Школьные уроки по ОБЖ просят дополнить уроками ЗОЖ
На уроках по основам безопасности жизнедеятельности предлагают рассказывать о правилах здорового образа жизни
В Общественной палате обеспокоены данными, которые на этой неделе представила министр здравоохранения Вероника Скворцова: в России выросла смертность от алкоголизма. Руководитель проекта «Трезвая Россия», член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев подготовил обращение на имя министра образования Дмитрия Ливанова с просьбой рассмотреть возможность изменения курса школьных уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), дополнив его уроками «Здорового образа жизни» (ЗОЖ).
Как рассказал «Известиям» Султан Хамзаев, идею грамотно выстроенной работы со школьниками по популяризации здорового образа жизни активисты проекта поднимали уже более года назад на федеральном уровне. По его мнению, сегодня система школьного образования выстроена «в одностороннем порядке» — по принципу «вот вам знания — берите». Однако, считает Хамзаев, такая схема неэффективна и нуждается в изменениях.
— Практика показывает, что ни к чему хорошему это не приводит, так как всё равно для многих учеников преподаватель является своего рода наставником и авторитетом. Я считаю, что помимо преподавателя учитель должен быть и воспитателем, что школа не должна отстранятся от пропаганды здорового образа жизни. ОБЖ — это тоже воспитание поведения, воспитание защиты, в том числе и собственного здоровья. Мы должны говорить об этом сегодня, для того чтобы предмет и его программа поменялись в лучшую сторону, стали более конкретными с точки зрения реалий сегодняшнего дня. Необходимо переломить тренд саморазрушения в молодежной среде, — пояснил Хамзаев. — ОП и федеральный проект «Трезвая Россия» просят Министерство образования и науки включить в школьную программу именно работу по пропаганде здорового образа жизни, например, урок трезвости. Со своей же стороны мы готовы оказывать любую помощь в реализации идеи.
В качества одного из примеров нужного и интересного школьникам контента, который можно было доносить до них на занятиях, «Трезвая Россия» предлагает 15-минутный видеоролик, рассказывающий о вреде пагубных привычек.
— Мы взяли ответственность и разработали контент, который может по-настоящему заинтересовать школьников. Он получил название «Урок трезвости». Сегодня в Сети он имеет повышенную популярность, — рассказал Хамзаев. — Когда мы его разрабатывали, в первую очередь опирались на право выбора между добром и злом — между здоровьем и определенными ограничениями (так назовем последствия от нездорового образа жизни). На стадии разработки мы старались подойти к этому максимально профессионально. Например, приглашали хорошо зарекомендовавших себя специалистов, психологов, которые помогли нам правильно выстроить подачу контента, чтобы он более позитивно воспринимался, так как сама тема очень сложная. В итоге, я считаю, у нас получился реально хороший продукт.
Другой член ОП, проректор РУЭ им. Г.В. Плеханова по связям с государственными органами и общественными организациями Сергей Марков целиком поддержал инициативу коллеги.
— У нас только что министр здравоохранения рассказывала о данных Всемирной организации здравоохранения. Согласно этой информации, во всех странах мира разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин примерно 2–3 года. В России эта разница примерно 12 лет. Фактически мужчины у нас умирают на 10 лет раньше, чем должны. Причина — прежде всего, тяжелый алкоголизм. У нас, по статистике, от бытового пьянства умирают 43%. Об этом нужно рассказывать людям. Каждый школьник должен знать. Потому что многие из них не осведомлены, что половина наркотиков дает физиологическое привыкание после первого употребления, — пояснил Марков.
По его мнению, многочисленные реформы образования, проводимые в России последние годы, были направленны не на обучение подрастающего поколения, а на решение организационных задач, и это необходимо менять.
— Сегодня угрозы жизни другие. Защита от них гораздо важнее, чем угроза химической атаки в стиле Первой мировой войны. Поэтому давно пора пересмотреть некоторые образовательные стандарты, — добавил он.
С оговоркой с позицией Хамзаева согласился первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.
— Я считаю, что курс ОБЖ явно несовершенен, несовременен и давно не отвечает тем вызовам, которые реально сегодня стоят перед обществом. Я за то, чтобы курс ОБЖ модернизировать, — отметил депутат. — Но необходимо понимать, что мы имеем дело не с чем-то эфемерным, а с федеральным образовательным стандартом и соответствующими образовательными планами. Поэтому, если предлагается ознакомить школьников с фильмом, то для этого необязательно вносить правки в образовательный стандарт.
Со слов парламентария, если вносить изменения в программу, то реально школьники смогут ознакомится с фильмом в стенах образовательного учреждения только лет через пять, не раньше.
— Достаточно рекомендательного письма Министерства образования в школы, чтобы, например, данный фильм показывался в рамках внеурочных занятий. Кстати, мы так же делали недавно с фильмами, посвященными столетию Первой мировой войны. Это были массовые просмотры, прошедшие практически во всех школах страны. Для этого никаких изменений в школьные программы не требуется, — пояснил народный избранник.
Директор школы № 1254 Диана Русакова также согласилась с необходимостью обновления школьной программы по предмету ОБЖ.
— В школах и так проводится достаточно бесед с учащимися разных классов. И все-таки, думаю, в ОБЖ можно включить тематику здорового образа жизни, — сказала она.