Все предатели попадают в ад: Как смерть настигала перебежчиков, нанесших большой вред Родине

Общество

Иногда остается неясным, кто покарал изменника – то ли судьба, то ли товарищи, которых он предал

«Собаке собачья смерть», – так высказался о бесславном конце летчика-перебежчика Максима Кузьминова зам. председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев. На самом деле такого конца любая собака испугается: на парковке в испанском городке Вильяхойоса в Кузьминова всадили 12 пуль, а потом еще и автомобилем переехали. Кто это сделал, неизвестно, однако такая показательная казнь о многом говорит.

Это не первый случай, когда предатели России и люди, причинившие ей большой вред, уходят из жизни не естественной смертью. Иногда остается неясным, кто покарал изменника – то ли судьба, то ли товарищи, которых он предал. А порой никто не скрывает, что смерть – это приведенный в исполнение приговор.

Об одном таком случае совсем недавно рассказал Владимир Путин в интервью Такеру Карлсону:

«… сидит в стране – союзнике Соединенных Штатов, человек, который из патриотических соображений ликвидировал бандита. Во время событий на Кавказе знаете, что делал этот бандит? Выкладывал наших солдат, взятых в плен, на дорогу, и машиной проезжал по их головам. Что это за человек и человек ли это? Но нашелся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц. Сделал он это по собственной инициативе или нет – другой вопрос».

Президент не называет имен, но ясно, что этот «не человек» Зелимхан Хангошвили, уроженец Грузии, чеченец по национальности, террорист по образу жизни. Он был активным боевиком, соратником Басаева и Масхадова. Доказано его участие в терактах против российских военных. В том числе в убийстве 15 человек при нападении на военную колонну в Ингушетии в 2003 году.

Хангошвили казнили 23 августа 2019 года в Берлине. Около полудня боевик шел по парку, к нему подъехал велосипедист и дважды выстрелил в голову. Ликвидатор сбросил пистолет и велосипед в реку и пытался скрыться. Но немецкая полиция задержала его. Приговор суда – пожизненное заключение, сейчас этот человек в немецкой тюрьме.

ШПРИЦ ДЛЯ БАНДЕРЫ

А одним из первых предателей и преступников, казненных за рубежом, стал кумир нынешней Украины Степан Бандера. После войны Бандера сотрудничал со спецслужбами США и Британии, а с начала 50-х годов скрывался в Мюнхене по документам гражданина ФРГ Штефана Попеля. В СССР его приговорили к смерти за сотрудничество с фашистами и преступления во время Великой Отечественной. Наша разведка предприняла несколько попыток выкрасть или ликвидировать Бандеру, но лидер украинских националистов, а на самом деле обыкновенный фашист, выходил на улицу в сопровождении многочисленной охраны.

Исполнить приговор удалось 15 октября 1959 года: Бандера отпустил охрану у подъезда дома, и вошел внутрь один. Там его встретил агент КГБ Богдан Сташинский. Он наблюдал за Бандерой целых 9 месяцев, фиксировал его распорядок и привычки. В свернутой газете советский агент держал пистолет-шприц с цианистым калием. Выстрел – ампула угодила Бандере в лицо, нацист закричал и упал. Соседи обнаружили его еще живым, но по пути в больницу он испустил дух.

НОЖ ПЕРЕБЕЖЧИКУ

Советская разведка доставала перебежчиков и раньше. Вот пример: в 1930 году переметнуться на Запад решил резидент нелегальной разведки НКВД в Стамбуле Георгий Агабеков. По одной из версий, на предательство его толкнула любовь к дочери британского резидента Изабел Стритер. Влюбленные перебрались во Францию, Агабеков заявил, что не согласен с политикой Кремля и не хочет жить в СССР.

Западные разведки не спешили оказывать Агабекову свое покровительство. Молодые оказались на мели. И тогда перебежчик принялся выплескивать то, что знает, на бумагу. Он написал 7 книг, в которых раскрывал данные о сети советской разведки в Европе. Эти публикаций нанесли колоссальный ущерб, десятки агентов были арестованы.

