Умрут ли шахматы?

Спорт

Шахматный мир потряс громкий скандал. Экс-чемпион мира Владимир Крамник заподозрил, что его соперник воспользовался помощью компьютера.

Доказать это почти невозможно. Но американского шахматиста и раньше подозревали в мошенничестве. В прошлом году чемпион мира Магнус Карлсен отказался играть с Ниманном и обвинил его в читерстве.

Если коротко, то читинг – это нечестная игра. Сегодня он очень распространён в компьютерных играх. В том числе и в цифровых шахматах. Технология читинга очень проста: экран компьютера разделяют на две части, в одной идёт он-лайн игра, а во второй установлена мощная компьютерная программа, дающая подсказки. Чем выше уровень шахматиста, тем сложнее его уличить в читинге. Ведь заподозрить гроссмейстера, который не допускает в игре критических ошибок, практически невозможно. Но великие шахматисты на уровне интуиции чувствуют, что тот или иной ход сделал не человек, а машина.

Ходят слухи, что многие гроссмейстеры, в том числе и топовые, читерят в онлайн играх. Про некоторых знают наверняка. Но называть имена и обвинять в открытую боятся. А между тем это очень плохая тенденция. Если такое явление не пресечь в самом начале, то шахматы постигнет та же участь, что и большой спорт с допингом.

Сдадутся ли шахматы, существующие сотни лет, как мудрая и занимательная игра, и не только игра, на милость IT-технологиям?

ИВАН ГРОЗНЫЙ ТОЖЕ БЫЛ ГРОССМЕЙСТЕРОМ

Согласно научным гипотезам, первые шахматы появились на свет полторы тысячи лет назад в Индии. Древний вариант игры назывался «чатуранга», что в переводе с санскрита обозначает «четыре подразделения войска».

«Там доска была такая же, только сначала там играло четыре стороны. Помимо чёрных и белых, были ещё красные и зелёные по углам. Сначала вообще бросали кости на очередь хода. Кроме слонов и ферзей, все фигуры ходили так же, как в шахматах, – рассказал «Совершенно секретно» мастер спорта по шахматам, тренер высшей квалификации, один из ведущих специалистов по подготовке чемпионов мира и Европы Владимир Шишкин. – По легенде, раджа, получивший знание этой игры от странника, заставил обучиться ей всех своих военачальников. Так же как сейчас в Японии во всех военных академиях обучаются игре «го».

Можно предположить, что древнеиндийский вариант шахмат, действительно, представлял собой миниатюрный тренажёр для отработки военной стратегии, так как фигуры на доске полностью соответствовали структуре индийской армии того времени. Главными как на поле реального боя, так и в игре были раджа (король), колесница (ладья) и слон. Попав в Персию в VII–VIII веках, игра поменяла название и претерпела существенные изменения. Число игроков сократилось до двух, исчез элемент судьбы – кости, а исход партии, свержение короля, определялся талантом игрока. Персидский «шатрандж» стал стремительно набирать популярность сначала в арабском, а потом и в европейском мире.

«В Европу шахматы попали торговыми путями. Частично шёлковым путём, частично с военными действиями, когда мавры захватили юг Испании. А в России, кстати, и это было доказано, шахматы появились раньше, чем в Европе. И причём прямым путём от арабов. Вероятнее всего, в IX–X веках, – считает Владимир Шишкин. – Иван Васильевич Грозный, между прочим, был большим поклонником шахмат. Он в буквальном смысле слова умер за шахматной доской».

Шахматами увлекалась не только средневековая элита. В частности, об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов, среди которых имеются шахматные фигуры XII–XV вв. из комплектов, принадлежащих представителям самых разных сословий: от бояр и духовенства до ремесленников и холопов. И это – несмотря на канонические запреты со стороны церкви!

