Владимир Хомяков: Некоторые мысли по поводу основ государственной идеологии

ГлавноеПолитика

Обсуждаем  главное – куда идём и что строим

Как автор, написавший некогда книгу “Государственная идеология – это просто”, постараюсь говорить на тему о государственной идеологии просто и понятно. А уж верно или неверно – судить Вам, читатель.

Прежде всего, уясним, о чём речь. Любое развитие – это путь из точки “А” (наше нынешнее состояние) в точку “В” (к чему стремимся). Идеология – это то, что помогает осмыслить настоящее и правильно сформулировать цель развития.

При этом важно понимать (особо это относится к любителям писать толстые наукообразные книжки с массой терминов), что реальная Идеология ни в коем случае не должна быть громоздкой, всеохватной, трудно понимаемой и наукообразной. Довольно с нас “марксизма-ленинизма”!  Идеология должна основываться на понятных людям базовых установках, соответствующих традиционной для данного народа духовности и культуре, только тогда её будут воспринимать, как своё родное, а не навязываемое извне.

Даже такое мощное учение как Христианство имеет в первооснове всего 10 моисеевых заповедей на тему “что можно – что нельзя” и всего две(!) заповеди, данные лично Христом: “Возлюби Бога твоего”(т.е. поступай, как Он велит) и “возлюби брата своего, как себя” (краткая форма подлинного гуманизма). Все же типовые подходы (“смыслы”) из этого вытекающие Христос излагал через понятные людям и близкие их повседневным понятиям притчи. Так неужто нынешние авторы толстых идеологических манускриптов мнят себя более умными, чем Христос?!

В основе любой Идеологии – система базовых Ценностей, соответствующих духовной и культурной сфере данного конкретного народа. Поскольку у большинства народов ценности эти имеют религиозные корни, не будем удивляться, что у многих народов (особенно тех, духовность и культура которых сформировалась на основе т.н. “аврамических религий” -Христианства, Ислама и Иудаизма – они близки, а в чём-то и совпадают. При этом на уровне обычаев и традиций народов на это накладываются особенности культуры и духовности т.н. “языческого” периода, стесняться чего не следует: Русская цивилизация сформировалась именно так, и, возможно, именно это способствовало общеизвестной её терпимости к чужому своеобразию, позволившему соединить в рамках имперской государственности две сотни народов разных религий и культур.

Собственно, Целью развития (точка “В”) обычно и является практическая реализация в той или иной форме того, что данная цивилизация считает Ценностями. А уже осознав цель, переходят к частностям – т.н. “Смыслам”, определяющим то, чем в соответствии с Ценностями и Целями следует воспринимать такие вещи, как экономика, политика, власть, государство и т.д. Приведение “того что есть” к “тому, что должно быть” (а отнюдь не “прогресс ради прогресса”, как на Западе) как раз и является смыслом самого развития данной конкретной цивилизации. В нашем случае – Русской цивилизации, имеющей более тысячи лет своей только Христианской(!) истории и являющейся равноценной таким цивилизациям, как Запад (в целом), Китайская, Индийская, Исламская и т.д. цивилизации.

Почему предлагаемые сегодня “традиционные ценности” на эту роль не годятся

Как известно, Владимир Путин подписал указ “О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей”, где оные и перечислил. Ну, или, скорее всего, прочитал те, которые ему составлявшие текст Указа “идеологи” туда понаписали. 

Что же из себя представляют эти самые “традиционные ценности”, сохранение которых президент назвал “частью стратегического планирования и национальной безопасности”? Всего таких таковых в выступлении Президента насчитали семнадцать: 1). Жизнь, 2). Достоинство,  3). Права и свободы человека, 4). Патриотизм, 5). Гражданственность, 6). Служение Отечеству и ответственность за его судьбу, 7). Высокие нравственные идеалы, 8). Крепкая семья, 9). Созидательный труд, 10). Приоритет духовного над материальным, 11). Гуманизм, 12). Милосердие, 13). Справедливость, 14). Коллективизм, 15). Взаимопомощь и взаимоуважение, 16). Историческая память и преемственность поколений, 17). Единство народов России.