Только в 1937 году сотрудникам НКВД удалось провести многоходовую комбинацию и ликвидировать предателя. Агабекову предложили выгодную сделку, но нужно было съездить в Испанию. Встреча была назначена в Пиренеях недалеко от франко-испанской границы. Жадность победила, Агабеков клюнул на наживку и поехал. Ликвидировал его офицер турецкой армии, завербованный советскими спецслужбами: в испанских горах он заколол Агабекова ножом.

ПИСТОЛЕТ «АГЕНТА СТАЛИНА»

Вальтер Кривицкий тоже предал свою страну еще до войны. Он начал работать в советской разведке с 1917 года: на Западной Украине в тылу белогвардейцев он снабжал молодую советскую власть ценнейшими сведениями. Позже под видом эмигранта-белогвардейца он создал разветвленную сеть нелегалов, которая действовала во всей Европе.

Сам Кривицкий вместе с женой жил в Гааге. В 1937-м его неожиданно вызвали в Москву. Чистки спецслужб шли вовсю, резидент испугался и попросил политического убежища во Франции. Позже он переехал в США, опубликовал несколько статей и книгу «Я был агентом Сталина». В этом труде он назвал множество имен тех, кто сотрудничал с советской разведкой.

Кривицкий, между прочим, сообщил, что на СССР работает британский журналист, освещавший войну в Испании. Это явно указывало на знаменитого агента Кима Филби: казалось, его ждет неминуемый провал. Но в Лондоне Кривицкому не поверили, потребовав доказательств. Предоставить их Кривицкий не успел: 10 февраля 1941 года тело перебежчика обнаружили в номере отеля Bellevue в Вашингтоне. В тот день он должен был выступать перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.

Следователи ФБР пришли к выводу, что Вальтер Кривицкий покончил с собой: рядом с телом лежала предсмертная записка. Суицид до сих пор считается официальной причиной смерти, хотя сам Кривицкий неоднократно предупреждал, что советские спецслужбы именно так попытаются обставить его ликвидацию.

ВЗРЫВЧАТКА ДЛЯ ТЕРРОРИСТА

Наше время, еще одна ликвидация. 13 февраля 2004 года в столице Катара Дохе взлетает на воздух автомобиль с Зелимханом Яндарбиевым, одним из лидеров террористов и идеологом отделения Чечни от России. Этот деятель мотался по всему Ближнему Востоку в поисках финансирования и поддержки террористов в Чечне.

После взрыва власти Катара быстро подключили к расследованию ФБР США. Уже через несколько дней были задержаны двое подозреваемых. И в июне 2004-го был вынесен приговор. Автор этих строк присутствовал при этом в зале суда. Подсудимые – два молодых мужчины – держались спокойно и с достоинством. Хотя ничего хорошего их не ждало: обоих приговорили к пожизненному заключению.

Впрочем, Россия и тогда своих не бросала. Власти договорились с Катаром, что отбывать наказание россияне будут на Родине. В декабре 2004-го спецборт доставил осужденных в Россию. Сам момент возвращения журналистам не показали, однако весь мир облетели кадры: самолет, вернувшийся из Дохи, и трап, покрытый красной ковровой дорожкой.

ПЛАТОК ДЛЯ КАПИТАНА

Летом 1959-го из Польши на Запад сбежал командир новейшего эсминца «Сокрушительный» капитан 3-го ранга Николай Артамонов. Корабль стоял в Гдыне. По одной из версий, Артамонов влюбился в молодую полячку Еву Гора, и вместе они продумали план побега. Артамонов приказал спустить на воду катер и вышел в море под видом морской прогулки. Обманом он заставил рулевого держать курс в Швецию. Сдавшись шведам, Артамонов предложил себя ЦРУ. Беглецам дали американское гражданство, а самого капитана 3 ранга устроили работать в разведуправление Пентагона.

