Почему без возрождения культуры Россия не сможет победить

Культура

Встает вопрос о необходимости долговременного противостояния Западу. На какое-то время Россия должна превратиться в «неприступную крепость» и обеспечить рывок вперед. А для этого стране необходимо преодолеть культуру упадка, ведущую к катастрофе

После 1991 года культура России быстро деградирует. Пожалуй, одним из лучших проявлений ее состояния стала «голая вечеринка» некоторых известных деятелей культуры России в декабре 2023 года. Многие даже сравнивали произошедшую вечеринку с «шабашем», а культуру России с «культурой упадка», ведь на вечеринке присутствовали даже народные и заслуженные артисты России.

Но проблема заключается в том, что «голая вечеринка» – это вершина айсберга, демонстрирующая только общее разложение массовой культуры России в условиях идеологии обогащения, установленной в нашей стране после 1991 года.

Сразу стоит оговориться, что в России присутствует и высокая культура (в области оперы, балета, музыкального исполнительского мастерства). Но большинство населения мало соприкасается с высоким искусством. Для народа важна именно массовая культура.

А в массовой культуре у нас большие проблемы.

В популярной музыке отбор происходил по принципам, мало связанным с талантами. Как следствие – слабые и невыразительные голоса, компенсируемые за счет фонограммы. Исполнение без фонограммы стало редкостью, только немногочисленные певцы могут себе такое позволить: это стало своего рода признаком мужества.

Киноискусство не только не производит шедевров уровня советских фильмов, но даже просто качественных фильмов практически нет. Режиссеры стремятся подражать западному кино, но на национальной почве. В итоге получаются поделки, когда фильмы и сильно не дотягивают до голливудских, и не представляют чего-то самобытного. Действительно популярное кино с глубоким смыслом практически отсутствует. Патриотические и в то же время успешные фильмы бывают крайне редко и, как правило, касаются спортивных достижений в советскую эпоху.

Литература – в упадке. Нет корифеев, подобных писателям прошлого столетия: Булгакову, Шолохову, Горькому, Алексею Толстому. Сейчас модны авторы незамысловатых детективов и писатели либерального направления, часто приковывающих внимание публики за счет использования ненормативной лексики и пропаганды нетрадиционных отношений. Те немногочисленные представители патриотического направления в литературе и писатели-реалисты не пользуются большой популярностью. Да и вообще, чтение книг стало немодным. Россия давно уже не самая читающая страна в мире.

Молодежная культура в очень сложном положении. По сути, никакой массовой молодежной культуры и нет, подростки предоставлены сами себе. Все это приводит к распространению культа жестокости и криминальной субкультуры в школах. Использование мата среди школьников и школьниц стало настоящим бедствием. Наркомания среди подростков превратилась в обычное явление. При этом частота криминальных происшествий в учебных заведениях позволяет предположить, что Россия уже давно превзошла Запад по уровню жестокости среди молодежи. Полноценную молодежную политику заменяет использование детьми и подростками гаджетов для получения информации обо всем, для развлечения, а не для развития.

Культура спорта также находится в упадке. Коммерциализация заменяет здоровое отношение к спорту как способу развить дух в человеке и продемонстрировать духовное превосходство на международных соревнованиях. Все это привело к резкому ухудшению спортивных показателей по большинству дисциплин.

Особенно же ярко деградацию спорта видно на примере футбола. В связи с тем, что игра в клубах высшей лиги дает возможность зарабатывать большие деньги, часто в молодежные команды известных клубов идут не наиболее талантливые, а те, кто может заплатить. Нет полноценной системы подготовки, распространена коррупция на разных уровнях, от попадания в детско-юношескую школу до организации договорных матчей и т.д. Все это привело к тому, что на международном уровне российский футбол ничего, кроме чувства стыда, не вызывает: не видно ни хорошей техники, ни воли, ни стратегии. По одному меткому замечанию: «Большие деньги и отсутствие идеи превратили современный российский футбол в безвольное пинание мяча».

Причина деградации – ориентация на Запад и коммерциализация. С Запада шли худшие веяния, касающиеся разрушения семьи, пропаганды индивидуализма и эгоизма, исключения здоровой идеологии из сферы культуры.

При этом сегодня Россия стоит перед крайне серьезным испытанием, касающимся самого существования страны. На Украине уже 2 года идет СВО. Ситуация очень непростая, боевые действия давно перешли в позиционную фазу, взятие даже небольшого пункта требует больших усилий, перспективы непонятны.