шахматы 1.JPG

«Шахматы были запрещены Стоглавым собором, как азартная игра, но Иван Грозный заявил, что шахмат это не касается. Именно благодаря Грозному, люди стали играть в шахматы, не боясь, что их будут преследовать, – рассказал Владимир Шишкин. – А вот в Иране шахматы были запрещены до конца XIX века. Из-за того, что это азартная игра, их приравнивали к нардам, карточным играм и так далее. Затем всё это потихоньку ушло. Но во время исламской революции в 1970-х годах шахматы снова попали под запрет, правда, ненадолго. И сейчас Иран – очень продвинутая шахматная страна. В Саудовской Аравии запрет на игру в шахматы действует до сих пор. Их главный муфтий сказал, что женщинам, например, в шахматы играть нельзя. Им в 2017 году разрешили водить автомобили, а вот в шахматы играть не разрешили. Но все хотели плевать на этот запрет».

Игра в шахматы в том виде, который дошёл до наших дней, сформировалась в XV веке. Предположительно, в Италии. Именно тогда появилось правило, согласно которому ферзь, до этого считавшийся слабым звеном, стал свободнее перемещаться по доске и превратился в самую сильную фигуру. Повысился и потенциал пешки, которая, как известно, при удачной конфигурации может стать ферзём.

ПРОРВАТЬСЯ В ФЕРЗИ!

Неизвестно, кто первым заметил, что манипуляции с шахматными фигурами на игральной доске соответствуют человеческим поступкам в реальной жизни, но шахматы действительно уже давно перестали быть просто игрой.

Так, английский драматург Томас Миддлтон в 1624 году на сцене театра «Глобус» поставил сатирическую пьесу «Партия в шахматы», в которой Чёрный король и его люди, представляющие Испанию и иезуитов, получают мат от Белого коня, принца Чарльза. И хотя главными действующими лицами комедии были шахматные фигуры, аллегория не помогла. Пьесу сняли через девять дней после премьеры, сославшись на закон, запрещающий выводить на сцену царственных особ, которые ещё живы, даже в виде шахматных символов. Однако спектакль имел оглушительный успех. Особенно у любителей шахмат. До такой степени была сильна аналогия!

Что, собственно, представляет собой игра? Пространство в виде клеточной доски 8 на 8 чёрного и белого цветов, время и действующие персонажи в виде фигур. Главная и неприкосновенная фигура на доске – это король. Именно его нужно пленить (поставить мат), чтобы выиграть партию. Все остальные фигуры – это жертвы, которые в ходе игры сдаются противнику, чтобы защитить короля. Ферзь, как уже было сказано, это самая сильная фигура, олицетворяющая собой советника короля. Слон, ладья и конь – своеобразная аристократия, занимающая привилегированное положение на доске. А пешки – простые солдаты на передовой. Что любопытно, пешка, оставшись в живых и дойдя до последней черты, может быть превращена в любую фигуру, вплоть до ферзя. А вот новым королём не сможет стать ни одна фигура! Таковы правила игры, которую ведут гроссмейстеры, находящиеся за пределами пространства шахматной доски. Но именно от них зависят судьбы пешек и королей.

Например, в своей сказке «Алиса в Зазеркалье» писатель и игрок-любитель Льюис Кэрролл создал целый шахматный мир, очень похожий на окружающее его иерархическое общество с его законами и нормами. Он построил сюжет в виде шахматной партии, где главную героиню – девочку Алису сделал пешкой, которая, двигаясь по доске строго по правилам игры, должна пройти до конца шахматного поля, чтобы превратиться в королеву (ферзя). Добиться цели героине помогли активность и находчивость. Ну, и, конечно, сам автор сказочной партии, которого профессиональные шахматисты нередко критикуют за нелогичность ходов и нарушение правил игры. Интересно при каких обстоятельствах пешка может прорваться в ферзи в реальной жизни, то есть в настоящей игре?

Фото_19_24_Шах.JPG

«Пешка может превратиться в ферзя при условии, что все фигуры соперника отвлечены событиями на другом участке доски, – объяснил «Совершенно секретно» гроссмейстер, чемпион Европы 2011 г., тренер сборной России Владимир Поткин. – Или когда совсем не осталось фигур. Тогда пешка гордо проходит до последнего ряда».

