Гигантские змеи Урала: миф или реальность?

Потаённое

 Могли  ли гигантские змеи  Южной Азии акклиматизироваться на Урале?

Змея – поистине уникальный образ, который встречается во всех без исключения мировых культурах. С незапамятных времён огромный змей символизирует бесконечность мира, плодородие, домашний очаг, мудрость и силу. Правда, с распространением христианства “репутация” змея оказалась порядком подпорчена – он сделался олицетворением искушения и обмана, чёрной магии и запретных знаний. Видимо, из всегдашнего стремления ранних христиан всё без исключения противопоставлять ненавистному язычеству. Но, собственно, речь сегодня не об этом.

Теперь уже сложно сказать наверняка, то ли образ гигантского змея когда-то породило само мировоззрение наших предков, то ли, напротив, он перекочевал в мифы и предания прямиком из дикой природы. Но факт остаётся фактом: не отыщется, пожалуй, ни одной культуры, представители которой так или иначе не отвели бы змею почётное место в своём эпосе. Конечно же, в своё время в стороне от мировых “трендов” не остался и Урал. Даже само происхождение Уральских гор местные народы в своих преданиях зачастую описывали примерно так:

“Из степей прикаспийских золотой змей-полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем. Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей. Более тысячи вёрст полз как по струне, а потом вилять начал. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел. И никому не придёт теперь в голову, что горы когда-то живым змеем-полозом были…”.

Для манси, исконных хозяев уральской тайги, гигантский змей до сих пор не сказка или древнее предание, а неотъемлемый элемент повседневной жизни. Они называют его “ялпин уй“, что переводится дословно как “священный зверь“. По описаниям охотников, его длина достигает 7-8 саженей, толщина – с локоть, а окраска буро-красная, с зигзагообразным тёмным рисункам. Описывается и образ жизни этого пресмыкающегося. В этой части, правда, показания разнятся, а потому доверия не вызывают. Говорят, что змей живёт преимущественно в воде, спит, забираясь на ветви деревьев, любит греться на солнце, а по весне издаёт звуки, похожие на крик утки или водяную капель. “Священному зверю” манси поклонялись и, отправляя языческие ритуалы, просили его оберегать их землю. Примечательно, что до сих пор его чаще всего встречают именно в тех местах, которые у манси издревле считаются сакральными – к примеру, в озере Тур-ват, рядом с которым расположена священная гора Ялпын-нер.

Гигантская змея в воображении художника. По материалам из открытых источников

Гигантская змея в воображении художника. По материалам из открытых источников

Манси, живущие по берегам реки Лозьва на севере Свердловской области, до сих пор почитают Хул-хуринг-ойке – “старика, подобного рыбе“, которого считают хозяином людей, рыб и зверей. Его описывают как речное существо, похожее на рогатую змею, иногда нападающее на охотников и рыбаков. Из уст в уста передаются предания-предупреждения о тех местах на реке, через которые лучше не проплывать на лодке – ведь, отталкиваясь шестом от дна, можно потревожить таинственное чудовище. Опасные участки манси обходят по берегу, перетаскивая лодки на себе. Похожие истории рассказывают и марийцы, проживающие на Урале. Их огромная рептилия – это “шем-кишке“, “чёрный змей“. Длина его поменьше, чем у “священного зверя” манси, и не превышает 2-3 метров. Но это существо тоже живёт в воде, предпочитает ночевать на деревьях и зачастую ведёт себя агрессивно по отношению к людям.

Озеро Иткуль и Шайтан-камень – одно из мест обитания гигантской змеи аждахи

Озеро Иткуль и Шайтан-камень – одно из мест обитания гигантской змеи аждахи

Среди башкир бытуют поверья об аждахе – исполинском змее в десять саженей длиной, в которого превращается обычная змея, дожившая до ста лет. Аждаха обитает в реках, озёрах, на болотах, иногда даже в колодцах. Чтобы змей дал разрешение пользоваться водой из источника, в котором живёт, ему в жертву приносили молодую девушку. Дожив до тысячи лет, аждаха превращался в демона юху. В башкирских преданиях и аждаха, и юха могут оборачиваться красивой женщиной, соблазняя мужчин или даже выходя за них замуж. В таких историях хан, как правило, быстро разоблачает оборотня. Примечательно, что в башкирском языке до сих пор сохранились образные выражения, связанные с юхой: “юха йылан“, что означает “коварный человек”, “юхаланыу” – “притворяться“, “юхалык” – “лицемерие“. Известны и многочисленные башкирские сказки другого толка, в которых отважный батыр спасает возлюбленную, вступая в бой с гигантским змеем и побеждая его. Предания об аждахе распространены и среди башкир, живущих на берегах озера Иткуль, где и в наши дни туристы часто встречают гигантского змея.

В башкирском эпосе аждаха наделён способностями оборотня. По материалам из открытых источников

В башкирском эпосе аждаха наделён способностями оборотня. По материалам из открытых источников

С началом промышленного освоения подземных богатств уральских гор с исполинским змеем пришлось столкнуться и русским переселенцам. Они прозвали его Великим Полозом. Его образ вылился в общественном сознании в своеобразного “хранителя” уральских недр. На протяжении нескольких веков уральские горняки, старатели и золотоискатели вынуждены были работать буквально по наитию. Они не имели точных приборов и пользовались лишь многочисленными приметами и поверьями. Их судьба и удача полностью зависели от тайных сил, распоряжающихся скрытыми богатствами. От коренных уральских народов они восприняли многие образы, ставшие персонажами уникальных быличек и легенд, которые в начале XX века открыл миру уральский писатель Павел Петрович Бажов. В своём очерке “У старого рудника” он писал:

“Ящерицы и змеи у старателей считались только слугами, пособниками. Среди ящериц одна была главной. Она иногда превращалась в красивую девицу – это и была Хозяйка горы. Над змеями начальствовал огромный змей — Полоз. В его распоряжении и находилось всё золото. Полоз всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: пугал, утягивал в землю инструмент или даже убивал старателей. Реже Полоз облегчал доступ к золоту, указывал места, и даже “подводил золото”.