Надежды на усталость Запада или на нехватку денег у противоположной стороны оказались напрасными. На Западе фактически признают, что ведут с Россией цивилизационную войну. Так что там готовы спонсировать Украину в течение еще многих лет (ЕС уже выделил деньги на 4 года), заявляя, что это лучшее для них вложение средств. Более того, практически принято решение потратить замороженные в Европе и США золотовалютные резервы России на финансирование армии Украины (а этого может хватить на финансирование 5-6 лет боевых действий). Нехватку солдат на Украине могут компенсировать участием кадровых военных НАТО под видом наемников. В крайнем случае, уехавшие на Запад украинцы будут высланы домой для мобилизации. Также не следует всерьез рассчитывать на перемирие. Любое перемирие будет обманом по типу Минских соглашений и будет использовано Западом как способ для ускоренной подготовки украинской армии к возобновлению боевых действий.

Так что встает вопрос о необходимости долговременного противостояния Западу. На какое-то время Россия должна превратиться в «неприступную крепость» и обеспечить рывок вперед. А для этого стране необходимо преодолеть культуру упадка, ведущую к катастрофе, и сформировать позитивную культуру, создающую у народа положительный образ будущего и веру в победу.

Так как это очень непростая задача, важно посмотреть на то, как же решались подобные проблемы в истории?

СССР


Начало XX века в России стало периодом своеобразного культурного бума. Это было время Серебряного века в литературе, расцвета театрального искусства, время популяризации российских музыки и балета за границей. Но у расцвета культуры была и оборотная сторона. За блестящим фасадом виднелась культура упадка (или декаденса).

Распространенными среди деятелей культуры были собрания богемы, на которых обычным делом стали излишества с вином и употребление кокаина. Многих известных поэтов и художников прямо называли «кокаинистами». Литература Серебряного века – это в значительной степени литература символизма. Литература, оторвавшаяся от реального мира, где воображение автора блуждает в выдуманных мирах в поисках идеала, идеальных отношений и идеальных людей.

В высшем свете распространилась мистика. Популярными среди российского правящего класса были такие мистики, как доктор Низье и Папюс. «Столоверчения» с вызовом духов стали обычным делом в «высшем свете». Процветала проституция. Культура праздности и излишеств привела к тому, что, несмотря на введенный в 1914 г. «сухой закон», алкоголь в ресторанах Москвы и Петрограда потреблялся без ограничений. И это во время тяжелой и затяжной Первой мировой войны.

Когда большевики пришли к власти, они не стали прямо ограничивать эту культуру разложения, видимо, рассчитывая, что падение буржуазного государства само приведет к построению коммунистической культуры.

Но культура упадка никак не уступала коммунистической культуре. Более того, введение НЭПа в 1921 г. только усиливало действие старых тенденций (позже даже появился штамп «угар НЭПа»). Становились модными ценности обогащения, праздного потребления, своеобразная «ярмарка тщеславия». Все эти тенденции ярко показаны у Ильфа и Петрова в романе «Двенадцать стульев», особенно в образе Эллочки Щукиной, жены простого инженера, соревнующейся в плане нарядов с дочерью американского миллиардера.

Понятно, что подобная культура не могла обеспечить рывка страны вперед. При этом рывок был необходим: на Западе набирал популярность фашизм, и противостояние с ним становилось практически неизбежным. Поэтому задачи индустриализации, быстрого развития страны поставили перед страной необходимость «мобилизации культуры».

Так что наряду со сворачиванием НЭПа и введением «пятилеток» вводилась и совершенно другая культура: культура прорыва, культура достижения, культура соревнования, культура служения на благо общества.

Была ужесточена мораль: поощрялись добросовестность, коллективизм, товарищество и взаимопомощь, чувство ответственности, активности, трудолюбие. Государству требовалась семья как прочная ячейка общества: чтобы жена активно поддерживала своего мужа на пути социалистического строительства, чтобы в семьях рождалось много детей. Хотя и саму женщину государство побуждало работать, так что активно формировалась сеть яслей и детских садов.

Поощрялась культура первопроходцев и первооткрывателей. За эпопеей челюскинцев и перелетами Чкалова наблюдала вся страна. Формировалась культура здорового духа и здорового тела. Парады физкультурников и спортсменов становились нормой.

