Тупики цифровизации

Образование

Пока цифровизация вызвала скорее негативное отношение большей части педагогического сообщества, так как не облегчила работу учителей, а увеличила нагрузку на них.

Публичные лекции известного математика, члена-корреспондента РАН Алексея Савватеева обычно собирают аудитории, где людей гораздо больше, чем мест в залах.

О сложных математических материях он рассказывает просто и доступно.Выступая недавно в Екатеринбурге с лекцией «Математика и жизнь», он заявил, что современная модель российского образования нуждается не просто в реформировании, а демонтаже, потому как одержимость Министерства образования цифровыми технологиями играет против создания в нашей стране суверенной школы. Смелое, однако, утверждение! Но математика – наука точная и строгая, привыкшая иметь дело с доказательствами.Сегодня лекарством от всех болезней в школе власти видят цифровизацию: знатоки рисуют картину, как бегают вокруг президента личности, которые говорят, что все плохо, потому что мало цифровых технологий, потому что у нас, дескать, «отсталые учителя». Мотивация этих личностей абсолютно прозрачна и укладывается в одно желание – получить деньги из бюджета! Хотя очевидно, что у нас вся система держится на тех самых добросовестных учителях, которые честно трудятся за скромные зарплаты. Однако министерством поставлена цель перевести учителей на некие новые, современные цифровые рельсы. «Ну придут эти девчонки, которые ни в чем не смыслят, предмет не знают, зато кнопочки хорошо нажимают, – усмехаются педагоги. – Какой математике они способны научить детей?!»И далеко не случайно через этот процесс «освоения нажатия кнопок» в процесс обучения школьников был внедрен так называемый искусственный интеллект, который отдельные индивиды вовсю продвигают, не жалея средств. Разумеется, государственных. Совершенно обнаглевшие лоббисты искусственного интеллекта додумались до того, что предлагают этому, пардон, ИИ проверять домашние задания школьников. «Греф мечтает, что ИИ поможет учительскому сословию тем, что вместо них будет проверять домашние задания. Это утопия, причем утопия крайне вредная, потому что на нее будут потрачены деньги, президент уже дал стартовый миллиард. Морочат они голову президенту», – говорит Савватеев.Член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий уверен: «Домашнее задание – это часть работы совместной и ученика, и учителя. Можно предложить учителям автоматическую систему проверки домашних работ, можно получить госзаказ на ее разработку и внедрение и потратить много денег. Но это предложение никакого отношения к реальным проблемам школы не имеет», – сказал эксперт. А депутат Госдумы Яна Лантратова обратилась прямо к министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой отказаться от нововведения и попросила изложить официальную позицию ведомства по этому вопросу. Однако, похоже, ответа в парламенте будут ждать долго.

Дело в том, что еще полтора года назад Счетная палата РФ оценила по результатам проверок ход цифровизации российских школ. И к выводам пришла неутешительным. Да, за 2016-2021 годы из федерального бюджета на внедрение цифровых технологий в школы было направлено 71,8 млрд рублей. В итоге зафиксировано повышение уровня технической оснащенности среднего образования. Однако эксперты отмечают, что пока цифровизация вызвала скорее негативное отношение большей части педагогического сообщества, так как не облегчила работу учителей, а увеличила нагрузку на них.

К системным проблемам, замедляющим цифровизацию в этой сфере, специалисты Счетной палаты относят и вопрос стратегического целеполагания, то есть отсутствие единого отраслевого документа, в котором были бы зафиксированы принципы, приоритеты и задачи цифровой трансформации школ. Иными словами, государство тратит огромные средства, но цели и задачи этих действий не сформулированы.

Эксперты давно заметили, что любые свои инициативы и нововведения Минцифры объясняет одним аргументом, дескать, «удобно». Так расхваливали электронные паспорта и цифровые водительские права, создание базы биометрических данных и много чего еще. Похоже, даже если у авторов многочисленных цифровых проектов и имеется какая-то реальная аргументация, то ее никак нельзя обнародовать. И вот здесь-то может обнаружиться самое интересное…

Источник