Газ некуда девать, а топим дровами
С начала года добыча газа в России сократилась на 7%.
До достижения цели, которую поставили перед собой США, — сокращение нефтегазовых доходов нашей страны в 2-3 раза, конечно, очень далеко, но тенденция неприятная. Что же нам делать?
Очевидно, что рассчитывать на Европу мы уже не можем, Украина продлевать транзитный контракт не собирается. Все остальное взорвано и разрушено, причем, по-видимому, на долгие годы. С китайцами отношения хотя и дружеские, но чисто капиталистические — они понимают, что нам свой газ девать некуда, и потому выражают готовность его приобрести исключительно за символические деньги. Кто же сегодня может купить наш газ по достойной цене? Как это ни парадоксально, но нашим чиновникам почему-то не приходит в голову простой, совершенно очевидный ответ на этот вопрос: собственное население! И перспективы тут просто огромны.
На круглом столе в Общественной палате недавно были озвучены дикие цифры: уровень газификации в регионах Восточной Сибири не достигает даже 10%, главным топливом остается уголь. Участники круглого стола сошлись во мнении, что проблему решит только газификация региона и для этого надо вроде бы сделать совсем мало, но и так много.
Всем известно, что главный у нас по газу — его величество Газпром. Там и ресурсы, и деньги, и большие начальники. Казалось бы, чего им стоит дотащить трубу с топливом туда, где его ждут как манны небесной… Тем более что правительство не оставляет своими заботами монополиста. Было объявлено, что с 1 декабря 2023 года будут подняты цены на газ, добываемый Газпромом и его «дочками», на 10%. Почему? Минэкономразвития неуклюже пыталось объяснить рекордное за 11 лет повышение тарифов на газ. Дескать, «с целью обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения в 2024 году индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на уровне 11,2 процента, а в 2025 году — на уровне 8,2 процента». Интересно, что мешало Газпрому в предшествующие годы реализовать программу социальной газификации и какой «надежности» ему не хватает для поставок топлива внутри России?
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Газификация — главный инструмент, способный нормализовать экологическую обстановку на востоке страны. До последнего времени российская общественность даже не представляла, насколько сложная ситуация складывается в Сибири. Пока в марте 2021 года в силу не зависящих от властей обстоятельств (почти детективная история!) не получил огласки представленный в Сибирском отделении РАН засекреченный доклад. Выяснилось, что из 20 самых загрязненных городов страны 78 процентов расположены в Сибири. В некоторых городах индекс загрязнения очень высокий. Приоритетным загрязнителем атмосферы Сибири считается бензопирен — «очень сильный канцероген», как говорят докладчики. По сумме выбросов этого вещества лидирует Норильск, на втором и третьем местах — Новокузнецк и Красноярск.
После обсуждения доклада на заседании СО РАН участники пришли к выводу, что публиковать этот доклад нельзя: якобы не стоит пугать людей. Но тайное все же стало явным, и общественность наконец заговорила о газификации Восточной Сибири.
Оказалось, что дело не только в экологии. Газификация позволит дать импульс развитию ряда отраслей экономики — газохимии, транспорту и т. д. Как отмечают эксперты, планируется построить более 50 производств с выходом на полную мощность к 2036 году, первые из них будут запущены в декабре 2027 года. Россия сможет использовать собственное сырье для увеличения производства целого набора продуктов химической промышленности, необходимых экономике страны. Проект повысит технологический суверенитет России — все продукты, которые планируется выпускать, включены в перечень критически важных материалов и веществ. Но опять-таки нужен газ! Объемом хотя бы около 1 млрд кубометров в год.
«СИЛА СИБИРИ» — ДЛЯ СИБИРИ!
В регионах Восточной Сибири трепетно готовятся к приходу голубого топлива. В Красноярске надеются на поручение президента России провести сюда газ до 2028 года. В 2024-м должно начаться строительство газопровода «Сила Сибири — 2», которое будет осуществляться на территории Красноярского края и Иркутской области и займет, вероятно, четыре года. Но вся инфраструктура под него уже готовится. В Иркутской области, где газифицирован всего 1% населения, тоже ждут газопровода как важного инструмента экономического развития. Мечтать, как говорится, не вредно!
Однако некоторые эксперты предупреждают, что «Сила Сибири — 2» — газопровод экспортный и теоретически максимальные объемы газа пойдут по нему в Китай. Туда, мол, нашему газу доморощенные чиновники наверняка откроют широкую дорогу, а вот для своих граждан — еще очень подумают. Свои и угольком с дровами обойдутся?!
Тем более что с «Силой Сибири — 2» возник комплекс проблем, которые непросто разрешить. Китай не торопится подписывать генеральное соглашение и усиленно делает вид, что изучает другие, более выгодные маршруты поставок газа.
Получается, что российские власти вынуждены идти на преференции партнерам из КНР где-то даже в ущерб своему населению. Оно давно привыкло терпеть и мечтать. Так почему бы нам не помочь в осуществлении этих мечтаний и не сделать стратегическим партнером нашей газовой отрасли собственное население? Да, люди будут платить рублями, а не валютой, которую так любят получать и хранить в Европе и Америке доморощенные олигархи. Но ведь мы же собираемся вообще в конце концов отказаться от доллара. Так пусть же «Сила Сибири — 2» будет газопроводом в первую очередь для наших людей. Это может стать главным шагом на пути к полной самостоятельности страны и окончательно утвердит ее экономический суверенитет.