Почему клонирование по Жириновскому не решит демографических проблем человечества

Наука

Генетик Киселев: клонирование не решит рутинные проблемы демографии

Ведущие мировые СМИ сообщили об успехе китайских ученых, которым впервые в мире удалось клонировать макаку-резуса. Клонирование приматов представляет особый интерес из-за сходства человекообразных обезьян с организмом людей. Помочь оценить масштаб события мы попросили доктора биологических наук, профессора Сергея Киселева, заведующего лабораторией эпигенетики Института общей генетики РАН.

Метод овечки Долли макакам не подошел

  • Сергей Львович, объясните насколько это ценная работа? Ведь макак раньше уже клонировали, правда, это был другой вид.
  • Во-первых, надо понимать, что индивидуальное развитие и эмбриология (наука, изучающая развитие зародыша) каждого, даже самого близкого вида – уникально. Действительно, яванская макака и макака-резус – все относятся к одному роду макак. Но яванскую макаку клонировали достаточно давно, в 2018 году. А вот с макакой-резус ничего не получалось, хотя ученые применяли ту же самую технологию. Кстати, она аналогична той, с помощью которой сделали овечку Долли, это перенос ядра соматических клеток. Но у резусов это приводило к преждевременной смерти детенышей, получить выжившее потомство никак не удавалось.
  • Почему?
  • А вот это второй важный результат исследования: ученые поняли, почему эта технология не работала на резусах. Они проанализировали, как идет развитие клонированных эмбрионов и тех эмбрионов, которые получили методом ЭКО – то есть без переноса ядра клетки. И обнаружилось, что на определенной стадии (примерно на пятый день развития) у клонированных эмбрионов наблюдается некое отклонение в работе генов, которые ответственны за формирование ткани, из которой потом образуется плацента. При этом какое-то время клонированный эмбрион совершенно спокойно развивался. Дело было в том, что на начальном этапе он не соприкасается с организмом матери, хотя и находится внутри. И только после пятого дня наступает первая специализация клеток и формируется внешний слой клеток (у него сложное название – трофэктодерма), который присоединяется к ткани матери и начинается формирование плаценты. И зародыш развиваться уже внутри этой плаценты. А если ответственные за это гены работают неправильно, то у вас получится не совсем правильное прикрепление к материнской ткани. Эмбрион будет получать иные сигналы, иное питание – то есть меняется взаимодействие с материнским организмом. В результате накопления дефектов рожденные детеныши погибают.
  • И как же эту проблему решили?
  • Очень изящным способом. Они на стадии пятого дня взяли два эмбриона: один, который был получен с помощью технологии ЭКО (стандартное лабораторное оплодотворение). И второй эмбрион, который развивался из клонированной яйцеклетки. А затем поменяли у них местами внешний и внутренний слой клеток. То есть клонированный эмбрион получил клетки эмбриона ЭКО. Затем это имплантировали суррогатной мамаше, все прошло достаточно хорошо и родилась здоровая обезьянка. Сразу отвечаю на ваш вопрос по поводу эффективности этого дела: она очень низкая.
  • В каком смысле?
  • Выживаемость эмбрионов на уровне одного процента и даже меньше. Смотрите: они получили 113 клонированных эмбрионов, из них имплантировали всего 11. Остальные оказались непригодными. Далее получили всего две беременности, а на выходе родился один здоровый ребёнок, который прожил 2 года. То есть эффективность очень низкая.