Развивалась система вовлечения молодежи в строительство нового государства: октябрята, пионеры, комсомол. Уже в самом раннем возрасте детям прививалось чувство ответственности и активное отношение к жизни.

Искусство приобретает первостепенную роль в индустриализации. Многочисленные творческие эксперименты 20-х гг. уступают место искусству социалистического реализма. Музыка, живопись, скульптура, литература продвигают идею героических борцов за революцию и сменивших их героических строителей социализма.

Особенно важную роль играет литература. В 1934 году создается Союз писателей. Выходят романы «Как закалялась сталь» Островского, демонстрирующий самопожертвование и твердость в борьбе за лучшее будущее и «Время, вперед» Катаева, показывающий героические усилия строителей нового общества, социалистическое соревнование и стремление перевыполнять планы во имя будущего страны. Произведения Аркадия Гайдара готовят детей к серьезному и ответственному отношению к своей роли в будущем страны.

Кино играет еще более важную роль. С одной стороны, оно прививает чувство патриотизма и пропагандирует храбрость и самопожертвование в отстаивании интересов страны («Александр Невский», «Петр Первый», «Если завтра война…»), а с другой стороны – показывает спокойствие и радость жизни в новой стране советов – «жить стало лучше, жить стало веселее» («Веселые ребята», «Цирк», «Подкидыш» и др.).

Устремление Советского Союза в будущее и культура быстрого развития страны часто изображались мчащимся на всех парах локомотивом. Впоследствии, уже в 1960-е гг., такая устремленность в будущее 1930-х годов была отражена в музыке к фильму «Время, вперед».

Благодаря всеобъемлющей культурной политике и реальным каждодневным изменениям советские граждане поверили в светлые перспективы нашей страны и сами активно включись в работу. В итоге было совершено что-то невиданное в истории: за каких-то 10 лет страна превратилась из отсталой аграрной страны в мощную промышленную державу. Державу, которая смогла победить в самой страшной войне в истории человечества – Великой отечественной войне.

США


Может возникнуть возражение, что в СССР был социализм, который предполагал высокую мобилизацию масс, а на «демократическом» Западе такого не было. Но дело в том, что ядро капиталистического западного мира – США – демонстрируют похожие процессы мобилизации масс и использования культуры для мобилизации. И именно в 30-е годы XX века.

США очень удачно вышли из Первой мировой войны: потери были минимальными, а рост влияния США в мире резко возрос. 20-е гг. стали годами материального благополучия. Это десятилетие даже вошло в историю под названием «ревущие двадцатые» («The roaring twenties»). Доходы американцев быстро росли. Вслед за ними быстро росли доходы компаний. Новые подходы к рекламе позволяли продать буквально все. В американском обществе был настоящий потребительский бум. Автомобиль из роскоши становился средством передвижения для обычного американца.

Казалось бы, что атмосферу праздника нарушал только введенный в 1920 г «сухой закон». Но и он не представлял большой проблемы, так как не соблюдался. Незаконная торговля алкоголем («бутлегерство») велась повсеместно. На многочисленных вечеринках того времени алкоголь «лился рекой», играли джаз, а публика до умопомрачения танцевала фокстрот и чарльстон.

Но у «ревущих 20-х» была своя оборотная сторона. Это был праздник накануне катастрофы, а американское общество тех годов было глубоко больным. Помимо незаконной торговли алкоголем расцветали проституция, подпольный игорный бизнес, сформировались банды гангстеров, на рубеже 20-х и 30-х гг. терроризировавшие США.

У Фицджеральда в романе «Великий Гэтсби» хорошо показана эта особенность. Американское общество пьет, празднует и наслаждается «потребительским раем». Общество погрязло в материальном, а в это время духовная сторона жизни деградировала до низшей степени. Отношения между людьми строго потребительские, нет настоящей дружбы и любви, а алкоголем люди как бы заливают духовную пустоту. И на фоне всеобщей деградации единственным достойным человеком оказывается Гэтсби. Человек, занимавшийся преступной деятельностью, «бутлегерством», но не для обогащения, а для того, чтобы добиться благосклонности своей бывшей девушки, Дейзи, не дождавшейся его из армии. И на фоне общего морального разложения американского общества того времени автор даже называет своего героя «великим».

