Сергей Скатов: Дорогами единства

Общество

Многонациональный народ России – блеф или реальность?

Приближается очередной День народного единства. Для меня это светлый праздник. И очень личный. Во-первых, это День Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, коей неустанно молюсь. Во-вторых, именно Нижегородское ополчение под предводительством моего земляка земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского четыре столетия назад освободило Россию. В-третьих… Имел автор этих сток непосредственное отношение к учреждению на земле Русской истинно всенародного празднества – Дня народного единства. В связи с чем кое-что и кое о чем еще теперь расскажу…

В далеком уже от нас 2012 году встретилась мне заметка в областной газете «Земля нижегородская», автор – мой давнишний друг еще с «младых ногтей» известный нижегородский журналист Вячеслав Федоров.

«Старый, посохший уже давно дуб преградил нам дорогу, – писал Вячеслав Вениаминович. – А больше и некуда идти – мы были у цели. Дуб наклонился над озерцом и уже много веков отражался в его водах. Когда-то он был могучим, с густой шапкой листвы, а сейчас окаменевшие корни едва удерживали его на обрыве… Дуб иссох, но не поклонился времени…».

И возмечтал я у этого древнего дуба побывать. Потому как непрост дуб, ох, непрост!

Расположен у озерца в селении Шобашкаркасы в 17 километрах от Чебоксар, нынешней столицы Чувашии. По преданию, у этого дуба скончался русский народный герой нижегородский земский староста Кузьма Минин. Случилось это весной 1616 года.

По заданию Царя Михаила Романова Кузьма Минин, тогда уже думный дворянин, ездил в Казань и близлежащие края, где «черемиса заворовала». С проблемой на месте Кузьма разобрался, А на обратном пути в Москву занедужил.

Остановилась их команда во владениях чувашского князя и воеводы Буртаса (это как раз и есть Шобашкаркасы). Князь Буртас был давним другом и соратником Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по преданию – «третьим человеком в ополчении» 1612 года, с немалым чувашским войском влился в общие ряды ополченцев ради освобождения Москвы от иноземных оккупантов.

Занедужил Кузьма. И под тем дубом у озерца закончил свой великий жизненный путь.

И никакие это не «фантазии» местных энтузиастов, фольклористов. В. Федоров в вышеназванной статье писал, что есть – подтверждаю! – истинная правда: «Буртаса для истории открыл… нижегородский писатель Валентин Костылев. В 1939 году в журнале «Новый мир» появились главы его романа «Кузьма Минин». Чуть позже отозвалась газета «Правда»: «В согласии с исторической правдой автор, наряду с русским народом, показывает и те народы… чувашей, черемисов, татар, вотяков».

И еще Вячеслав писал: «Валентин Иванович Костылев был прекрасным знатоком истории России XVI - XVII веков. Работая над романом о Кузьме Минине, он старался привносить в него как можно меньше литературного вымысла…. У Чувашии и Нижегородского края была общая история, и связи были гораздо теснее, чем сейчас. И Буртас был общим героем. Недаром Костылев приберегал его для следующего своего романа, в котором хотел описать дальнейшую судьбу Кузьмы Минина и его дружбу с Буртасом.

Планы писателя не осуществились. Но эта тема не была забыта. Ее начал разрабатывать чувашский писатель Михаил Николаевич Юхма. В 1966 году вышел его роман «Дорога на Москву», который неоднократно издавался, а сейчас включен в список произведений, рекомендованных для внеклассного чтения по истории во всех школах России. Нижегородским школьникам можно смело ставить двойки. Если бы они даже захотели его прочесть, достать эту книгу у нас не смогли бы…».

И, наконец, заключал Вячеслав Федоров: «Говорят, что если прикоснуться к дубу, то можно подпитаться особой энергией, вековой силой, которой можно делиться с людьми».

Мечте моей побывать в Чувашии и у древнего дуба дано было осуществиться лишь весной 2019 года… И что это была за поездка!

