Павел Сатлейкин: О нравственности в политике и политической культуре

Точка зрения

Нравственность – одна из сложнейших философских, этических и эстетических категорий

                                                             «Кто движется вперед в знании,

                                                                   но отстает в нравственности,

                                                          тот более идет назад, чем вперед»

                                                                                             (Аристотель)

                                                             «Нравственность – основа всех

                                                                        человеческих ценностей»

                                                                                            (А. Эйнштейн)

Ключевые слова: Бог, религия, культура, нравственность, порядок, социальное регулирование, человек, государство, политика, общество, устойчивость, духовность, история, эпоха, время.

Аннотация

Нравственность – одна из сложнейших философских, этических
и эстетических категорий. Гуманитарная наука внятно так и не определила роль и место нравственности в системе социальной регуляции. Остались неразработанными вопросы, касающиеся генезиса нравственности, ее влияния на общественные отношения и результаты человеческой деятельности.

В работе исследуются источники нравственности, рассматривается механизм влияния нравственности на культурно-духовную среду, ее проявление на глобальном, национальном и личностном уровнях. Анализируется взаимодействие техно и социосферы как взаимопроникающих явлений.

Автор полагает, что нравственность, как один из способов социальной регуляции, тесно увязана с правом, моралью, обычаями и другими, поддерживающими порядок институтами.

По мнению автора, нравственное состояние общества, в конечном счете, определяет культурный уровень народа, безопасность и благополучие государства. Какова нравственность, таковы и дела человеческие. Указанные посылки стали стержнем рассматриваемой темы.

Эволюция нравственности и культурные коды общества

В ходе исторического процесса представления о нравственности менялись. Это связано как с накоплением знаний, так и с историческим опытом человечества. Нравственность отражает прежде всего духовное состояние общества, уровень его культуры, развития общественных отношений.
Со временем, понятия о нравственности углублялись, корректировались временем, возрастала их регулятивная функция. Кратко можно определить следующие этапы развития нравственности.

Табу. Табу можно считать донравственной категорией, примитивной формой социальной регуляции и человеческой коммуникации в первобытном обществе. В табу одни предметы освещались (превращались в тотемы), другие признавались нечистыми и запрещенными. Табуированными могли быть место, вещь, человек, природа. За нарушение табу налагались жесткие санкции, соответствующие нравам того времени.

Табу не содержало нравственных оценок поведения людей, поскольку тогдашнее общество было этически не развито и не обладало необходимым уровнем абстрактного мышления.

Обычаи – это уже коллективный феномен, сформированный в локальном сообществе. В отличии от табу, обычаи более формализованы, а запреты в них носят конкретно-определенный характер, они более исторически устойчивы
и социально ориентированы.

Патриархальная нравственность. Основывалась на культе предков,
а значит признании опыта предыдущих поколений. Патриархальная нравственность вносит общественные нормативы и формирует элементы оценочных суждений, признает иерархию в лице культа мужчины и старшего. Патриархальная нравственность отдает предпочтение общности, что безусловно шаг вперед в социальной организации людей.

Античная нравственность. В античной философии (Аристотель, Сократ, Платон, Эпикур и другие) нравственность понималась как согласие человека
с природой, друг с другом и самим собой. Платон, например, добродетелью считал прежде всего, личные качества. Сократ выдвинул идею всеобщего для всех блага, которое выводил из добродетельного разума, заботящегося не о теле, а о душе.

По Аристотелю, нравственность – это душевное состояние человека, проявляющееся в его воле, имеющей как положительные (кротость, мужество, правдивость), так и отрицательные качества (трусость, лживость, скупость, гнев). Антитеза нравственности – пороки. Аристотель впервые вводит понятия «справедливость» и «правосудность», что можно назвать прообразом права, как более жесткого регулятора общественных отношений.

Средневековая нравственность. Характеризуется сословным разделением людей на благородных (знать) и людей подлого (низкого) происхождения. Эта нравственность основана на религиозной морали,сакрализации сознания,
признании священным окружающего мира. Средневековая нравственность не обладала автономией, разум здесь совмещался с верой, а вера является основным мотиватором людей.

 Нравственность эпохи Возрождения и гуманизма.

Эпоха Возрождения (14-16 века) «заземлила» нравственность, сделала ее рациональной и прагматичной. Отделив человека от Бога, она придала нравственности светский характер. Носителем нравственности и «мерой всех вещей» стал сам человек, а флагом эпохи – идея гуманизма. Весь пафос гуманизма был направлен на воспевание человека, доказательство его самодостаточности и автономной сущности.

Эволюция гуманизма постепенно сместила нравственность в утилитарную плоскость. Ее ценности из сферы вечного, идеального, сакрального переместились в область временного, бытийного, натуралистического. Во главе картины мира стали природа, а красота человеческого тела (натурализм) объектом поклонения.

Десакрализация сознания, противопоставление земного – плотскому, идеального – рациональному, вере – разума, со временем, сдвинула нравственность в сторону эгоизма, интеллектуализма, рационализма,
в последствии ставшими идеологическими родителями либерализма.

Гуманизм, открыв двери свободе, погасил ее сопутствующими свободе пороками (эгоизмом, стяжательством, распущенностью). Именно необходимость обуздания разгулявшейся свободы (демократии), по Платону, породила тиранию. Не случайно французский философ Морис Мерло-Понти (1908-1961 г.) язвительно заметил, что «жесткий политик любит людей и свободу больше, чем так называемые гуманисты». Гуманизм далек от истинного человеколюбия.

Гуманизм логически породил Реформацию (16-17 века), прежде всего, церкви, как основного духовного института. Основная «заслуга» Реформации
в идее оправдании человека перед Богом верою, а не делами. Протестантизм (выродок католицизма) политизировал эту идею и освятил ею капитализм, новый общественный строй, окончательно отбросивший Бога, мораль и нравственность.