Но для уральцев Великий Полоз был не просто абстрактным образом, персонажем сказов. Он имел и вполне материальное воплощение. С начала XVIII века и вплоть до наших дней огромных змей постоянно встречали по всему Уралу, от Ивделя и Пелыма до Орска и Оренбурга. Если собрать все имеющиеся свидетельства, материала хватит на целую книгу. Только за последние 50 лет чудовище видели близ посёлка Бобровский неподалёку от Екатеринбурга, в реке Пышма под деревней Боярка, в Нижне-Исетском пруду, на Чусовой под Курганово, в озёрах Иткуль, Синара и Сунгуль, на Булдымском болоте, на берегах Нязепетровского и Аргазинского водохранилищ, в торфяных болотах Ильменского заповедника и почти на всех озёрах вокруг Миасса.

Особенно часто гигантских змей встречают к северу от Миасса, где много влажных низин, болот и озёр. На фотографии – заболоченные берега озера Булдым

Особенно часто гигантских змей встречают к северу от Миасса, где много влажных низин, болот и озёр. На фотографии – заболоченные берега озера Булдым

Естественно, что такой необычный представитель местной фауны не мог не заинтересовать крупных учёных. Первым из них был член Петербургской академии наук немец Пётр С́имон Паллас, путешествовавший по Каменному поясу в конце XVIII века. Однажды, будучи на Южном Урале, он якобы увидел в крестьянской избе шкуру гигантской змеи. Паллас хотел купить её, но хозяин отказался продать необычный артефакт. Тем не менее, его существование убедило учёного в реальности Великого Полоза. Он отнес местных гигантских змей к гипотетическому виду Coluber Trabalis, что переводится с латыни как “бревноподобная змея“.

Великий Полоз из сказов Бажова по-настоящему огромен, "выше леса". По материалам из открытых источников

Великий Полоз из сказов Бажова по-настоящему огромен, “выше леса”. По материалам из открытых источников

В 60-х годах XIX века горный инженер Лебединский, будучи по службе на Северном Урале, случайно увидел огромную змею, вздумавшую переползти дорогу прямо перед его экипажем. Лебединский устроил на змею настоящую охоту и в итоге якобы выследил рептилию и всадил её в голову приличный заряд дроби. Оказалось, что длина убитой змеи составляет чуть менее 8 сажен (16 метров), а толщина – 4 вершка (почти 18 сантиметров). Лебединский даже снял со змеи шкуру, но в Екатеринбурге её никто не видел, потому что он сразу же отправил находку в Лондонский музей естествознания, где след артефакта, конечно же, затерялся.

Тем не менее, многие рассказу Лебединского поверили. В итоге целое исследование на эту тему провёл выдающийся натуралист своего времени Леонид Павлович Сабанеев. Учёный не один год скитался по местам обитания загадочного пресмыкающегося, собирая свидетельства очевидцев о встречах с ним. Будучи в селе Воскресенском на реке Синара он разминулся со змеёй лишь волей случая – когда учёный прибыл в село, местные жители как раз обсуждали очередное “явление” Великого Полоза, напугавшего одного из крестьян своим появлением буквально накануне:

“Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности: на реке Чусовой он съел одного бурлака…”.

По итогам экспедиции Сабанеев опубликовал справочник “Позвоночные Среднего Урала и географическое распространение их в Пермской и Оренбургской губерниях”. На его страницах он привел в том числе и описания гигантских змей, из которых складывается впечатление, что данный вид абсолютно реален и не связан с мистикой или мифами.

Заглавная страница труда Л.П. Сабанеева, содержащего описания гигантских змей Урала. Фотография из открытых источников

Заглавная страница труда Л.П. Сабанеева, содержащего описания гигантских змей Урала. Фотография из открытых источников

Но, несмотря на почти трехвековую историю исследований, реальных доказательств существования Великого Полоза науке до сих пор неизвестно. В наш технически развитый век, когда почти у каждого есть под рукой смартфон со встроенной камерой, а информация распространяется по Интернету с ужасающей скоростью, это может говорить лишь об одном: Великий Полоз исконно существовал на Урале лишь в народном сознании. У большинства людей боязнь и некоторое отвращение к змеям “зашиты” в подсознании на уровне врождённых рефлексов, а объект собственного страха мы зачастую склонны преувеличивать – отсюда и пугающие истории о встречах с Полозом. Ведь не зря говорят, что у страха глаза велики.

Впрочем, это не повод считать, что на Урале и в Сибири вовсе не встречаются довольно большие по нашим северным меркам змеи. Известны, к примеру, случаи встреч с ужами длиной до 2,5 метров. Такой же длины достигает и крупнейшая змея Европы – желтобрюхий полоз. Но, конечно же, ни о каких “живых брёвнах” длиной под 15 метров речи не идёт. На сегодняшний день самой длинной змеёй мировой фауны считается сетчатый питон – документально подтверждено существование особей длиной до 7,5 метров. И вряд ли этот вид, облюбовавший для жизни жаркие и влажные тропические леса Южной Азии, смог бы в конечном счёте акклиматизироваться на Урале.

Обыкновенный уж – единственная змея, которую мне доводилось встречать во время путешествий по Уралу. Фотография из открытых источников

Обыкновенный уж – единственная змея, которую мне доводилось встречать во время путешествий по Уралу. Фотография из открытых источников

Источник