В Ленинграде у предателя остались жена и сын. Они были уверены, что Артамонов выполняет секретную и долгосрочную миссию в интересах советской Родины. Сотрудники КГБ просили супругу и сына писать предателю письма, надеясь перевербовать его и вынудить работать на родную страну. Артамонов вроде бы согласился… Он начал даже передавать КГБ документы. Но скоро выяснилось, что это дезинформация.

Демонстрировать, что разоблачили обман, наши разведчики не стали. В 1968 году Артамонова якобы для продолжения контактов выманили в Австрию. Его усыпили, прижав к лицу платок с хлороформом, и попытались вывезти в Чехословакию. Но на границе произошла задержка, Артамонов начал просыпаться. Платок с хлороформом пришлось использовать еще раз. Сердце Артамонова не выдержало и остановилось.

КУСОК МЯСА ДЛЯ ЗАМА РЕЗИДЕНТА

Сразу двух российских разведчиков, переметнувшихся к американцам, настигла загадочная смерть в 2010-м. Речь об экс-офицере СВР Сергее Третьякове и его коллеге, первом секретаре российского посольства в Оттаве Евгении Торопове.

Третьяков в 1990 году отправился в Оттаву под видом посольского работника. А уже через 5 лет стал замом резидента в Нью-Йорке. Он сам связался с ЦРУ и предложил свои услуги. А в 2000 году вместе с семьей запросил политубежище.

Покидая посольство, Третьяков даже оставил на рабочем столе записку: дескать, его уход не нанесет ущерба России. Однако, как стало известно позже, Третьяков передал американцам тысячи секретных телеграмм и отчетов СВР. Американцы заплатили ему $7 миллионов, а позже предатель написал книгу о методах российской разведки.

13 июня 2010 года Третьяков умер, подавившись куском мяса. По крайней мере, именно такая причина смерти указана в отчете судмедэксперта. Любопытно, что как раз в то время бушевал российско-американский шпионский скандал, закончившийся арестом и обменом нескольких российских агентов, в том числе Анны Чапман.

ПРОВОД ДЛЯ ДИПЛОМАТА

Второй разведчик, Евгений Торопов, пропал из Оттавы внезапно. В 2000 году он и его семья исчезли, бросив все и в Канаде, и в Москве. В российском МИДе беспокоились, тщетно пытались добиться от канадцев сведений о судьбе секретаря посольства. А потом появился совместный доклад Торопова и Третьякова об агентах влияния России в ООН. Стало ясно, что Торопов изменил России. В 2010 году, почти одновременно с неудачной трапезой Третьякова, Торопов схватился за оголенный электропровод в ванной и рухнул замертво. По крайней мере, такая причина смерти была указана в отчете полиции.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

И ЦРУ, и «Моссад» поступают так же

Насколько распространена практика ликвидации предателей и преступников в спецслужбах мира? С этим вопросом мы обратились к эксперту Фонда национальной и международной безопасности, историку спецслужб Олегу Хлобустову.

  • Ликвидации перебежчиков из собственных спецслужб – достаточно распространенное явление во всем мире, – сказал он. – Особенно это было характерно для первой половины 20-века, тогда никто не стеснялся прибегать к таким изощренным методам. Была такая практика и в СССР. Однако после ликвидации Степана Бандеры в 1959 году от таких операций предпочли отказаться. Во-первых, нужна очень сложная подготовка, а во-вторых, в случае разоблачения это часто приводит к потере ценных агентов и к напряжению между странами.

Впрочем, до сих пор появляются обвинения ЦРУ в использовании таких методов. Израиль – даже не отрицает такую практику. Считается, что с 1963 года, когда был угнан первый израильский авиалайнер, еврейское государство предприняло свыше 3000 операций по ликвидации подозреваемых в терроризме.

Самый известный случай был лет 15 назад, когда агенты «Моссад» попытались отравить в Ливане работника Организации освобождения Палестины. Отравление вовремя обнаружили, агентов задержали, а от Израиля потребовали антидот для лечения пострадавшего. Что Израиль был вынужден сделать, чтобы спасти своих агентов и избежать всемирной дискредитации своих спецслужб.

Владимир Демченко

Источник