«Антифрод» отфильтрует телефонных и кибермошенников
До конца февраля 2024 года все большие и малые операторы связи должны подключиться к системе Роскомнадзора «Антифрод».
С ее помощью ведомство намерено нанести удар по киберпреступникам и телефонным мошенникам, которые воруют деньги у россиян.
Ландшафт киберугроз постоянно развивается, и злоумышленники разрабатывают все более совершенные методики атак на пользователей мобильной связью. Но на любое действие найдется противодействие. Год назад Роскомнадзор запустил федеральную программу «Антифрод» (от англ. anti-fraud — «борьба с мошенничеством») для борьбы с телефонными жуликами, чтобы отслеживать и предупреждать активность злодеев в реальном времени. На основании множества параметров «Антифрод» принимает решение об автоматической блокировке подозрительных и нелегитимных финансовых платежей буквально на этапе их подготовки, например при подтверждении оплаты через код из СМС-сообщения, и тем самым не дает воровать деньги у человека.
Чтобы получить нужные сведения, «представители службы безопасности банка» и прочие негодяи идут на прямой контакт с потенциальными жертвами, пытаясь оказать на них психологическое воздействие. Если оператор связи подключен к «Антифроду», система на нескольких уровнях распознает подозрительное поведение уже в момент, когда ничего не подозревающий гражданин пытается сделать непоправимый шаг, и если обнаруживает угрозу, то блокирует перевод денег или отправку заветного кода из СМС-сообщения. Также система позволяет оператору мобильной связи перед соединением автоматически запрашивать, действительно ли вызов совершает реальный абонент или номер подменен. Если система подтверждает подлинность звонка, оператор устанавливает соединение, а если нет — блокирует звонок.
Сейчас с «Антифродом» уже работают «Билайн», «Мегафон», МТС и Tele2, а к началу марта будущего года к ним должны присоединиться вообще все телеком-операторы связи России.
В среднем в сутки выявляется около 1,5 млн мошеннических звонков. Как вычислили специалисты, средняя атака мошенников на абонента длится около трех минут, но бывают и исключения. «Билайну» удалось зафиксировать самую долгую атаку за все время наблюдений: мошенник пытался дозвониться до абонента в течение трех часов, и за это время совершил 1430 попыток вызова, которые блокировались системой.
Процедура подключения к системе бесплатная, но за использование единой платформы верификации телефонных вызовов придется платить. Однако главная проблема малых операторов не в этом, а в том, что для подключения к «Антифроду» необходимо специальным образом модифицировать свою сеть. Впрочем, Роскомнадзор не собирается делать исключения ни для кого, и если требование к подключению антимошеннической платформы будет проигнорировано, операторам грозит штраф от 600 тыс. до 1 млн рублей.
practicum.yandex.ruРЕКЛАМА•16+
Онлайн-курс по математике для анализа данных
Курсы для начинающих аналитиков и всех, кто работает с данными.
|Программа курса|SQL для работы с данными|Курс «Аналитик данных»
Но даже если «Антифрод» подключат все операторы, расслабляться не стоит. Эксперты настоятельно рекомендуют установить на смартфон автоматический определитель номера (АОН). Также важно уметь отличить мошенника во время разговора по телефону. На это указывает манера общения: преступники сразу пугают потерей денег, просят раскрыть личные данные. Как уже неоднократно предупреждал своих читателей «Мир новостей», никакие данные, особенно коды из СМС-сообщений, номера карт по телефону сообщать нельзя, а при любом звонке «из банка», «из МВД» или «Центробанка» — сразу класть трубку, а затем перезванивать по номеру, указанному на официальном сайте. То же самое надо сделать, если звонят родственники со срочной просьбой помочь деньгами (мошенники подделывают голоса близких потенциальной жертвы с помощью искусственного интеллекта).
Помните, что в арсенале киберворов много схем обмана. При любых сомнениях лучше положить трубку. Это поможет сохранить и деньги, и нервы.