Вице-президент РАЕН Георгий Фурсей: «Для человечества, для его восхождения и развития нравственные законы являются приоритетными»
Испокон веков нравственные начала являются основополагающими для того, чтобы были государства, нации и так далее, от древнейших времен до христианства и дальше. Так устроена природа.
Есть некие законы, соблюдая которые человечество движется по пути восхождения или наоборот. Есть объективные законы природы, сохранения, симметрии в физике и т.д. Тем же самым являются и нравственные законы, это тоже законы природы, для верующих людей — это законы, провозглашенные создателем. Это не просто придумка или морализация. Это дано человечеству изначально. Поэтому нравственные законы столь же объективны, как и законы естественнонаучные .
Я привожу этот пример часто, пусть он и примитивно отражает суть дела. Если вы соблюдаете правила дорожного движения, то вы едете достаточно безопасно, вероятность происшествия минимизирована. Если вы, зная правила безопасности, все же движетесь на красный свет, это очень опасно. Если вы не знаете и движетесь на красный свет, это также опасно. Поэтому важно знать и важно соблюдать эти правила, иначе, в лучшем случае, вы окажитесь в объятиях гаишников, а в худшем просто погибните.
Для человечества, для его восхождения и развития нравственные законы являются приоритетными, это фундаментальная вещь. Они вообще вскрыты, они проявлены в религии, великими мыслителями. Поэтому нельзя сказать, что мы не знаем, как надо себя вести. Они имеют замедлительные последствия, их нарушения не всегда сразу наказуемы, не всегда мы понимаем, что, нарушив эти законы, мы попадаем в тяжелейшее положение. Но, рано или поздно, это случается. И чем дальше затягивается расплата, тем она суровее становится для общества, для нации, для человека. Я хотел сказать, что это фундаментальная вещь.
«Нельзя будить в человеке зверя, потому что он проснется»
Искушение — великий грех, это великая страшная сила зла. Поэтому искушать человека, особенно молодого, или людей, не достаточно продвинутых, не обладающих достаточной волей и самосознанием — это страшная вещь. Поэтому СМИ чрезвычайно ответственны за то, к чему они призывают.
Нужно говорить человеку об этих правилах, о том, как ему нужно жить, как с наименьшей опасностью пройти по этому лезвию бритвы, которая называется жизнью. Справа анархия, слева диктатура. И мы движемся все время по этому тонкому пути, и надо все время контролировать, чтобы мы с этого пути не сбились. И этот путь, который ведет к храму, к которому мы стремимся, этот путь охраняется и ограняется нравственными принципами. Поэтому СМИ должны понимать чрезвычайную ответственность за то, что они говорят, они не должны искушать, не должны будить в человеке зверя.
«Основной принцип отношения между людьми — это сакральная любовь. Он говорит о том, как мы должны друг к другу относиться»
Всякому обществу, попавшему в тяжелое положение, нужно остановиться и задуматься, нужно очеловечиться, нужно перестать относиться цинично к жизни, безразлично относиться к природе, к людям. Нужно осознать свою ответственность перед ближним и перед человечеством в целом. Мы в отдельности — никто, мы в целом — человечество, поэтому мы обязаны понять, что мы люди с большой буквы. Есть определяющий принцип, который определяет отношение людей друг к другу. Основной принцип отношения между людьми — это сакральная любовь, он говорит о том, как мы должны друг к другу относиться.
У меня есть собственное представление о том, что это такое. Человек должен взращивать в себе радость и нести её людям. Если он умеет это делать, он обязан это делать. И СМИ обязаны это делать, нести вот эту радость. Не убийства, которые мы видим тысячами.
Однажды, когда я болел, то долго смотрел телевизор, хотя мне нередко бывает противно видеть то, что там демонстрируют. За неделю я увидел тысячи убийств. Какое отношение у людей к жизни будет после этого? А люди тянутся к чему- то хорошему. Сейчас стали показывать старые советские мультфильмы, люди смотрят и душа отдыхает.