И на первый взгляд всё вроде бы звучит красиво, перечисляются вещи, безусловно, позитивно воспринимаемые. И привыкшие работать по принципу “начальник всегда прав” подчинённые наверняка уже приравняли сказанное Путиным как минимум к библейским истинам и ломают голову, как бы на их основе госидеологию слепить. Вот только анализ вышеперечисленных “ценностей” наводит на серьёзные сомнения: а те ли это ценности, на основе которых можно строить госидеологию и определять развитие страны? И тут возникает масса сомнений и вопросов. Ну, например…

Гуманизм (11) автоматически предполагает Милосердие (12), а Патриотизм (4) – Гражданственность (5), Единство народов России (17), Служение Отечеству и ответственность за его судьбу (6), Историческую память и преемственность поколений (16). Справедливость (13), а также Взаимопомощь и взаимоуважение (15) являются прямыми следствиями Коллективизма (14), или, говоря по традиционно-русски, Соборности общества. Под категорию Созидательный труд (9) вообще можно подвести что угодно: например, созидательный труд раба в каменоломне.

Высокие нравственные идеалы (7) и Приоритет духовного над материальным (10) определяются не иначе, как Духовностью (почему-то в ценности не попавшей) и Культурой данного конкретного народа. Крепкая семья (8), согласитесь, требует пояснений, какая именно семья имеется в виду (надеемся, хоть не “однополая” или исповедующая “чайлд-фри”). Так же, как Права и свободы человека (3) – ибо без соотнесения прав с обязанностями человека это – чисто либеральный фетиш, за который Россия уже очень дорого заплатила в 90-е. Что же касается Достоинства (2), т.е. самоуважения человека, то это и вовсе категория отнюдь не абсолютная и объективная (что предполагает принадлежность к ценностям), а сугубо личная: один уважает себя за то, что спас ребёнка, а другой – за то, что предал всех и нажил на этом кучу “бабок”.

И, наконец, Жизнь (1) – тут ещё больше вопросов! Если Жизнь – главная (на первом месте стоит!) ценность, то означает ли это, что для сохранения её оправдана любая мерзость и любое предательство (Родины, например)?!

Вряд ли Президент копал так глубоко – на это в его Администрации специально обученные “идеологи” имеются, от которых он подобные разработки для озвучивания и получает. Вот только, если судить и по этой и ряду других идеологических разработок, с квалификацией у кремлёвских “идеологов” имеются большие проблемы.

Какие ценности действительно можно считать “нашими традиционными”

1). Как уже говорилось, ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – это, конечно, ценность, но отнюдь не главная. Иначе ради неё допустимо было бы отказаться от всех прочих ценностей, а также от Родины, народа своего, долга, чести и т.д. Поэтому логично принять её за “точку отсчёта”, отталкиваясь от которой можно понять, что является действительно ценностями, а что просто важными вещами. То, за что можно рискнуть жизнью и даже при необходимости отдать жизнь – и есть Ценности. Всё прочее – просто “важные вещи”.

2). СЕМЬЯ – это круг родных и близких человеку людей, в общении с которыми происходит его становление как личность, первичная социализация и закладываются основы миропонимания и культуры. Семью (естественно, традиционную, союз мужчины и женщины) справедливо считают “ячейкой общества” – при том, что “общество” происходит от слова “общий”.

3). НАРОД – это “расширенный вариант Семьи”, включающий наряду с людьми, родственными “по крови”, людей, родственных по духу, культуре и миропониманию. Причём, этот второй критерий при определении “своих” и “чужих” важнее первого. Народ (“Большая Семья”) состоит из множества малых Семей – “ячеек общества”. Защита и помощь Семье – это часть защиты и помощи Народу: властители, не делающие этого – антинародны по сути своей.

4). Отношение к своему Народу, как к “Большой Семье” определяет и ряд других, связанных с ним Ценностей.

4.1. СОБОРНОСТЬ – общность цели развития и исторической судьбы (будущее “или у всех будет, или у всех не будет”).

4.2. СОЛИДАРНОСТЬ – “почти родственное” отношение к другим членам нашей “Большой Семьи” – взаимопомощь и милосердие, когда “нет чужих стариков и детей”.

4.3. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это не “всем поровну”, а “каждому по заслугам”, когда статус человека и его доля “общего пирога” определяется исключительно его вкладом в общее благо, и ничем другим.

4.4. РОДИНА – это общий дом нашей “Большой Семьи”, который каждый обязан благоустраивать и защищать. Любить Народ и не любить Родину, как предлагают некоторые, невозможно. Как и наоборот. Отсюда – такая ценность, как Патриотизм (любовь к Родине) и, как часть его, здоровый Национализм (не путать с нацизмом, расизмом, шовинизмом и прочими извращениями, проистекающими из идеологии Запада) – как “любовь и преданность своему народу” (“Британская энциклопедия”). В нашем полиэтническом по структуре Народе России эти две вещи не только совместимы, но и дополняют друг друга.

Понятие “Родины как дома Большой Семьи” следствием имеет отношение и к представителям других народов, в наш дом прибывающим: ведёшь себя, как брат – будешь нам братом, как добрый сосед – соседом, как уважающий наши порядки гость – гостем, но ведёшь себя, как враг – пошёл вон!

5). ДУХОВНОСТЬ – это то, во что верит и чем руководствуется человек, в соответствии не только со своей религией (“высшей истиной”), но и с миропониманием, понятиями “добра и зла”, “допустимого и недопустимого”, “правильного и неправильного”. Независимо от мотиваций (религиозной, идеологической, культурной, национальной и т.д.) для представителей разных народов, входящих в Русскую цивилизацию, Духовность в основных своих подходах является одинаковой или близкой.

6). ПРАВДА – базовая Ценность, лежащая в основе нашей Духовности и определяющая истинность тех или иных вещей и их приемлемость. Изначально, в религиозном понимании, это “Правда Божия” – т.е. следование неким установленным на надчеловеческом уровне нормам поведения (например, десяти библейским заповедям), от произвола и хотения человека не зависящим. Производными от этой Ценности являются такие понятия, как “уПРАВлять” – приводить к Правде, “исПРАВлять” – убирать отклонения от Правды, “наПРАВлять” – указывать пути к достижению Правды и т.д.

7). СВОБОДА (в русском варианте – ВОЛЯ) – в отличие от западного понимания Свободы как максимума личных прав при минимуме обязанностей и ограничений, наша Свобода (Воля) – это возможность жить и поступать в соответствии со своими Ценностями и убеждениями. Соответственно, “свободной” может считаться только страна, которая этому не только не препятствует, но и способствует.

Вот, пожалуй, и всё. Остальное проистекает из перечисленных выше действительно ценностей, коих у меня получилось всего десять.

Из ценностей вытекает цель развития (национальная идея)

Сенека недаром говорил: “Не знаешь, куда плывёшь – никакой ветер не будет попутным”. Если развитие представить как путь из точки “А” в точку “В”, то “А” – это наше настоящее, которое следует осознать со всеми его плюсами и минусами, а “В” – Цель, к которой мы стремимся в процессе развития. Отсутствие Цели делает любое развитие без-цельным, позволяя в лучшем случае случайно нащупать некие полезные ходы, но не достигнуть реального результата. Именно это было в России все 30 лет после запрета госидеологии.

Если в западной духовности Целью являлось достигнуть некого “града на холме” – идеального по форме и правам, изобильного по потреблению общества, то в русской традиции Цель – это скорее “храм на холме” – максимально построенное на Правде и наших Ценностях общество – тот самый “дом”, в котором и ради которого хочется жить. В разное время и в соответствии с его миропониманием наши предки пытались прийти именно к этому – ошибаясь, сбиваясь с пути, идя вослед ложных по сути учений, но пытались всегда. И именно то, что соответствовало стремлению к этой Цели, считалось “ПРАВильным”, возвращение к своему пути при отклонении от оного – “исПРАВлением”, а действия власти, к Цели направленные – “уПРАВлением”. Все три указанных слова, как уже отмечалось, от слова “Правда”.

Соответственно, если в той же Западной цивилизации идеалом считается “человек успешный” – добившийся признания, богатства и/или власти любым способом, то в Русской цивилизации это “святой” – человек, всецело соответствующий нашим Ценностям, духовности и культурным нормам. Если в западной традиции “Общество” – это совокупность конкурирующих одиночек, объединяющихся в группы для повышения своей конкурентоспособности, то в Русской цивилизации Общество – от слова “общий” – совокупность людей, стремящихся к общему благу, прямым следствием которого становится благо личное.

Таким образом, под “храмом на холме” мы понимаем построение такого Общества, которое максимально соответствует нашим Ценностям, моральным и культурным нормам. И более того, создаёт все условия для того, чтобы максимально преуспевал в нём человек, максимально этим критериям соответствующий. Это и есть Цель развития, к которой надлежит стремиться. Название такого Общества (“Святая Русь”, “социализм”, “коммунизм” и т.п.) может быть любым – важна суть.

