Сергей Кара-Мурза: «От ВТО пострадают наши наукоемкие производства, потому что они сращены с ВПК»
Все угрозы и выгоды за год не проявятся, а скажутся гораздо позже
Год назад Россия официально стала членом Всемирной торговой организации. Как отмечают аналитики, не сбылись прогнозы относительно падения цен на импорт. В среднем по ряду товаров народного потребления отмечается рост цен. Кроме того, незаметно, чтобы Россия смогла воспользоваться преимуществами, которые дает ВТО, а вот наши партнеры по Всемирной торговой организации уже высказывали Москве экономические претензии, связанные с правилами ВТО.
Мы обратились к известному российскому аналитику Сергею Кара-Мурзе с просьбой подвести годовые итоги пребывания России в ВТО.
Суть ВТО – в воздействии на систему производства, науку и технику
Основные итоги подводить рано. Все угрозы и выгоды за год не проявятся, а скажутся гораздо позже. Многие нормы ВТО вводятся только через несколько лет, и мы должны к этому готовиться. Но главное заключается в том, что суть этой организации лежит не в сфере торговли, не в ценах или таможенных пошлинах, а в воздействии на систему производства, науку и технику. Для России как страны, претендующей быть суверенной в научно-техническом и производственном отношениях, именно в этом и находятся главные опасности. Причем о них говорили создатели ВТО. Они изложили смысл этой глобальной организации, описав выгоды и потери, которые ожидают разные государства.
О чем идет речь? Например, государствам запрещено предоставлять скрытые субсидии в виде оборудования. У нас вся промышленность складывалась в тесном переплетении с ВПК, поэтому до сих пор практически на всех предприятиях стоит оборудование, которое государство поставило прежде всего для оборонного производства. Параллельно, когда нет угрозы, эти предприятия работали на гражданский сектор.
Сейчас любое использование вот этого государственного оборудования может быть воспринято как скрытая субсидия, за которую берут высокие штрафы, причем независимо от величины этой субсидии. То есть наказание строгое, но, я думаю, у нас не будет возможности создать новую промышленность чисто для гражданского производства. Соответственно, страдают все наукоемкие производства, потому что они прямо сращены с ВПК.
Россия сейчас находится в таком состоянии, что не сможет быстро внедрять свои изобретения
Второй момент. ВТО предписывает насильственную продажу лицензии на любое запатентованное изобретение, если за три года на рынок не будет выброшен товар, предусмотренный этим патентом, или товар выставлен по более высокой цене, чем предложат другие производители. Свои права приходится доказывать самим держателям патентов, то есть здесь нет презумпции невиновности.
Придется обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся на тематике ВТО, а они практически все находятся на Западе. А Россия сейчас находится в таком состоянии, что не сможет быстро внедрять свои изобретения. Так что нас могут оштрафовать за то, что мы не передаем лицензии другим, то есть иностранным производителям.
Почему Китай так долго вел переговоры о вступлении в ВТО? Он за это время создал систему внедрения и освоения технологий, пусть даже и чужих, и они избегут штрафов. Чтобы обеспечить необходимую связку между изобретением и внедрением, нужны рабочие соответствующей квалификации, мотивации и т. п. У нас это было в основном в ВПК. Созданные в этой сфере мощности оказывали влияние на гражданское производство. Их не хватало, не хватало очень сильно! Предполагалось данные мощности наращивать, но не получилось.