Цитирую сам себя по одной из публикаций: «В Чебоксарах нас встречали в редакции «Советская Чувашия». Встречали как самых дорогих гостей!

Я заранее из Нижнего созвонился с коллегами, объяснил смысл нашего приезда и с полуслова получил взаимопонимание. Журналисты республиканской газеты с трепетом в сердце чтут память Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, своего земляка воеводы князя Буртаса, как никто понимают эпохальное значение Победы Нижегородского ополчения 1611-1612 гг.! Само название – «Советская…». Говорит оно о том, что коллектив газеты, основанной в первые годы Советской власти, в «новейшие», «капиталистические» времена ни в какую не захотел уступать традиции!

…Было утро 30 апреля, предпраздничный и потому весьма насыщенный событиями день. За чашкой чая и чувашскими сладостями мы более подробно представили себя и наши задачи и принялись корректировать события пусть короткого, но пока что рабочего дня. Вдруг двери распахнулись и… Как это явление описать? Заискрилось что-то в редакционном кабинете, радугой заиграло!

Это пришел на встречу с нами выдающийся чувашский… нет, берите выше – РОССИЙСКИЙ писатель Михаил Николаевич Юхма! Да-да, тот самый, на роман которого про Нижегородское ополчение «Дорога на Москву» 1966 года издания, впоследствии неоднократно переиздаваемый, ранее ссылались… Михаил Николаевич взял бразды правления в свои руки. Он сказал: «Поехали!». Дескать, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наша делегация была того же мнения!

За экскурсовода был, разумеется, Михаил Николаевич. Он и место в машине выбрал рядом с водителем, чтобы обзор ему был пошире, а нам – соответствующее сопровождение.

Выезжали обратно из Чебоксар по исторической части, где каждое здание, всякая улица-площадь что-то да значат. Ехали долго – через предпраздничные дорожные пробки. Михаил Николаевич комментировал: «Вот на это, очень прошу, посмотрите! Тут история такая… Так, чуть помедленнее… Здесь нужно обратить ОСОБОЕ внимание!..» Елена Алексеевна Зайцева, журналист из «Советской Чувашии», которая тоже была с нами в описываемой поездке, вставляла в монолог мэтра свои весомые реплики, на что писатель живо реагировал: «А я всегда говорил – ну, какая же Вы, Елена Алексеевна, умница и красивая!»

Елена Алексеевна искренне смеялась: «ухажеру» в настоящий момент идет… 84-й год!

Чудо какое-то! Необыкновенный энтузиазм, непередаваемый, как бы сказали французы, шарм (одет без вызова, но «с иголочки», все в этом смысле тоже продумано). Добрый юмор, жизненная, кажется, что неиссякаемая энергия, коей многие из молодых позавидуют! При всем при том – нескончаемая любовь к России, к Родине, к своему Чувашскому народу, которым полностью посвятил долгую и многотрудную судьбу, отдавал и отдает себя без остатка, к братскому Русскому народу, без которого тоже своей жизни не мыслит!

Селение Шобашкаркасы – на въезде в Чебоксары по трассе из Нижнего. Мы с утра мимо, не заметив, проехали, так как вывески не было, а по карте определить трудно. Рядовое селение. По-русски говоря – деревня, где нет храма.

На повороте к историческому месту Михаил Николаевич скомандовал: «Стоп! Нужны пояснения!».

Остановились, вышли из машины. Михаил Николаевич указал вправо: «Здесь на возвышении давно уже должна была стоять прекрасная скульптурная группа: это Минин, Пожарский и Буртас! Не стоит. А это, – указал влево, – отель имени Буртаса!».

Подошли к «отелю». Действительно: по-английски написано, что и «отель», и «бар», и прочее. Даже имя Буртаса есть по-английски. Впрочем, и русским алфавитом сверху – БУРТАС.