Почему копирование быков и жеребцов экономически выгодно

  • Почему клонировать человекоподобных обезьян так сложно? Ведь в случае других животных – собак, лошадей, крупного рогатого скота – клонирование поставлено уже на коммерческие рельсы?
  • Собаки – да, действительно поставлены на коммерческую основу, но у них эмбриология лучше изучена. Тем не менее, эффективность тоже находится на уровне нескольких процентов. А для того, чтобы получить одного клонированного жеребца вам нужно примерно 300 штук суррогатных кобыл. Лошадей, кстати, не так много сделано. В случае с коровами эффективность чуть выше, но всё равно – чуть больше сотни коров надо оплодотворить, чтобы получить один клон.
  • Для чего же тогда это делают?
  • А дело в том, что клонируют производителей. Быки (коров не клонируют) имеют принципиально другую стоимость. В его создание можно вбухать огромные деньги, но они все равно отобьются, потому что с помощью спермы хорошего быка-производителя, образно говоря, можно оплодотворить половину коров на планете Земля. Тут совершенно другая экономика получается.

Из обезьянок выращивают идеальную лабораторную модель

  • Для чего эти эксперименты с макаками делаются в практическом плане? Пишут, что клонов человекообразных обезьян выращивают для медицинских экспериментов. Но если с ними столько хлопот, не проще ли выращивать обезьянок естественным образом?
  • А как вы получите естественным путём животное, у которого удалён тот ген, который приводит к болезни у человека? Ведь у животных нет тех заболеваний, которыми страдают люди. По крайней мере, их нет в массовом количестве, необходимом для проведения экспериментов. Поэтому естественный путь тут не работает.

Смотрите, как получается модельное животное: берутся клетки, которые культивируются в лабораториях, затем с помощью технологии CRISPR-Cas 9 (генетические ножницы) у них целенаправленно удаляется определенный ген. Потом ядро именно этой клетки с удаленным геном используется для клонирования.

  • То есть можно получить животное с заданными параметрами?
  • Совершенно верно, это выращивание идеальных лабораторных моделей с заданными параметрами. Потому что в ген можно внести именно то нарушение, которое приводит к конкретной патологии у человека. Вы можете удалить ген, можете вставить другой и смоделировать тот или иной генотип человека. А чтобы из этой культуры клеток получить живой организм, вам нужно провести его через процедуру клонирования.
  • Означает ли успех с макаками, что мы стали ближе к клонированию человека?
  • Нет, не стали. Мы стали ближе только к клонированию макаки-резуса. Сейчас получен всего один выживший клон, вероятно, следующим шагом будет развитие технологии, чтобы из сотни клонированных эмбрионов получить десяток животных. Которые, к тому же, несут определенные заданные мутации. К клонированию человека это нас никак не приближает, потому что клонированием человека можно заниматься только на человеке. Я же вам объяснял, что эмбриология каждого вида уникальна и имеет свои особенности. Пока же репродуктивное клонирование человека запрещено во всём мире и им легально никто не занимается.

Чтобы родить один клон, понадобятся усилия 100 женщин

  • Сейчас эта тема – табу с точки зрения этики и медицинских рисков. Но население развитых стран сокращается, может быть, клонирование будет востребовано, когда рождаемость снизится до каких-то критических величин?
  • Не думаю, что клонирование людей востребовано экономически или социально. Каждый человек неповторим и уникален, зачем кого-то копировать? Допускаю, что клонирование человека возможно только в отдельных уникальных случаях, по исключительным медицинским показаниям. Другое дело, есть вопрос принципиальных амбиций человека – я хочу, и точка! Клонирование человека – это скорее горизонт, к которому нужно стремиться, но который всегда уходит. Однако на этой дороге мы попутно получим новое знание и новые технологии – это достаточно важно. Но для решения рутинных вопросов, вроде увеличения народонаселения, этот инструмент не подойдет. Лучше по старинке, как делали наши деды и прадеды.
  • Но почему? В свое время даже Жириновский предлагал легализовать клонирование человека для решения демографической проблемы.
  • Я же вам только что объяснял эту арифметику. Эффективность клонирования млекопитающих, в лучшем случае – это один-два процента. Следовательно, чтобы родить один клон, нужно 100 женщин. В то же время 100 женщин могут естественным путем родить 100 ребятишек. Поэтому, если представительницы прекрасного пола перестанут рожать, то человечеству в любом случае конец. Но поможет тут не клонирование, а любовь и ласка.

Источник