Богатырский композитор

Культура

К 190-летию Александра Порфирьевича Бородина

Он всегда считал химию основным делом своей жизни. И действительно, еще в возрасте 10 лет проявил интерес к этой науке и даже сам ставил дома несложные химические опыты. Приятель его юности М. Щиглов вспоминал: «…не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». В 1850 году, с отличием окончив Первую петербургскую гимназию, Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию.

Изучая медицину, Александр Порфирьевич с увлечением занимался химическими исследованиями под руководством знаменитого учёного Н.Н. Зинина (впоследствии вместе со своим учителем он стал членом-учредителем Русского химического общества). Окончив академию в 1856 году, через два года защитил докторскую диссертацию, затем был направлен в 3-летнюю заграничную научную командировку, после возвращения стал профессором, руководителем химической лаборатории, а с 1877 года – академиком Медико-хирургической академии.

Он опубликовал более 40 научных работ, что по тем временам было очень много, учитывая небольшое число издаваемых научных журналов. Ему принадлежит ряд открытий в химии, сделавших его имя одним из самых известных в Европе. Немало сил и времени посвящал общественной деятельности, был одним из основателей Женских врачебных курсов, на которых преподавал 15 лет.

И всё же, не наука, а то, чем он занимался в редкие часы, свободные от науки и преподавания, прославило его имя на века. Музыка!

В 9 лет он начал обучаться игре на флейте и фортепиано, в 13 – на виолончели, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем М. Щиглевым все симфонии Бетховена, Гайдна, Мендельсона, переложенные для фортепиано. Рано проявился у него и композиторский дар. Его первыми опытами стали Полька для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели (1847 год). Не оставлял он музыку и будучи за границей.

Вернувшись в Петербург, Александр Порфирьевич познакомился с композитором М.А. Балакиревым и вошёл в его музыкальный кружок, названный критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой». Члены этого творческого объединения – а в него входили будущие знаменитые композиторы: морской офицер Н.А. Римский-Корсаков, гвардейский офицер М.П. Мусоргский, военный инженер Ц.А. Кюи – придерживались русского национального направления в музыке, были продолжателями дела великого М.И. Глинки.

С того времени в музыке Бородина отчётливо зазвучала тема величия русского народа, патриотизма и национального свободолюбия, «совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом». Уже Первая симфония (1868), тепло встреченная слушателями, положила начало героико-эпическому направлению в классической музыке, а Вторая симфония – «Богатырская» (1876) стала вершиной русского и мирового эпического симфонизма. К числу всемирно знаменитых его произведений относятся Первый и Второй квартеты (две скрипки, альт и виолончель), а мелодия из Квинтета впоследствии стала популярной песней «Вижу чудное приволье». Бородин по праву считается основоположником русской традиции в этом музыкальном жанре и не зря самый знаменитый российский квартет, созданный ещё в 1946 году, носит его имя.

Над главным же своим творением – оперой «Князь Игорь» Александр Порфирьевич работал 18 лет, но завершить не успел – инфаркт оборвал его жизнь на 54-м году. Оперу закончили по наброскам автора Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Премьера в Мариинском театре (1890 г.) имела оглушительный успех. И до сего времени эта опера является одним из шедевров мировой оперной музыки.

Один из музыкальных критиков после премьеры оперы назвал А.П. Бородина «богатырским» композитором. Если смотреть шире, то Александр Порфирьевич был богатырём во всём, чем занимался – и в музыке, и в науке, и в преподавании, и в общественных делах.

Похоронили его на Тихвинском кладбище в Петербурге. Надгробный памятник сохранился, но могилы под ним, увы, нет. Как установил после многолетних поисков известный оперный певец Е. Нестеренко, через могилу композитора в 1930-е годы провели теплотрассу (в те годы власти не были знакомы со словом «кощунство»). Перенесли ли останки в другое место или перемешали с землёй, неизвестно.

Множество людей слушало «Князя Игоря», многие слушали его романсы и симфонии, но немногие знают о нём самом. Поэтому мы и составили очень краткий очерк жизни и творчества А.П.Бородина и приурочили его к 190-летию этого гениального человека, самоотверженная патриотическая деятельность которого в сочетании с высочайшей нравственностью и безукоризненной личной порядочностью служат потомкам образцом для подражания.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Источник