«И что, – спрашиваем, – кого-то привлекает?». «Главное, что есть! Имени героя! – отвечал Михаил Николаевич. – Хозяин кафе – потомок князя, той же фамилии. Предприниматель. Вот захотел кафе придорожное в родовых местах открыть, а мы еле уговорили, чтобы было имени Буртаса. Хозяин все опасался, как бы название бизнесу не повредило. Ведь могли в так называемом национализме обвинить…».

Сей термин, «национализм», оставим на потом (вернусь к данной теме чуть позже). А пока продолжим…

«Вон там, – указал Юхма на другую сторону, вдаль через проезжую дорогу, – и есть река Унга. Сейчас обмелела, но была полноводной. Через нее переходил отряд Минина и Буртаса, лед подтаял и проломился. Простудился Минин…».

Затем указал на Шобашкаркасы: «А там, неподалеку, располагалась княжеская крепость. И Буртас похоронен. Холмы там, захоронение утрачено. Раскопки бы надо делать…» – в голосе писателя начинает звучать горечь.

«Но где, – спрашиваем, – знаменитый дуб?». «Так и пойдёмте», – ведёт нас Михаил Николаевич.

Ведёт недолго. Метров через 100-150 от «отеля» нас окружают симпатичные дамы, щебечут, хлеб-соль предлагая… Оказалось, встречали местные молодые жительницы, актив, так сказать, а также представитель газеты «Таван Ен». Хлеб-соль, как полагается, мы приняли, но настаивали:

«А дуб-то, знаменитый, где?!». «Да вот», – подвела нас принимающая сторона к берегу озерца, которое издали не сразу проглядывало.

И тут вспомнились слова Вячеслава Федорова. Он писал в своей статье: «Дуб иссох, но не поклонился времени… Для чувашей этот дуб – реликвия…». Дуб не то чтобы иссох… Дуб, господа, – рухнул! Все ж таки, «поклонился»?

Израненной белугой, поверженным богатырем лежал дуб-реликвия на берегу озерца… Озерцо представляло собой зрелище не менее печальное. Скорее, была это запруда, замутненный водоем, поверху подернутый желтизной и для всего живого, вероятно, опасный. Даже не стал спрашивать, купается ли здесь деревенская детвора…

Продолжаем интересоваться у местных жителей: мол, и как же это вы, друзья, допустили?

Разводят друзья руками, искренне признавая: «Допустили…».

Многое изменилось со времен князя Буртаса… И Минина!».

Делюсь впечатлениями, а на сердце боль какая-то… Ну, что мы – не родные сами себе?! ДОПУСТИЛИ…

И потому осенью 2019 года, в канун 4 ноября, Дня народного единства вновь были в Чувашии. Тут уж мы с коллегами, соратниками подготовились основательно. Приехал целый автобус. Тот наш приезд в прессе описан довольно обстоятельно. Но были «подводные течения», о коих расскажу впервые и попозже.

Итак – вначале о той самой поездке. В целом.

«Три дубка с родины народного героя Кузьмы Минина отныне будут расти на предполагаемом месте его гибели возле деревни Шобашкаркасы Чебоксарского района, – писала республиканская газета «Советская Чувашия». – Как и было обещано, их накануне Дня народного единства привезли и посадили нынешние земляки гражданина Минина рядом с упавшим от старости дубом, под которым, по легенде, он и отошел в мир иной…». «Будет здесь со временем шуметь целый дубняк, в память о вековой дружбе нижегородцев и чувашей», – переговаривались участники совместного праздника «Дорогами единства», присматриваясь к растущим уже двум деревцам, посаженным самими шобашкаркасинцами.

Идея устроить такой совместный праздник потомков двух народов, четыреста лет назад вместе освобождавших Москву от иноземных интервентов, родилась в апреле нынешнего года, когда в республике побывала делегация общественников – почитателей родной истории из Нижнего Новгорода… И вот нынче давно мечтаемое сбылось, благодаря известному общественнику, публицисту, председателю нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» Сергею Скатову. Судя по публикациям во Всемирной сети, именно Скатов вложил существенную лепту в зарождение двух больших дат на Нижегородчине: 21 мая – День памяти гражданина Минина и 4 ноября – День славы Нижегородского ополчения».

