Валерий Панов: Держитесь, реалисты!

Заметки о выставке художников Подмосковья «Графика и скульптура»

В истории всегда можно найти параллели. Причем аналогий с событиями, предшествующими революциям 1917 г., особо искать не надо. Они самым удивительным образом повторяются в нашей действительности. Так, когда после Рождественских праздников открылась выставка подмосковных художников «Графика и скульптура», посвященная 70-летию Московского областного отделения Союза художников России (СХР), то вспомнилось, что в те же дни 100 лет тому назад в Москве состоялась предпоследняя выставка картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества (последняя в декабре того же года).

У истоков проведения подобных выставок были преподаватели и великие художники Василий Перов и Алексей Саврасов. Тогда же, в 1917-м, провели выставки «Союз русских художников» и Товарищество передвижных художественных выставок.

В конце декабря 1916 – начале январе 1917 гг., кстати, в Москве открылся и с десяток выставок художников -«мирискусников», лучистов, акмеистов, футуристов и прочих декадентов. Нынешний январь в Москве тоже наполнен выставками авангардистов, футуристов, метафизиков и т.д. Сегодня Александр Блок опять имел бы основания сказать, как уже говорил в начале прошлого века: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя».

Неслучайно директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов в ходе круглого стола «1917: почему рухнула Империя» отметил, что главной причиной революции стал духовный кризис. Тот кризис разрушил всю систему традиционных ценностей российского общества – от веры в Бога и верности присяге до семейных отношений и общественной морали…

В выступлении на открытии выставки художников Подмосковья председатель комиссии СХР по искусствоведению и художественной критике Владимир Сысоев с большой озабоченностью сказал: «Открываются самые разные – по качеству, по духу, по направленности – выставки. Те, кто противостоят вот такому направлению (реалистическому, представленному на выставке – В.П.), считают себя более современными, более нужными. Членами нового международного художественного интернационала…»

А далее уточнил: «Они изгоняют красоту, все высокое, все благодатное, благородное и подлинно художественное. И оставляют один, какой-то непонятный, запутанный для зрителя концепт. А здесь – торжество человечности, торжество красоты, творческого духа. И здесь – торжество самой личности художника».

Накануне выставки управление информации Российской академии художеств сообщало, что в ее экспозиции представлены «почти все виды печатной и уникальной графики: народный художник РФ О. Ардимасов – резцовая гравюра на металле; народный художник РФ, почетный академик РАХ С. Харламов – гравюра на дереве и линолеуме; заслуженный художник РФ, академик РАХ С. Никиреев – офорт, рисунок, кар; заслуженный художник РФ А. Ветров; заслуженный художник РФ В. Воробьев; заслуженный художник РФ В. Губарев; заслуженный художник РФ А. Ярославцев – офорт, акватинта, цвет. офорт; заслуженный художник РФ И. Маковеева – сухая игла, меццотинто; А. Пасько – иллюстрации, акварель, гуашь, тушь, масло; М. Лазарева – меццотинто; заслуженный художник РФ Е. Устинов – иллюстрации, акварель, гуашь, тушь, масло; заслуженный художник РФ В. Коробков – акварель; Е. Шурыгина – иллюстрации, офорт, перо; Ю. Богачев – иллюстрации, акварель, перо, гуашь, пастель; народный художник РФ В. Попов – гуашь; Н. Любавина – тушь, перо; заслуженный художник РФ Е. Ненастина – пастель; заслуженный художник РФ А. Качан – рисунок».

«Держитесь как последние староверы, как боярыня Морозова, – воззвал к художникам Владимир Сысоев. – Потому что атакуют со всех сторон, друзья мои. Внушают мысль, что это все в прошлом. Все это надо задвинуть куда-то в музей, а современность, дескать, совершенно другая. И это – страшная ложь. Это выгодно только тем, кто хочет лишить народы духовной самостоятельности, определенного художественного суверенитета. Надо продолжать по-настоящему высоко гуманистическую линию».

…В 1946 г., когда после окончания Великой Отечественной войны было образовано Московское областное отделение художников. Председатель секции скульптуры Владимир Тараканов, заслуженный художник РФ и один из старейших мастеров Подмосковья, сказал: «Мне бы хотелось вспомнить историю нашего Союза, которая началась после того, как пришли фронтовики. Они тогда работали в подвалах и поднимали наше искусство. Сильный по духу человек носит в своем сердце, в крови жизнь общества, страдает его невзгодами, мучается его недугами». И подчеркнул отдельно: «Долго мы ждали этого момента в наше такое непростое время, когда очень трудно сделать какую-то экспозицию».

На выставке творчество Владимира Тараканова было представлено скульптурами «Игуменья Мария», «Вознесение», «Ангел-Хранитель», «Святитель Макарий», другими работами.

…Стоило увидеть иллюстрации одного из мировых корифеев графики Сергея Харламова к книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», как словно ожил красивый, притягательный и таинственный мир. В памяти живо воссоздались образы и сцены из произведений великого писателя, и настолько яркие, что казалось, будто черно-белые работы засветились всем многоцветием пышной природы Малороссии. Вспомнилось знакомое со школьных лет: «Чуден Днепр при тихой погоде…».

А есть еще у Харламова столь же высокой художественной силы иллюстрации и к гоголевскому «Тарасу Бульбе». Великолепны и представленные на выставке портреты мастера – писатель Василий Белов, знаменитый летчик Александр Покрышкин, донской атаман Матвей Платов.

Как председатель правления Московского областного отделения Союза художников России Сергей Харламов отметил: «В честь 70-летия нашей организации проведено несколько выставок. И здесь – лучшие работы наших художников. У нас действительно очень мощный, серьезный Союз. На выставке представлены все виды искусства: скульптура, графика, храмовое, декоративно-прикладное искусство».

Добавим, что отделение Союза в Подмосковье самое крупное в стране – в него входят более 700 художников. За 70 лет свыше 120 членов областной организации СХ России получили высокие звания народного художника РФ, заслуженного художника РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного работника культуры РФ, отмечалось в сообщении Российской академии художеств.

Среди участников выставки были скульпторы заслуженный художник РФ Г. Александров, заслуженный художник РФ, академик РАХ А. Балашов, народный художник РФ В. Евдокимов (работа «Жертвам репрессий»), заслуженный художник РФ Т. Бусарева («Святитель Николай Угодник»), заслуженный художник РФ Е. Безбородова, заслуженный художник РФ Ю. Злотя, заслуженный художник РФ С. Мильченко, заслуженный художник РФ Ю. Хмелевской, В. Михайлов…

В служении искусству столь разных в своем творчестве мастеров объединяют не высокие звания. Почти во всех произведениях, представленных на зрительский суд, явственно просматривалась тема Православия. У Владимира Кирьянова это была скульптура «Крещение». У Юрия Хмелевского – «Святитель Иов». К слову, среди многообразия тем этого известного скульптора православная тематика выделяется особо. Он посвятил ей цикл своих работ, среди которых, например, «Александр Невский», «Святая блаженная Матрона Московская», «Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Памятник Святителю Иову установлен в Свято-Успенском монастыре (Старица).

Заслуженный деятель искусств России, известный искусствовед Лев Миловидов не ради красного слова сказал: «Дорогие мои художники! Вы оказали высокую честь этому выставочному пространству». О Миловидове, кстати, участники выставки отзывались весьма уважительно, подчеркивая, что в своих книгах он увековечил многих художников Подмосковья. А ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова, народный художник Российской Федерации, секретарь Союза художников России Анатолий Любавин отмечал: «Это моя родная организация, которая и воспитала, и научила главному – любить и уважать друг друга… Огромная любовь к искусству, которая пронизывает ваши души, приносит радость людям, воспитывает граждан России». Краток был и председатель комиссии по скульптуре Союза художников России Геннадий Провоторов, академик и народный художник России: «У нас одна семья – разделить Москву и Российский союз художников невозможно. Мы все радуемся выставленным работам. Сегодня действительно праздничное состояние души. Графика чудная. Выставка достойная. С праздником духовным – поздравляю!»

…В далеком уже 2005 г. заслуженный художник России Елена Безбородова создала уникальный по глубинной сущности своей проект памятника воинам, отстоявшим Москву «в 1941-м, сорок памятном году». И дала ему созвучное всем российским временам название – «Превратились в белых журавлей»… Памятник был одобрен губернатором Московской области Борисом Громовым, потом во главе области стал другой руководитель, и – все: о проекте забыли, вроде, и не было его. А он – есть. Жаль, что не был представлен на этой выставке. Сегодня главной высотой художника стала скульптура Андрея Первозванного, представленная на выставке. В конце лета прошлого года памятник Андрею Первозванному был установлен в поселке Атяшево Ардатовской епархии (Республика Мордовия). На этой выставке было представлено шесть произведений Е. Безбородовой, среди них – скульптура великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Поставили ее рядом с Андреем Первозванным, получилась, на мой взгляд, удивительное сочетание духовности земной и духовности горней…

Теперь я начинаю понимать, почему Сергей Харламов был столь категоричен, когда год тому назад заявил: «Эта выставка должна быть!» Такое созвездие талантов далеко не всегда можно собрать вместе, тем более в наши смутные времена.

Увы, рассказать обо всех их работах не представляется возможным, хотя это крайне необходимо российскому обществу. Сегодня ситуация у нас во многом схожа с той, что сложились в период, когда в России громко заявила о себе такая особая форма умонастроения, как декадентство во всех его разновидностях и проявлениях.

«Мы живем в очень сложное время, в очень сложной стране. И спор между славянофилами и западниками, по-моему, перешел сейчас в ту стадию, когда надо решать, с кем быть, – говорил, выступая перед присутствующими на выставке, председатель комиссии по плакату Союза художников России Анатолий Якушин, график и плакатист, заслуженный деятель искусств и член-корреспондент РАХ. – Что делают мои коллеги – плакатисты, стремясь догнать Европу, Штаты, Японию? Догнать, чтобы там и расплодиться… Вот еще немного, и мы их, наконец, догоним. И когда я шел по устроенному ими биеннале, то не мог отличить произведения японца от нашего художника. Работы сложных форм, но очень мало смысла. Здесь же, на этой выставке, тот самый край, крепко сложенный, ясный, где люди думают, работают, страдают для других. Уважающая себя провинциальная выставка». И после короткой паузы уточнил: «Провинциальная – это похвала».

Думается, именно этими словами мастер четко сформулировал тот творческий концепт, в котором ныне остро нуждается Россия. Помнится, довелось читать мемуары одного русского эмигранта, изданные в Париже в 1950-х. Рассказывал он, что предреволюционные выставки художников-реалистов были многолюдными, а на остальных зрителей было не густо. И объяснял это отличие просто: народ истосковался по настоящему искусству.

Выставка продлится до 26 января (Покровка.37)

На фото: скульптура Елены Безбородовой «Святой апостол Андрей Первозванный»

Источник