцев, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, член Лондонского королевского Линеевского общества, д.б.н., профессор.
  • Б.Д. Калинин, Главный ученый секретарь СПБ РО РАЕН, д.т.н., член Научного Совета РАН по аналитической химии.
  • Г.Г. Малинецкий, профессор, д.ф-м.н., вице-президент Нанотехнологического общества России.
  • В.Л. Обухов, д.филос.н., почетный профессор Санкт- Петербургского государственного аграрного университета, президент Российского общества реалистической философии.
  • П.А. Пожигайло, заместитель председателя комиссии по демографии и семейной политики Общественной палаты РФ, к.и.н.
  • А.А. Редько, д.м.н., профессор, академик РАЕН, председатель правления Профессиональной медицинской ассоциации Санкт-Петербурга.
  • Е.В. Сафронова, д.ю.наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета
  • В.Ю.Троицкий, д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, председатель Комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН.
  • О.Н. Четверикова, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МГУ, к.и.н., доцент, член Союза писателей России.
  • Л.Ф. Шеховцова, председатель Общества православных психологов Санкт-Петербурга, д.п.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

E-mail: obraz-rossii@mail.ru