Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по развитию системы образования для рынка труда

Экономика

Важно продолжать создание прочной научной и технологической базы, обеспечивать квалифицированными специалистами наши производства

М.Мишустин: «Перед нами стоит задача, поставленная Президентом, по укреплению технологического суверенитета и по достижению опережающего роста обрабатывающих отраслей. Важно продолжать создание прочной научной и технологической базы, обеспечивать квалифицированными специалистами наши производства. И вообще вся система профессиональной подготовки кадров должна быть сконцентрирована на выполнении этой задачи».

Вступительное слово Михаила Мишустина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на стратегической сессии мы детально обсудим систему профессиональной подготовки кадров. Это для нас крайне важный вопрос. Особенно сейчас, когда после ухода с нашего рынка иностранных компаний отечественные предприятия занимают освободившиеся ниши, расширяют производство, многие уже организовали и продолжают организовывать выпуск собственной продукции.

Перед нами стоит задача, поставленная Президентом, по укреплению технологического суверенитета и по достижению опережающего роста обрабатывающих отраслей. Для её выполнения, а также для проведения структурной адаптации нашей экономики определили проекты по 13 приоритетным направлениям: в авиационной, медицинской, химической и станкоинструментальной промышленности, железнодорожном, сельскохозяйственном машиностроении, радиоэлектронике и энергетике, в развитии беспилотных авиационных систем.

Важно продолжать создание прочной научной и технологической базы, обеспечивать квалифицированными специалистами, и учёными, и мастерами, наши производства. И вообще вся система профессиональной подготовки кадров должна быть сконцентрирована на выполнении этой задачи.

В ходе рабочих поездок в регионы страны я постоянно общаюсь с руководителями предприятий, с сотрудниками. И везде актуален кадровый вопрос.

Наибольший спрос на работников сложился в нашем машиностроении, химическом секторе, в строительстве, на транспорте. В ближайшие несколько лет он будет также расти в сфере науки, здравоохранения, информационных технологий.

Поэтому системе образования нужны качественные изменения, чтобы выпускники и вуза, и колледжа выходили на рынок труда с компетенциями, которые им позволят выполнять соответствующие функции, быть востребованными и, конечно, конкурентоспособными.

Задел, который сейчас сформирован, хороший.

С прошлого учебного года все старшие классы страны стали профильными – по самым актуальным направлениям.

Пересмотрены серьёзно подходы к подготовке студентов наших колледжей.

Запустили федеральный проект «Профессионалитет». Он очень перспек­тивный и быстро набирает темп. Сегодня реализуется уже в большинстве регионов нашей страны. Особо хочется подчеркнуть отношение к нему компаний, которые увидели в этом хорошую возможность обеспечить свои производства необходимыми специалистами. Организации достаточно активно включились в этот процесс. Причём как в создание образовательных программ, так и в обновление материально-технической базы. Частные капиталовложения здесь достигли порядка 3,5 млрд рублей.

Сегодня этот проект охватывает 900 колледжей – четверть от общего числа. И к концу 2024 года они выпустят 150 тысяч компетентных мастеров, готовых выйти на работу. От года к году нам предстоит наращивать темпы подготовки кадров с привлечением большего количества образовательных организаций и, конечно, компаний и предприятий-партнёров. Тем более что Президент поставил цель – в ближайшие пять лет, до 2028 года, подготовить не менее 1 миллиона специалистов.

Подобную программу мы реализуем также и в высших учебных заведениях на базе ведущих вузов страны при участии крупных промышленных компаний. Cейчас у нас появилось 30 передовых инженерных школ по самым приоритетным направлениям. Скоро совсем запустим ещё 10.

Их цель – также обеспечить квалифицированными кадрами высокотехнологичные и наукоёмкие секторы, такие как микроэлектроника, приборостроение, искусственный интеллект, ядерная энергетика, чтобы создавать собственные инновационные разработки и продукты.

Уважаемые коллеги, сегодня, учитывая тенденции технологического и индустриального развития, очень важно ещё понимать одну вещь: сколько таких специалистов нам понадобится в экономике. На это обращал особое внимание глава государства. Недавно это обсуждалось на президиуме Государственного совета. Президент поручил ежегодно совместно с предприятиями формировать пятилетний прогноз потребностей в кадрах. Причём в разрезе конкретных и регионов, и отраслей, и профессий. Это будут сотрудники, благодаря которым продолжится качественная реализация наших национальных проектов и других очень важных программ.

А для этого надо изменить подходы к определению контрольных цифр приёма в наши колледжи и вузы, исходя из запросов компаний.

Президент подчёркивал, что нужно активнее ориентировать высшие и средние профессиональные учебные заведения на успешное устройство выпускников. Для этого в первую очередь необходимо установить специальные ключевые показатели эффективности и составлять соответствующие рейтинги наших учебных заведений.

Ещё один важный момент. Поскольку многим организациям компетентные работники требуются уже сейчас, необходимо создать гибкую систему профессиональной переподготовки и получения дополнительных навыков для всех граждан, чтобы у них было больше возможностей при трудоустройстве.

Хочу сказать, уже несколько раз я встречал молодых людей, работающих на производствах или в технологических секторах, которые рассказывали мне о системе переподготовки. Они как раз проходили переподготовку, и вот эта надстройка привела их на очень важное направление работы. Многие переквалифицировались совсем с других специальностей. Эта система работает. Я вижу это, когда мы ездим по стране.

Сегодня обсудим все поставленные вопросы с учётом демографической тенденции. И надо выработать взвешенные решения на предстоящие годы.

Источник