И вот в конце 1929 г. приходит расплата. В США начинается затяжной кризис, Великая депрессия. Потребительский бум сменяется массовой безработицей, атмосфера оптимизма сменяется упадническими настроениями. Начинается голод среди безработных. Некоторые умирают от голода прямо на улице.

В США стал реален риск победы альтернативных политических систем – коммунизма или фашизма.

Желание правящего класса избежать разрушения сложившейся системы приводит к власти Рузвельта в 1933 г. с его «Новым курсом», во многом носящем социалистические черты. Налоги на сверхбогатых повышаются, в американскую экономику вводятся элементы планирования, организуются общественные работы для безработных, реализуются полностью государственные программы развития (такие, как Администрация долины реки Теннесси). Вводятся пенсии, пособия и минимальный уровень зарплаты, продолжительность рабочего дня ограничивается. Рузвельт намеревается ввести в экономике практически полноценное планирование, а позднее – внедрить «экономический билль о правах». И только ожесточенное сопротивление финансово-промышленного капитала инициативам Рузвельта мешает установлению фактического социализма в США.

Тем не менее, и реализованные меры полностью меняют положение в стране. Меняются ценности. Ценности бездумного потребления и прожигания жизни 20-х гг. меняются на взвешенное и ответственное отношение к жизни, пропаганду идеалов крепкой семьи и неуклонного развития. При этом новые ценности подаются как исконно американские и говорится об их превосходстве во всем мире. Борьба с гангстерами ликвидирует яркий пережиток 20-х гг. Создается Национальная администрация по делам молодежи (NYA), которая не только помогает учащимся найти временную работу, но и проводит «выставки молодости», где фактически пропагандируется принцип «в здоровом теле – здоровый дух».

Проводится кампания под лозунгом «Нет такого пути, как американский путь» («There’s no way like the American way». По всей стране выставляется социальная реклама, где пропагандируются преимущества США в области организации общественной жизни (демократия, плюрализм) и в области экономики («самые высокие зарплаты»).

Несмотря на то, что в искусстве господствует коммерческий подход, нередко на первый план выходит тема победы духа над сложностями, успешного противостояния трудностям (фильм «Унесенные ветром»). В литературе же большее внимание начинает уделяться вопросам гуманизма и социальной теме. Разлагающее действие ни чем не ограниченного капитализма на человека получает особое освещение (помимо Фицджеральда, поднявшего проблему еще в 20-е гг. можно назвать Стейнбека, Драйзера).

Кризис не сразу был преодолен. И не важно, что еще заметна разруха, а некоторые граждане бедствуют. У населения создается ощущение подъема и устремления в будущее. Впоследствии, уже во время Второй мировой войны, Рузвельт будет проводить избирательную кампанию, и в избирательном ролике будет изображен локомотив (с чертами Рузвельта), мчащийся на всех парах к победе и процветанию страны. Влияние устремленности в будущее СССР здесь очевидно.

Что необходимо сделать современной России?


Чтобы выстоять и победить в цивилизационной войне с Западом, необходима полная мобилизация всех сфер жизни. В том числе одной из главных сфер, определяющих наш цивилизационный код, – культуры.

Для начала России необходимо сформулировать независимую культурную политику быстрого развития и начать ее внедрять.

Во-вторых, необходимо распространить среди населения образ будущего и образ итоговой победы. Необходим образ развития, побуждающий людей менять свою жизнь и жизнь страны. Разумеется, важен не только образ, но и реальные действия для его воплощения. Важен показательный пример со стороны правящего класса.

В-третьих, необходимо начать активное выдвижение талантов. Наша страна богата талантами. Причем даже в маленьких городах (достаточно упомянуть проект «10 песен атомных городов»). Но современная ориентация на обогащение мешает здоровому обновлению в культуре. Причем не нужно механически удалять действующих деятелей культуры. Достаточно поставить новых и старых деятелей на суд зрителей и слушателей и позволить людям решить, кто достоин, а кто нет.

Однако также очевидно и то, что поменять культуру упадка на культуру развития невозможно без идеологии. В СССР эпохи индустриализации это была идеология «догнать и перегнать развитые страны», в США это была идеология превосходства американского образа жизни в мире. Но везде в основе лежала идеология. Так что и Россия стоит перед необходимостью сформулировать и воплотить в жизнь положительную идеологию на основе всего нашего исторического опыта и нашей устремленности в будущее, к более справедливому и здоровому обществу.

Михаил Чистяков

Источник