Культура против русофобии

На премьеру «Бориса Годунова» в Италии пришел весь политический и культурный бомонд

Несмотря на бушующую в Европе русофобию и яростные протесты посольства Украины, в легендарном театре «Ла Скала» в Милане в среду с триумфом прошло представление оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

Это произведение великого русского композитора, в котором заглавную роль исполнил бас из России Эльдар Абдразаков, ознаменовало открытие зимнего театрального сезона в Италии. Собравшийся на премьере в Милане весь итальянский культурный и политический бомонд перед поднятием занавеса бурными аплодисментами приветствовал пришедшего на спектакль президента Италии Серджо Маттареллу.

Как пишет миланская газета Corriere della sera, в зале раздавались восторженные крики: «Спасибо, президент!» А овация в его адрес продолжалась четыре минуты. Так публика, как отметила газета, благодарила главу государства за то, что эта премьера, несмотря на запреты в Европе на все, что из России, вообще состоялась.

Итальянские СМИ с нескрываемым восторгом описывают успех русской оперы и певцов из России. «Триумф искусства вне всяких преград: Россия — часть европейской истории», — под таким заголовком поместила восторженную рецензию газета Giornale.

«Опера Мусорского «Борис Годунов», открывшая вчера сезон в Театре «Ла Скала», — пишет газета, — прошла с триумфом. Это еще и личный успех Ильдара Абдразакова, которого публика приветствовали 13 минутами бурных аплодисментов».

«»Борис Годунов» — музыкальная драма, где царит слово, знание русского языка — хорошая идея, — пишет музыкальный критик газеты Пьера Анна Франини. — По этой причине 70% состава составляют русские певцы, правда, изначально ожидалась и хорошая доля украинцев, но так как Киев не любит, когда его артисты делят одну сцену с коллегами из воюющей страны, труппа певцов была переформирована».

Дирижер и музыкальный редактор Ла Скалы Риккардо Шайи ранее заявил, что Пушкин и Мусоргский являются частью искусства и музыки XIX века, которое невозможно представить без их творчества. «Отказ от них равнозначен отмене Данте или Шекспира», — отмечал Шайи в интервью TG24.

«Опера для премьеры была выбрана еще три года назад по предложению русского певца Ильдара Абдразакова, исполняющего роль царя Бориса, и с большой благосклонностью встречено Шайи и суперинтендантом Домиником Мейером», — пишет газета Messaggero. — Никто не мог предположить, что когда «Годунов» был поставлен, будет идти война. Таким образом, вторжение России в Украину вызвало ряд споров, и украинский консул попросил сменить оперу. Но такое не только невозможно, но и неправильно», — отметила газета. Как подчеркнул Мейер, «Произведение искусства не должно подвергаться цензуре, нельзя перестать читать Достоевского, потому что идет война», — считает руководитель «Ла Скалы».

Режиссер Каспер Холтен заявил: «Это очень элегантно и без лишних технологий и излишеств, мы возвращаемся к квинтэссенции оперы». Стилисту Рафаэлле Кюриэль понравились костюмы, «какие они красивые и особенно костюм царя Бориса. Какое великолепие!». Пианист Феделе Конфалоньери тоже в восторге: «Какая красивая эта работа. Супер, когда поет Абдразаков».

Но, пожалуй, самым удивительным на премьере «Бориса Годунова» было то, что рядом с президентом Италии в королевской ложе «Ла Скалы», мило улыбаясь, стояла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Лайен — глава самых яростных русофобов в Брюсселе, которую обычно буквально «колбасит» от любого позитивного упоминания о России.

ла ск.jpg
«Мусоргский феноменален, Чайковский тоже исключителен. Так что мы должны чтить русскую культуру», — заявила она, объясняя удививших многих свое появление на премьере русской оперы, которую по причинам русофобии многие уже считали для Европы запретной. Однако тут же, как бы оправдываясь, фон дер Лайен все-таки добавила: «И не позволяйте Путину уничтожить это прекрасное культурное наследие».

Ничего глупее, конечно, произнести было нельзя, потому что именно президент России всегда выступал и выступает за его сохранение. Впрочем, слышать всякие нелепости от главы Еврокомиссии уже давно стало привычным делом.