Я общаюсь с людьми в разных аудиториях, я вижу, как люди тянутся, ищут, к чему бы прислонится, они растерялись, им нужно помочь выйти из этой растерянности. Кто должен это делать? Это должна делать элита. Не все люди обладают достаточной силой волей, чтобы держать себя в человеческом качестве, чтобы преодолеть соблазны, совершать подвижнические действия. Наши СМИ должны в этом отношении воспитывать и просвещать.
«Сейчас в метро читают другое, эту капусту, которую нам подсовывают вместо мыслей, но это опасно и очень вредоносно»
Я ученый и, конечно, мне не нравится, что распространяется всякий бред о знаниях, псевдонаучные идеи и так далее. Вот возникла комиссия по лженауке. Это что такое? В свое время у нас зачеркнули много интереснейших направлений — кибернетику и генетику. Теперь мы, задрав хвост, догоняем планету в этом направлении и никак догнать не можем. Надо просвещением заниматься. Нация, образованная и просвещенная, просто правильно воспринимает мироздание.
Как вообще можно в СМИ бесконечно говорить о непроверенных новациях: каких- то приборах, которые лечат от всего, каких- то лекарствах, которые лечат от всего. Это просто преступно. Это мы затрагиваем только отдельные моменты. На самом деле, журналисты должны быть людьми просвещенными, людьми много знающими. Они должны очень ответственно относиться к тому, о чем они пишут и говорят.
Сегодня у нас появилась такая странная вегетарианская парадигма, что есть «нечто» — руководящее и всезнающее, и есть «нечто» вроде овощей, которые ничего не понимают и ничего не знают. Когда вы отключаете гигантский человеческий потенциал от участия в жизни, от влияния на жизнь, от обратной связи, тогда вы получаете то, что получаете.
Я не пропагандист советского образа жизни, у меня отец погиб в лагерях, там было много безобразия, но там было много и хорошего. Там были определенные нравственные принципы. В те годы, когда я ехал в метро, то видел, как люди читают. Я помню, как мы обсуждали новые вещи, которые появились, как мы рвались в Эрмитаж и филармонию. Сейчас в метро читают другое, эту капусту, которую нам подсовывают вместо мыслей. Это опасно и очень вредоносно.
Вот я задаю такой вопрос – для чего нужно государство? Безусловно, для того, чтобы защищать свой народ от негативных воздействий и охранять территорию. Но, кроме того, оно необходимо для того, чтобы продуцировать будущее. Первая и главная задача государства — это дети. Вторая задача – нравственная забота о старшем поколении. Мало того, что на его плечах выросла современность и произрастает будущее. Ведь умудренные опытом люди могут многое дать молодым, и этот тандем надо создавать, а не разделать, как у нас очень часто делают. Государство нужно для того чтобы заботиться о здоровье нации. Здоровье — это национальное достояние. Чем здоровее нация, тем богаче государство, тем устойчивее жизнь. Тем больше возможностей, продление каждого года жизни населения, каждого человека. Это величайшее достижение. Где это? Парадигма сиюминутной наживы и эгоизма начисто выжила парадигму нашего единения и соборности, наше ответственное отношение к жизни наше неравнодушие. …
«Раньше во времена самодержавной власти был институт старчества, у королей были шуты и юродивые, к которым прислушивались мудрые монархи»
Мы на Конгрессе православной интеллигенции сформировали общественное письмо «О нравственном контроле над СМИ», собрали подписи, предложили опубликовать. Газета «Культура» отказалась это печатать. Тогда это вывесили на сайте как открытое обращение. Я получил письмо агентства по коммуникациям и связи с общественностью: «Спасибо Георгий Николаевич», — поскольку моя подпись там первая стоит. «Но вы преувеличиваете – у нас одно из лучших телевидений в мире. У нас есть много хорошего. У нас есть хорошие программы «Планета», «В мире животных»»… Мне, нормальному человеку, от стыда хочется залезть под табурет.
Что с этим делать? Не надо цензуры. Должен быть Комитет по защите нравственности. Как это сделать? Должен быть адресат, куда направляются возмущения от увиденных безобразий. Мы должны аккумулировать эту информацию, анализировать, должен быть некий общественный центр, который будет анализировать. И должны быть люди, своего рода «проводники во власть».