Да, действительно: мы, нижегородцы, эти даты в свое время заложили. Но не я один – работала нас целая «бригада».

Это была осень 1998 года. Помните?

Оглушительный дефолт в августе того года, рубль катастрофически рухнул, как и экономика страны в целом. К сожалению, наши нижегородские представители в Правительстве России имели к этому непосредственное отношение… Мы в Нижнем, как бы в противовес, создали Фонд Минина и Пожарского. Соучредителями Фонда выступили мои близкие друзья тогдашний губернатор Нижегородской области И.П. Скляров, а также глава Законодательного регионального собрания А.А. Козерадский. Окормлял нашу деятельность митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Весной 1999 года нам удалось «протолкнуть» два областных торжества – это было 21 мая, День памяти гражданина Минина (дата предполагаемой кончины народного героя) и 4 ноября, День Славы Нижегородского ополчения. Как известно, спустя несколько лет День Славы Нижегородского ополчения логично перерос во Всероссийское торжество и выходной – День народного единства.

Ивана Петровича Склярова и владыки Николая с нами уже нет. Но дело их живёт!

Увы, важнейшую дату – День памяти гражданина Минина на Нижегородской земле со временем подзабыли. Менялись губернаторы, их «обслуга», и в конечном итоге бывает так, что и цветочка в памятный день на могилу русского героя областная, либо городская власть 21 мая не принесёт…

При всём том мы, так называемая общественность, проводим на 21 мая памятные мероприятия. А в нижегородских храмах звучит в этот день панихида о упокоении героя. В храмах епископы и батюшки говорят вдохновенные речи о непреходящем значении православного подвига Кузьмы Минина!

И снова возвращаюсь к упомянутой публикации «Советской Чувашии»: «Наша газета сообщала, что встреча нижегородцев с чебоксарцами запланирована на 4 ноября в Национальной библиотеке. Но накануне до организаторов довели, что библиотека не может принять гостей по случаю праздничного выходного дня… Однако народная дипломатия не подкачала и в этот раз. Нижегородцев радушно принимали Чувашский общественный культурный центр и ансамбль «Тарават» при нем. И экскурсию по городу для гостей провели, и пирогами домашними угостили…

Хлебом-солью, с величальными гостевыми песнями встретили шобашкаркасинцы во главе с заведующей местным клубом Любовью Ивановой и старостой деревни Розой Бычковой нижегородцев 3 ноября на поляне около знаменитого дуба. Состав делегации был внушителен – журналисты, писатели, историки, политические деятели, артисты – десятки человек… Слова приветствия прозвучали из уст руководителей района, поселения, местных депутатов. С историей «открытия» дуба Буртаса гостей ознакомил народный писатель, автор романа «Дорога на Москву» Михаил Юхма».

Добавим к этому, что хлебом-солью и вкуснейшими пирогами события тех дней не ограничились.

Вечером 3 ноября мы совместно с чувашскими талантами дали в местном клубе многочасовой концерт. Утром 4 ноября, на День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, выехали в Чебоксары и приняли участие в общегородском Крестном ходе…

Накладки в той поездке были, и довольно «напряженные». Посудите сами!

За день до приезда в Чувашию нас поставили перед фактом: в помещении для концерта в Национальной библиотеке Чувашской Республики отказано. А ведь заблаговременно было с республиканским министерством культуры обговорено! Также за день до приезда мне позвонили из чувашской гостиницы, сказали, что с отоплением у них не всё в порядке, то ли котел лопнул, то ли еще что-то, короче, и переночевать нам будет негде… Хотя и с гостиницей все заранее и дружелюбно согласовали.

На въезде в Чувашию у меня… отключился мобильный телефон!