По правилам игры дойти до последнего ряда и превратиться в ферзей могут все 8 пешек. Правда, в шахматах такое встречается крайне редко, а вот в истории бывало. И не раз.

ПРОСЧИТАТЬ НА НЕСКОЛЬКО ХОДОВ ВПЕРЁД

Чтобы там ни говорили об объективных причинах и субъективных факторах, за каждым спонтанным, на первый взгляд, общественно-политическим событием стоит выработанная стратегия действий, напоминающая шахматную игру. В этой игре оппоненты просчитывают возможное развитие событий на несколько ходов вперёд. Выигрывает, как правило, тот, кто видит дальше.

«Всё зависит от ситуации. Иногда позиция настолько сложна, что просчитать даже на 3 хода даже выдающемуся шахматисту непросто, – рассказал нам мастер спорта по шахматам, тренер высшей квалификации Владимир Шишкин. – А у меня были случаи, когда я просчитывал на 25 ходов, например».

Считается, что в игре, как и в жизни, важна точность оценки каждого хода. Сначала опытный игрок рассматривает все элементы позиции, чтобы определить стратегию и установить промежуточные цели, и только после этого, поняв, какие изменения будут для него наиболее благоприятными, приступает к расчёту вариантов.

«В начале партии на доске очень много фигур, игрок здесь опирается на свои знания и интуицию. Расчёт вариантов идёт не столь глубокий, важнее не зевнуть (на языке шахмат – не ошибиться) что-то уже на 2-м или 3-м ходу при расчёте. По мере уменьшения количества фигур возрастает потребность в более длинном и магистральном мышлении, – объяснил нам гроссмейстер Владимир Поткин. – В пешечном окончании, когда не остаётся фигур, позиция поддаётся точной оценке, а хороший расчёт вариантов можно производить и на 15–20 ходов вперёд».

В жизненных ситуациях процесс планирования событий не загнан в жёсткие временные рамки, что позволяет лучше проанализировать обстановку и произвести более точный расчёт. Игрок такой возможности лишён и зачастую вынужден полагаться на интуицию.

«Если в жизни мы часто оттягиваем принятие важных решений, то в шахматах игрок ограничен во времени и поэтому просто обязан сделать свой выбор за определённый временной отрезок. Этот выбор может быть ошибочным. Но это не значит, что игра проиграна. Бывает же, что в жизни вы сделали неправильный ход и впоследствии это осознали, – считает Владимир Поткин. – В таких ситуациях очень важно забыть о своём упущении, не поддаваться эмоциям и продолжать игру с той позиции, в которой вы оказались. Не секрет, что Магнус Карлсен именно за счёт этой способности остаётся лучшим шахматистом мира».

Фото_19_25_Шах.JPG

За право сыграть с норвежским гроссмейстером Магнусом Карлсеном крупные мировые финансовые воротилы готовы выложить десятки тысяч долларов. Да, финансовый рынок тоже живёт по шахматным законам, где игроки ограничены действующими правилами и регулятором, а к успеху ведёт большое количество вариантов. В условиях, когда рынки меняются стремительно и непредсказуемо, учесть все моменты, которые могут повлиять на результат сделок, и сделать правильный выбор следующего хода очень непросто. Нужен навык. И этому в элитных школах учат с самого раннего детства.

ПОБЕДИТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

«Родители познакомили с шахматами, когда мне было 5 лет. Папа – мастер спорта, мама и сестра – все хорошо играют в шахматы, они внесли огромную лепту в моё шахматное развитие. Можно сказать, что мне доверили быть продолжателем семейных традиций, – рассказал нам Владимир Поткин. – Сейчас у меня есть талантливый ученик, которому всего 10 лет, но в отдельно взятой партии уже способен обыграть многих мастеров. Поэтому если вы ставите перед собой самые амбициозные цели, то начинать в 10 лет уже поздно. Другое дело, что шахматы полезны для общего развития, и к ним можно обратиться в любом возрасте».