Я несколько лет сотрудничал с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым по Лиге защиты нравственности. Мы старались спасти переходной период. Этот человек мог позвонить Ельцину и сказать ему, что так делать не надо. Это работало. Удалось спасти Пулковоскую лабораторию и т.д. Нужны люди, которые могут напрямую выйти в высшие эшелоны власти. Раньше во времена самодержавной власти был институт старчества, у королей были шуты и юродивые, к которым прислушивались мудрые монархи. Даже Иван Грозный иногда прибегал к этому спасительному делу. У нас есть выдающие люди с потрясающей совестью, с потрясающими достижениями. Нужно этих людей вычленить, нужно, чтобы с ними власть разговаривала и считалась.
Были два человека в прошлом: Дмитрий Сергеевич Лихачев и Борис Викторович Раушенбах. Можно было бы назвать ещё целый ряд людей абсолютно самоотверженных, кристально честных, которые рисковали, говорили правду и говорили так, что оказывали влияние, благотворное очищающее влияние.
Следующее. Мне кажется, что нашему обществу, говоря о нравственных проблемах, нужны герои. Я привожу этот образных пример: почему мы не видим, не знаем имени человека, который спас из огня ребенка, он погиб только потому, что он подумал, что там мог кто-то остаться и вернулся в огонь.
Где лица летчиков, которые посадили самолет в тайге, спасли десятки жизней? Чуть- чуть поговорили и все. Почему мы не знаем этих великих людей, которые в страшной ситуации преодолели всё, продемонстрировали максимальное мастерство и спасли сотни жизней?
Где наши великие дети — музыканты, спортсмены? Их нет, они где-то там, за границей. Великая Нетребко поет за рубежом. Почему мы здесь её не слышим? Я убежден, что если к ней обратиться, она с удовольствием согласится петь для нас.
Это абсолютный цинизм: кто у нас сегодня герои – это пластилиновый парикмахер Зверев, говорящий непрерывные глупости, это блондинка в шоколаде, которая теперь облагораживается всеми СМИ и гендерный Боря Моисеев. О чем мы можем говорить с такими национальными героями?
Всё это — производная от полной безответственности, это цинизм, нет ничего страшнее цинизма. Это то, на чем можно заработать. Зло продается очень хорошо, на нем можно неплохо заработать. Зеваки собираются, смотрят на несчастный случай, и это у них возбуждает какие- то эмоции. Это дьявольщина. С этим надо бороться самым решительным образом. Мы не должны быть циничными. Мы должны быть ответственными.
Мы должны найти в себе силы объединится вокруг добра, вокруг первоочередных задач, вызовов, которые должны преодолеть. Думаю, что движение «Народный Собор» — одна из таких организаций, где можно попробовать это сделать.
Мы не должны боятся, нас должны уважать за то, что мы, как юродивые, произносим правильные слова, которые позволяют из этой грязной канавы выбраться. Ведь в этой канаве сидим не только мы, но и богатые люди тоже, они тоже плачут.
Богатые у меня не вызывают чувство зависти — их жизнь не внушает мне никакого светлого впечатления. Вечно боятся, объедаются, упиваются, прочие всякие излишества себе позволяют, а нормального целеполагания нет . Нам нужно войти с ними в контакт. Элита должна пробудится. Экономика — вещь мощная, но она слуга, инструмент для достойной жизни. Это конечно большой талант — уметь создавать богатства, концентрировать и в нужное русло направлять. Но главное понимать: ради чего. Нам надо концентрировать усилия, а для этого надо пробуждать элиту.
Основой всего общественного уклада, безусловно, должна быть культура нашего народа. Без культуры невозможно. Там, где культура включает в себя и образование, науку, искусство, духовность — это накопление духовного наследия, в котором произросла нация. Россия имеет колоссальный страдальческий потенциал. Она выстрадала так много, что ей есть, что сказать миру. И я глубоко верю, что все у нас получится. Но мы должны сами помогать этому, себе и будущему.
ФУРСЕЙ Георгий Николаевич, академик, доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент РАЕН , председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН, лауреат Государственной премии СССР, Почётный координатор движения «Народный Собор».