Интеграция систем ПВО стран СНГ: общие угрозы объединяют
23 декабря в Москве состоится очередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ
(страны-члены – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Прошедший с последней встречи глав государств организации год вместил события, диктующие адаптацию повестки коллективной безопасности к новым условиям. Помимо тлеющего конфликта на востоке Украины и возросшей напряжённости на Южном Кавказе затребовало повышенного внимания центральноазиатское направление.
Июньский прорыв группировки «Исламское государство» (ИГ) в северном Ираке привёл к открытию нового фронта военных действий. Международная коалиция для борьбы с ИГ была сформирована американцами в обход мандата Совета Безопасности ООН. Россия и Китай, постоянные члены СБ ООН, заняли сдержанную позицию по отношению к действиям США и их партнёров по НАТО. В то же время Москва не может не учитывать, что опасность, которую представляет собой ИГ, создана в относительной близости от южных рубежей зоны ответственности ОДКБ.
В конце октября генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил о присутствии на территории Афганистана боевиков ИГ, которые проходят подготовку в лагерях в районе афгано-пакистанской границы. В дальнейшем эти люди вливаются в ряды террористического интернационала в Сирии и Ираке. Среди исламистов, проходящих подготовку в подобных лагерях, есть и выходцы из стран-членов ОДКБ. Опасность усиливается тем, что, согласно поступающей информации, к «Исламскому государству» присоединяются боевики ранее возникших террористических группировок, например Исламского движения Узбекистана. Сравнительно недавно прозвучало предостережение спецпредставителя президента России по Афганистану Замира Кабулова о возможном переходе под знамёна ИГ части афганских талибов.
Необходимость принятия в рамках ОДКБ жестких мер по пресечению возникающих в связи с радикализацией ислама угроз требует укрепления взаимодействия России и с теми странами, которые ещё не сделали окончательный выбор в пользу того или иного направления интеграции. Здесь, в частности, надо отметить важность укрепления российско-азербайджанских связей в сфере безопасности, учитывая, что Баку в отличие от его партнёров по мёртворождённой организации ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдова) не дал втянуть себя в евроатлантические проекты.
Хотя прошло уже 15 лет с тех пор, как Азербайджан вышел из состава ОДКБ, но он сохраняет такую форму сотрудничества со странами-членами организации, как Объединённая система ПВО СНГ. В рамках ОДКБ ставится задача не только создать интегрированную систему ПВО, но и сформировать в будущем объединённые авиационные силы (1), а в дальнейшем – единую систему противоракетной обороны. Пока, к сожалению, многие из поставленных задач далеки от завершения.
До настоящего времени объединение национальных систем ПВО стран-членов ОДКБ происходило на основе двусторонних соглашений. Партнёры России ориентируются на сопряжение своих систем ПВО с российским аналогом с последующей трансформацией объединённых систем в единый многосторонний контур борьбы с воздушными целями. Дальше всех на этом направлении продвинулись Россия и Белоруссия, постепенно приближается к объединению своих средств ПВО с российскими Казахстан. Прошлой весной Министерство обороны Армении завило о намерении подписать до конца 2014 года соглашение с Россией о создании Объединённой системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности. Москва и Ереван строят своё взаимодействие в сфере противовоздушной обороны на базе Объединённой системы ПВО СНГ.
Противовоздушная и авиационная составляющие военной безопасности особенно важны в условиях возросших угроз с юга. На Южном Кавказе ни одно государство, помимо России, не готово к созданию интегрированных систем ПВО. Скажем, на вооружении Азербайджана уже состоят два дивизиона комплексов С-300 ПМУ-2 «Фаворит», тогда как самый близкий внешнеполитический партнёр Азербайджана, Турция, до сих пор не обладает современными системами ПВО дальнего радиуса действия.
Вопросы совершенствования Объединённой системы (ОС) ПВО СНГ прочно вошли в круг приоритетных тем военного сотрудничества государств Содружества. На юбилейном 40-м заседании Координационного комитета при Совете министров обороны государств-участников СНГ в Ереване 9 апреля 2014 года были рассмотрены различные аспекты организации и проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки ОС ПВО СНГ в 2014 году. Согласно некоторым источникам, Азербайджан выразил готовность активизировать своё участие в ОС ПВО СНГ. На заседании Комитета начальников штабов стран СНГ, которое прошло в Баку 8 апреля сего года, были обсуждены вопросы развития противовоздушной обороны и единой системы радиолокационного опознавания. Было принято решение создать общую для постсоветского пространства систему предупреждения угроз. По итогам заседания руководители генштабов Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России одобрили соглашения о сотрудничестве в сферах гуманитарного разминирования, обмена геопространственной информацией и использования систем спутниковой связи военного назначения.
В июле Совет министров обороны СНГ согласовал выделение средств на развитие ОС ПВО СНГ на 2015 год. Есть основания ожидать и активного подключения Азербайджана к объединённой ПВО СНГ. Стимулы для этого есть, главное организовать эту работу так, чтобы самым решительным образом исключить возможность возобновления масштабных военных действий в зоне карабахского конфликта.
В июне 2015 года в азербайджанской столице пройдут первые Европейские игры. Подготовка к ним идёт полным ходом. Свой вклад в безопасное проведение крупного спортивного мероприятия, несомненно, внесут Россия и её партнёры по ОДКБ. Небо над Азербайджаном должно быть надёжно прикрыто, и здесь по итогам предстоящего 23 декабря заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ можно ожидать принятия важных решений.
______________
(1) Коллективные ВВС стран ОДКБ предполагается сформировать из воинских соединений, предоставленных национальными ВВС. Они призваны осуществлять переброску воинских группировок в тот или иной регион в случае проведения операций силами ОДКБ, а также обеспечивать воздушную защиту стран-членов Организации.