Вернее, меня «отключили». Убеждён в этом – телефон был на полной зарядке. Да и не случалось ранее, чтобы в поездках по России оставался без средств связи!

Хорошо, что подстраховался – номера контактов по Чувашии были выписаны в отдельный блокнот. Стал брать у друзей из делегации аппараты и звонить через них («отключили» только меня). А заработал мой телефон на следующий день, когда вновь пересекли границу Чувашии и Нижегородской области, обратно домой.

И, наконец, в другой гостинице, с хозяином которой накануне договаривался в срочном порядке и куда прибыли с дороги, дабы пообедать, принять душ… Там оказался полный «ту-ру-рум»: двери номеров почему-то были сняты с петель, а сам хозяин «безвозвратно» исчез. Никто из персонала не знал, куда же он, бедолага, пропал.

В итоге «расселили» нас у себя по домам гостеприимные жители Шобашкаркас! И было это здорово! Столы ломились от национальных блюд (а готовят чуваши очень аппетитно), песни под гитару, либо хором на русском и чувашском языках до утра!

Очевидно, что некто во властных структурах Чувашии «очен-но» нашего приезда не желал. Вставлял «палки в колеса».

Забегая вперед, скажу, что в последующие годы и по сей день, несмотря на ковид-ограничения, прочие неприятности, что одолевают Россию по ее границам и изнутри, нам, нижегородцам, удалось наладить тёплые, доверительные отношения не только с чувашской творческой и научной интеллигенцией, широкой общественностью, но и с республиканскими властными структурами. Во всяком случае, в Национальной библиотеке Чувашской Республики нам был оказан в своё время самый тёплый дружеский прием.

И вот что в ноябре 2021 года, в канун очередного Дня народного единства, писало одно столичное издание: «Рядом с повалившимся вековым дубом энтузиасты установили национальный памятный знак – юпа. Это многометровое сооружение из свежеобработанного дуба с различными резными знаками-украшениями. Устанавливается с давних времён на месте упокоения великих воинов и в других дорогих чувашскому народу местах». Памятный знак на месте кончины Кузьмы Минина в торжественной обстановке открывали чуваши и русские – сразу несколько делегаций из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Москвы…

А теперь, друзья, перехожу к самому главному, ради чего, собственно, и пишу эти строки, наезжаю в братскую Чувашию, пытаюсь донести до читателя, слушателя «мысли о главном».

Для меня эти мысли – прежде всего, о будущем России!

Давайте вдумаемся. И проведём небольшое расследование. Нашу нижегородскую делегацию поначалу в соседнюю Чувашию «не пущали»… Но что мы, нижегородцы, знаем о соседней Чувашии?! Практически ничего! Как и чуваши о нижегородцах.

Главы регионов не особо дружат, у каждого своя «поляна». Официальные контакты, следовательно, ограничены. Затем следуют контакты – экономические, культурные, исторические, экологические, какие хотите (оба наших региона, например, – на матушке Волге!). Но попробуй по Волге добраться от Нижнего до Чебоксар, и обратно, – влетит в копеечку! А прямые поезда, электрички отсутствуют!

Отделяют же Нижний Новгород и Чебоксары всего 200 километров! Ерунда, в общем-то. Но шоссейка, федеральная автодорога, такова, что чаще всего две встречных полосы на ней, и гоняют здесь огромные большегрузы, прут друг на друга – аварии по трассе сплошь и рядом.

Точно так же и по всему так называемому Приволжскому федеральному округу.

Напрямик общественным транспортом от Нижнего добраться до Казани или Саранска, до Йошкар-Олы или Уфы целая проблема. Или же садись в легковой автомобиль, самолет, но здесь уже другие проблемы. И опять же – «рядовому» человеку, гражданину России влетает это в немалую копеечку!

Неужто, размышляет автор, за полтораста с лишним лет развития в России железнодорожного транспорта, всяких там путей-сообщений мы не смогли создать нормальную, рациональную или же так – здравую логистику, касающуюся не только и не столько продвижения товаров и услуг, но человеческого общения?!