Присутствовала на премьере и новый премьер-министр Италии Джорджия Мелони. Комментируя появление на премьере в Милане русской оперы, глава правительства в свою очередь заявила: « Моя позиция в отношении вторжения в Украину ясна и резка, но мы не против русского народа, эти два плана должны быть разделены. Я думаю, что культура — это другое дело», — сказала премьер, добавив, что итальянцы «не держат зла на русский народ и русскую историю».

Между тем в Италии вокруг премьеры «Бориса Годунова» в самом знаменитом оперном театре мира бушевали небывалые страсти. В день спектакля группа неизвестных облила фасад «Ла Скалы» цветной краской, а в результате стычки трое полицейских оказались в больнице. Позднее возле театра собралась возбужденная кучка выходцев из Украины, которые устроили шумную манифестацию протеста, скандируя русофобские лозунги. Посольство Киева в Риме еще в октябре заявило протест против премьеры, как «акта путинской пропаганды». Обрушились протестанты также на исполнителя роли Бориса Годунова Ильдара Абдразакова, обозвав певца «путинским пропагандистом». Однако итальянские власти эти истерические демарши проигнорировали.

А наглым поведением украинцев возмутились простые итальянцы. Так, в комментариях к статье в Corriere della Sera о премьере русской оперы в «Ла Скала» появились комментарии, единодушно осуждающие заезжих русофобов.

Хааланд:

Уж больно невежественные эти украинцы. Это произведение русского музыканта, умершего в конце 1800-х, тогда даже большевиков еще не было….

Якобеллига:

Вышлите их! В Италии они хотят диктовать нам свои условия. Мы не должны позволять этим людям вмешиваться.

Infelix:

Русофобия приносит свои злые плоды. Культуру смешивают с политикой, подвергая остракизму все русское, и именно эта поистине ядовитая пропаганда все глубже и глубже копает борозды.

Mortimermouse:

Давайте перестанем нести ересь. Естественное историческое ложе Украины — это СНГ вместе с Россией и Белоруссией. А львовская Галичина должна отколоться… Прекращайте поставлять оружие Украине!

Такие комментарии свидетельствуют, что простые люди русофобией еще до конца не отравлены. А ведь после начала спецоперации на Украине на Западе были сделаны попытки вообще «отменить» российскую культуру и прервать все культурные связи с Москвой. Многие организации в Европе отказались от сотрудничества с музыкантами из России. Так, мэрия Мюнхена разорвала контракт с главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра Валерием Гергиевым, а Баварская государственная опера отказалась сотрудничать как с Гергиевым, так и с оперной певицей Анной Нетребко. Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне отменил гастроли артистов Большого театра.

Однако оказалось, что в Италии запретить русскую культуру не так-то просто. Когда в марте в миланском университете «Бикокка» в связи с событиями на Украине отменили было курс лекций о Достоевском, то это вызвало бурю возмущения.

Известному писателю Паоло Нори, которому был запрещен цикл лекций под общим названием «Перемещение Великой России. Сентиментальное путешествие по стране царей, советов, нуворишей и самой прекрасной литературы в мире», тут же посыпались предложения об их проведении в других культурных учреждениях Италии.

В результате университет «Бикокка» пошел на попятный. А студенты, которым Нори преподает русскую литературу, написали: «Достоевского, столпа мировой литературы, нельзя вдруг сбросить со счетов только потому, что он русский… В душераздирающий момент для человечества мы считаем, что русская литература — это наркотик, а не яд». И еще: «Мы воздерживаемся от любой цензуры. Руки прочь от русской литературы, руки прочь от Достоевского», — процитировала их заявление Corriere della Sera.  

Таким образом, триумф русской оперы с певцами из России в Милане, — безусловно, еще одно убедительное свидетельство поражения самых оголтелых русофобов в Европе, которые стремятся сейчас запретить все русское и вообще «отменить» русскую культуру. Однако это вовсе не означает, что в Европе прекратят накачивать Киев оружием или отменят санкции против России.

Игорь Веремеев

Источник