Владимир Поткин, среди подопечных которого были известные гроссмейстеры Сергей Карякин и Ян Непомнящий, уверен, что именно шахматы, как никакая другая игра, способны развить внимание, память и интуицию, которые помогают в повседневной жизни, принимать правильные решения. Приучают находить выход в самых безвыходных ситуациях и воспитывают волю к победе над обстоятельствами.

«Я с детства играл в шахматы. Помню такой случай. Когда я был шахматистом 3-го разряд, мы поехали играть на Ленинские горы с центральным Дворцом пионеров. Они были сильнее нас кратно. То есть там на первой доске играл кандидат в мастера против нашего второразрядника. Они везде на пару категорий нас превосходили и били нас страшно, – рассказал «Совершенно секретно» поэт, драматург, член Союза писателей России Карен Кавалерян. – Я играл там на какой-то десятой доске и прямо с самого дебюта попал в безнадёжную позицию, проиграл две пешки, и мне тренер говорит: «Всё. Сливай и поехали, потому что все остальные партии закончились». А я думаю – нет, я не сдамся. Позиция очень плохая и, наверное, проигранная. Но проигранную позицию надо ещё проиграть, а выигранную позицию ещё надо выиграть. Поэтому я решил сделать ещё несколько ходов. В какой-то момент мой соперник расслабился и сделал ошибку, а у меня появился шанс на ничью. Но тут мой тренер говорит: «Вот видите, ребята, есть люди, для которых общество имеет значение, а есть такие, которым наплевать на окружающих». И вот под эти комментарии я продолжаю играть, и мы в итоге приходим к ничьей. Понимаете? Конечно, легче всего было сдаться. Но теперь я точно могу сказать, что ты не проиграл, пока сам себя не убедил, что проиграл».

ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ИИ

Существует мнение, что шахматы – это не просто игра, а схема глобального мироустройства. Что какие-то сильные мира сего управляют нами всеми, как фигурами, на доске. По крайней мере, нас очень пытаются в этом убедить и заставить поверить в то, что от нас ничего не зависит. Но это не так.

«Похожи ли шахматы на схему мироустройства? Если мы с вами представим, что кто-то способен играть миллионы шахматных партий одновременно, тогда это возможно, – считает гроссмейстер, чемпион Европы 2011 г., тренер сборной России Владимир Поткин. – Но такое возможно с развитием искусственного интеллекта (ИИ), а это пока большая утопия».

Шахматы 2.JPG

Пока что человек сильнее ИИ уже только потому, что способен принимать нестандартные решения, тянуться к знаниям и совершенствоваться. Причём во всех областях. И шахматы, как мы уже выяснили, очень стимулируют эти способности. Так что рано сбрасывать со счетов настоящую, живую игру.

«Во время моей работы в Военной академии имени Дзержинского, обучая офицеров, наряду с боевой подготовкой, мы уделяли большое внимание занятиям, развивающим способность критического мышления. Регулярные турниры по шашкам и шахматам способствовали этому. Мы заметили, что это очень помогало ребятам быстрее ориентироваться в критических ситуациях и правильно просчитывать стратегию, – рассказал «Совершенно секретно» доктор педагогических наук, полковник, председатель Наблюдательного совета «СК ФКА» Алексей Петров. – Сегодня, когда уровень образования снизился везде, мы наблюдаем совершенно удивительную картину: к нам в шахматную секцию приходят одарённые умные дети. Мы дважды в год проводим соревнования среди наших воспитанников и наблюдаем за их успехами. На последнем турнире мы совместили шахматы и стрельбу из лазерного оружия на время. За 30 секунд нужно было найти цель и сделать 10 выстрелов с максимальной точностью. Так вы знаете, меткость и быстрота реакции у детей после 3-х сыгранных партий в шахматы была лучше, чем у их родителей, которые перед стрельбой в шахматы не играли».

Источник