Учредив эту акцию – «Дорогами единства», даже не подозревал, на какой уровень осмысления сие выведет.

Вроде бы, дела давно минувших дней – четыре с лишним столетия назад. Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. И где правда, где ложь, с тех дней порой с трудом разберёшь. И всё же сквозь туманы столетий, всевозможных измышлений врагов Отечества многое мы понимаем!

Мы понимаем, что сознательно, целенаправленно, методично, используя огромные силы и средства, как внешние, так и внутренние враги России вели и ведут нас к разъединению, всеобщему краху, который коснётся каждой российской семьи – русской ли, чувашской и прочих наших уважаемых исконных народов. А ведь веками мы неразрывно были рядом! Последние события в «братской» Украине как нельзя ярче подтверждают это. Что автор каждодневно ощущает на себе, так сказать, «собственной кожей».

Упомяну, что моя покойная мама родом из Артёмовска Донецкой области, природная запорожская, а потом донская казачка. Всё детство туда, на родину свою, сына возила. Где теперь идёт война… Кто бы думал!

Пытался, и не раз, подать заявку на грант по проекту «Дорогами единства».

Хотелось бы мне и моим соратникам распространить наш нижегородско-чувашский опыт на всю необъятную нашу Россию, вплоть до Якутии и Камчатки. Хотелось бы – прежде всего – объехать соседние с Нижегородским краем национальные образования, чьи прадеды участвовали в Народном ополчении 1612 года. Провести там научные конференции, издать сборники трудов историков, дать концерты, устроить митинги – в первую очередь по общенациональным проблемам… Не-ет! Что-нибудь, а грантодателям мешает!

И что же это такое им «мешает»? Говорю прямо, без экивоков. В России на законодательном, на каком угодно федеральном уровне напрочь отсутствует такое основополагающее понятие, как «национальный вопрос». Нет и быть покуда не может в этом вопросе в России политики!

При этом иезуитская хитрость – кто только на национальные темы у нас с теле- и радиоэфиров не вещает! Рассуждают! Вопрос есть, он злободневен, н-но… Его, этого наиглавнейшего вопроса – общенационального единства в России как бы и не существует!

В Конституции Российской Федерации де-факто отсутствует понятие «русский народ». Что-то сказано, с учетом последних поправок в Конституцию, про «русский язык, как язык государствообразующего народа», а про сам русский народ – ни слова! Согласитесь, что данное конституционное положение не факт, что русские… существуют.

Особо пугает статья 13-я Конституции России, самая коварная: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Делаем вывод?

Нас, ни русских, ни чуваш, ни татар, ни мордвы, ни башкир и прочих исконных народов России в родной Конституции и всех прочих наших пространствах де-юре не существует.

Нет у нас с вами, дорогие, ни прошлого, ни будущего, ни, разумеется, настоящего. Вычеркнуто. С нашими исконными традициями, национальными, родовыми обычаями, любви друг к другу, ближнему своему.

Мы приговорены. Поскольку дети и внуки наши сидят безвылазно в «айподах» и «айфонах», а мы, родители, бессильны. В школах бездушные новоделы-учителя преподают ребятишкам, нашей смене, «общетолерантные ценности».

Под удар поставлен Русский народ, как державообразующий. Если не станет Русского народа, то и остальные основополагающие народы России останутся ни с чем. Вернее – исчезнут с планеты Земля! Примеров тому – масса!

Мир, окружающий нас, и «странные», а чаще «ино-странные» народы, чрезмерно жестоки!

Стоит ли нам сотрудничать с ними? Не послать ли нам их на некие три буквы, которые никому из русских переводить не надо?

А потому – давайте защищаться! Кроваво воевать, ежели нужно…

Не в первый раз, но – нужно!

Сергей Васильевич Скатов, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», академик Международной Славянской академии

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula