ПОМНИТЬ! ЧТИТЬ! ПОМОГАТЬ!

Новости движения

В Москве состоялась встреча патриотической общественности, посвященная Дню русского добровольца

30 лет назад, 12 апреля 1993 года, на территории бывшей Югославии состоялся легендарный бой за высоту Заглавак, когда 13 русских добровольцев, используя легкое стрелковое оружие, в течение шести часов сдерживали натиск нескольких сотен исламских радикалов. Несмотря на огромный численный перевес последних, сила духа русских победила, а потерявшие более 80 человек, включая командира, боевики дрогнули. Защищая высоту до последнего, русские добровольцы спасли население расположенного за ней сербского города Вышеграда от этнической чистки, а заодно и честь Российской Федерации, которая оказалась безучастна к горю самых близких нам славянских братьев. В Республике Сербской 12 апреля стал государственным праздником, а в самой России, как и в направляемой на скользкий проамериканский путь Сербии, на официальном уровне об этом славном подвиге и истинном, а не патетически номинальном воплощении русско-сербского единства особенно не вспоминают.

По случаю этого юбилея 22 апреля в книжной лавке «Кириллица» прошла встреча с писателем и журналистом, русским добровольцем, непосредственным участником обороны Заглавка Борисом Земцовым. Также состоялось представление изданий его книг, посвященных тем событиям.

Как отметил ведущий вечера, секретарь Международной общественной организации «Русское собрание» Андрей Сошенко, в книге автор больше описывает последовательность событий и их участников, как очевидец, но при этом умалчивает о подробностях собственных действий во время легендарного боя. В частности, на страницах перед читателем предстает героический образ воевавшего рядом с автором добровольца, обозначенного как «Пашка Т.» из Пскова – Петербурга. Борис Земцов отметил, что из группы петербуржцев, вошедших в отряд, двое погибли почти сразу, сербы дрогнули, и в критический момент Пашка Т. переломил ход боя, выйдя навстречу противнику с ручным пулеметом наперевес. Получив несколько ранений в корпус, он продолжал расстреливать наступающие со всех сторон потоки боевиков, тем самым задав тон для остальных. Он выжил, впоследствии достиг определенных социальных высот и ныне преподает философию в высших учебных заведениях. При этом предпочитает не вспоминать о тех днях, хотя его геройство, безусловно, осталось в памяти остальных. Пример его благополучия, к сожалению, не показателен: большинство выживших участников обороны Заглавка умерли позже в условиях социальной неустроенности при равнодушии бюрократической системы, унаследованной от тех, кто 30 лет назад позорно проигнорировал беду сербов. Относительно своего вклада Б.Ю. Земцов лаконично ответил, что порученный ему участок обороны удержал и задачу выполнил, тут же отметив, что ни у кого в отряде не было и мысли об отступлении. Русские отбивались до конца, пока не подоспела подмога. Враг отступил. Позже боснийское телевидение информировало, что в итоге около 90 человек «ушли к Всевышнему», а более сотни получили ранения.

Возвращаясь назад на 30 лет, Борис Юрьевич уверенно говорит, что добровольчество – это характерное именно для русских явление, сопряженное с высоким чувством самопожертвования и острой реакцией на несправедливость, примеры которого уходят во времена балканских войн позапрошлого века. Сегодня отсутствие пестуемого славянофилами единства переходит уже на самих сербов, разделенных даже между собой по линии материально благополучного, но отравленного прозападного лагеря в Сербии с двоякой политикой А. Вучича и его истеблишмента, и выстрадавшего в военные годы цельность своего национального чувства анклава Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Патриотизм последних зачастую уже неудобен для либеральной общественности Сербии, ориентированной на интеграцию в ЕС и на сближение с США. С ними и ныне русским найти язык гораздо проще, однако их положение очень шатко: у них нет своей армии; как томятся в тюрьмах их герои, боровшиеся в те годы за свободу своего народа, так и сейчас в любой момент из Сараево или Гааги в Республику Сербскую могут приехать силовики и арестовать кого угодно. Когда же годы спустя русские добровольцы посещали мемориальные события 12 апреля, боснийские журналисты и службы из Сараево внимательно следили за ними, говоря: «Это псы войны из России приехали…»

На вопрос о влиянии на веру Борис Земцов вспомнил афоризм о том, что на фронте не бывает атеистов, подтвердив, что он только укрепился в вере в Бога.

Вообще в воздухе тогда витала атмосфера религиозной войны. Примечательно, что сербы не называли своих противников боснийцами или бошняками – они говорили «турки» или «мусульмане». Как вспоминает Б.Ю. Земцов, отделяя понятие традиционного ислама от радикальных исламистских течений, на стороне боснийцев было множество фанатичных боевиков из Афганистана, Египта, Бахрейна и других далеких от Балкан уголков мира, собравшихся под зеленым флагом. Регион чуть не превратился в колыбель моджахедов, и участники боя за Заглавак видели пестрый этнический состав этих жаждущих сербской крови головорезов.

Эти наблюдения и печальная участь сербов, выдавленных из Косово, невольно вызвали у собравшихся аналогии с текущей обстановкой в России, где за последние годы за счет растущих миграционных волн заметно изменился состав населения и многократно возрос уровень этнической преступности. Борис Земцов, побывавший в Косово и Метохии в 1999 году, вспомнил, что это исконно сербская и священная для них земля, и когда-то такой сценарий было трудно вообразить, однако в определенный момент регион стал стремительно заселяться инородцами и иноверцами преимущественно албанского происхождения, они начали занимать административные посты, в отличие от сербок, рожали по десятку детей, и вектор сменился. В итоге – как известно, погромы, захват территорий, изгнание коренного население и создание не признанной у нас, но на Западе албанской «Республики Косово».

Взявший слово председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин заявил о необходимости чтить своих героев, пока они живы, и вписать этот недооцененный подвиг в золотые страницы новейшей истории. Современники и новые поколения должны знать о легендарном сражении 1993 года, а его оставшиеся участники должны обрести статус ветеранов боевых действий, а с ним – почет и необходимую медицинскую помощь в военных госпиталях, которой сегодня они лишены.

Вместе с А.В. Сошенко от лица «Русского собрания» и «Народного Собора» общественные деятели подготовили обращение к действующей власти. Эту инициативу поддержал историк Леонид Болотин, предложив отстаивать права всех русских добровольцев, включая участников событий в Приднестровье, Абхазии и Донбассе. По его оценке, русские добровольцы сберегли честь Русского народа и подготовили наше сознание к тем глобальным процессам, что протекают на наших глазах в настоящее время.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Источник