Исходя из Цели определяем Смыслы

Смыслы – это понимание сущности важнейших вещей, с развитием и достижением Цели связанным. Ну, например…

ГОСУДАРСТВО – если Народ – это “Большая семья”, а “Родина” – её общий дом, то Государство – существующая в семье система, регулирующая внутрисемейные отношения, расходование семейных денег и взаимоотношения с внешним миром. Государство оказывается нефункциональным, если “старшие в семье” начинают вместо заботы об общем благе использовать своё главенствующее положение в личных целях, ради обогащения за счёт необоснованного присвоения общесемейного достояния или в интересах внешних сил. В этом случае “Большая семья” имеет право и обязана заменить таких “старших” на других.

НРАВСТВЕННОСТЬ – происходит от слова “нрав”, “обычай”, характер народа, его традиция. Это набор общепринятых с точки зрения культуры и Ценностей данного народа норм поведения, выход за рамки которых считается неприличным и порицаемым. Не соответствующее этим нормам считается “без-нравственным”, а значит – недопустимым. Причём, относится это не только к поведению отдельного человека, но и к отношениям между людьми и их группами, к действиям элит, к государственной политике, экономике, культуре и т.д. Которые тоже не имеют права быть без-нравственными.

ВЛАСТЬ – предоставляемые Обществом (Народом, Большой Семьёй”) отдельным своим членам повышенные права, дающие возможность руководить другими и направлять развитие страны. Задачей Власти является не господство над другими, а общественное благо – всемерный рост численности, физического, духовного и культурного уровня Народа, а также – создание оптимальных для этого внешнеполитической и внутриполитической среды. В идеале Власть должна сочетаться с безупречной Нравственностью обладающих ею. И, напротив, без-нраственность обладателя Власти, забвение им своих обязанностей перед Народом или, того хуже, использование своих властных полномочий для получения личных выгод за счёт или вопреки общему благу является достаточным основанием для лишения такого человека Власти.

РУССКИЙ МИР – это духовно-культурное пространство Русской цивилизации, охватывающее, помимо этнических русских, людей, русских по духу и культуре, где бы они ни жили. Заметим, что борьба с Русским миром – одна из стратегических целей Западной цивилизации. Причём на Украине, задавив и запретив Русский мир, подменив его фантомным “украинством”, удалось за несколько лет перелицевать сознание многих людей, в том числе – этнически и культурно русских.

ЭКОНОМИКА – происходит от греческого “домохозяйство”. Соответственно, экономика страны – это домохозяйство “Большой семьи”, обеспечивающее материальную сторону её бытия. Но есть ещё и введённое Аристотелем понятие “хрематистика” – когда смыслом становится не производство материальных ценностей, а производство стоимостей, получение и накопление богатства отдельными лицами – владельцами средств производства. В ходе её через рекламу у населения формируются новые потребности (как правило, ложные и функционально не оправданные), заставляющие покупать всё новые вещи, обеспечивая продажи, которые становятся смыслом и формируют культ потребления.  Таким образом, Хрематистика, подменившая у нас Экономику с начала 90-х, является антиобщественной по своей сути и приводит к бездумному расходованию времени и ресурсов на производство, рекламу и продажу де-факто ненужных вещей, наплевательскому отношению к экологии, использованию “более дешёвых” мигрантов в качестве рабочей силы и т.д. А посему, одним из важных шагов при достижении Цели является переход от Хрематистики снова к Экономике, работающей в интересах всех.

Список Смыслов каждый может продолжать по своему усмотрению. Главное – чтобы они соответствовали Ценностям и Цели.

И наконец – приоритеты (следствия)

Из Ценностей и Смыслов логически проистекают Приоритеты, определяющие первичное и вторичное, более и менее важное. Здесь не стоит изобретать ничего нового, пять основных приоритетов давно сформулировали (на том же ВРНС), и эти формулировки мне нравятся:

  • Духовное выше материального;
  • Общее выше частного;
  • Власть выше собственности;
  • Служение выше владения;
  • Справедливость выше закона.

В соответствии с этими приоритетами должны строиться и государственная политика, и отношения между людьми.

P.S.

На этом закончу, и надеюсь, что в написанном Вы, читатель увидите не моё стремление показаться “самым умным”, а искреннее желание помочь своими идеями делу, которое кажется мне наиважнейшим на сегодня.

Разумеется, всё вышесказанное – не готовая идеология, а лишь самый общий подход к её написанию, позволяющий сделать первый шаг в верном направлении. А ведь как говорили древние китайцы: “Дорога в тысячу ли начинается с первого шага”.

Владимир Хомяков,
член Президиума Центрального Совета
Общероссийского общественного
движения «Народный Собор»