Так гуманизм стал очередным политическим и идеологическим фетишем, флагом, прикрывающим бесчинства в ходе дальнейшего развития человеческой истории. «Под знаком равенства и братства здесь зрели темные дела» (А. Блок). В дальнейшем, напускать «гуманистический туман» стало любимым политическим блюдом либералов.

Нравственность эпохи нового времени

Эпоха нового времени тесно связана с Реформацией. В ее основу были положены все те же принципы: целесообразность, эффективность, расчет, рационализм, опора на разум и всемогущество человека.

Поздний ее представитель Г.В.Ф. Гегель в работе «Система нравственности» разработал системный подход к категории нравственности как продукту развития человеческого духа и свободы, познающих себя через природу и человека.
Не отделив бытие от сознания, будучи идеалистом, Гегель остается позитивистом в т.ч. и в вопросах нравственности. Но его диалектика имела преобразующее значение и была взята на вооружение К. Марксом как метод познания
и конструирования мира.

Буржуазная нравственность

Основана на классовых различиях и ценностях капиталистического мира. Буржуазными идолами становятся экономическая и политическая свобода,
а религией – деньги. Духовной основой капитализма является протестантизм, признающий личный успех божественной заслугой, а богатство – священным
и неприкосновенным.

Социалистическая нравственность

Ее стержнем являются общность, справедливость, равенство. Социалистический способ распределения благ безусловно более справедлив
и морален, он выражает интересы большинства общества, выравнивает уровень жизни, не допуская имущественного расслоения.

Социалистическая нравственность в марксистско-ленинской методологии является надстройкой над материальным базисом и является вторичной. Но эта нравственность тоже носит классовый характер и сильно политизирована. Материалистическое понимание нравственности – разновидность идеи потребительского общества.

 Нравственность постмодернизма

 Постмодернизм возник во второй половине 20 века. Он резко изменил характер и понимание нравственности. Эволюционно, постмодернизм – продукт все того же рационалистического развития мысли, направленной в сторону расширения свободы от сдерживающих человека начал, в т.ч., в области нравственности и морали. Постмодернизм отбросил весь предыдущий культурно-духовный пласт человечества, который, все же, имел духовно-сдерживающие начала, опирался на традицию и был достаточно консервативным в понимании нравственности.

Идею постмодернизма емко и точно выразил британский историк культуры Питер Берг. Постмодернизм, по его мнению, заключается в разрыве поколений, важно только то поколение, в котором мы живем. П. Берг рассматривает современность как отрыв от обременяющего прошлого, всего того, что спутывает человека, препятствует творчеству и экспериментам над собой. Вот и весь секрет постмодернизма. До чего додумается грядущий пост-постмодернизм, даже страшно себе представить.

Естественно, что ценности постмодернизма не могли не отразиться
на политической системе и нравах современного общества. Их смысл можно охарактеризовать тремя словами: здесь, сейчас и для меня. Характеристиками постмодернизма стали эгоизм, индивидуализм, гедонизм.

Высшее достижение постмодернизма – трансгуманизм, техногенный подход к созданию сверхчеловека, которым грезили Ницше, Гитлер и другие селекционеры «высшей расы». Трансгуманистам помешала сама природа человека. Его телесно-биологическая оболочка оказалась для них узковатой, поэтому надо преодолеть это вековое «проклятие», мешающее развитию цивилизации на ином (высшем) уровне.

 Трансчеловек восстал против естественного человека и пошел на него
в наступление по всем фронтам (социальном, технологическом, духовном). Гибридизированный человек, не осознавая этого – постепенно может раствориться во всеобщей нейросистеме, став ее обезличенным элементом.

Методологические аспекты нравственности, ее природа и содержание

Понятие нравственности, как было сказано, относится к категории вечных вопросов. Атеисты понимают нравственность как социальный регулятор, который наравне с законом предотвращает человеческий произвол, не позволяет доводить общественное напряжение до уровня «войны всех против всех».

Но оказалось, что социальных регуляторов недостаточно для сдерживания человеческий амбиций. Ни государство, ни право, ни принуждение, не усмиряют лишенного страха Божия человека, не преобразуют его душу к лучшему. Судя по многочисленным фактам отклоняющегося поведения (включая тяжкие преступления), закон – не панацея, он не обеспечивает общественного порядка на должном уровне. Закон достаточно легко обходится (попирается), и даже страх сурового наказания не останавливает человеческих страстей.

Для кого закон не авторитет, нравственные ограничения тем более не будут препятствием. Многие люди считают, что они сами себе закон, сами себе порядок и сами себе суд. Закон, действительно, не сторож человеку и не его безоговорочный повелитель.

До появления права были другие социальные регуляторы, и общество долго обходилось без писанных норм. На Руси, например, люди жили по Правде Божией. «Такие люди, не имея закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:10).

Когда нет закона ни в душе, ни в сердце, то «взломанная» природа человека идет в разнос. Может ли свободный от нравственных начал человек считаться разумным, венцом природы? Не потому ли, что человек возомнил себя всемогущим, ход человеческой истории стал носить такой хаотичный
и непредсказуемый характер. Отошедшее от Божественного миропорядка человечество погрузилось в стихии мира, захлебываясь в своих пороках.

 Современная цивилизация пошла еще дальше по пути снятия запретов
и безумного расширения свободы, извратив сознание еще сильнее. Человеческая мысль прошла длительную эволюцию и серьезную трансформацию:
от сакрального сознания к рациональному (прагматичному, реалистичному),
а от него – к искаженному, ложному, иррациональному сознанию. Сегодня уже можно говорить о суицидальном сознании, навязываемом мировой элитой народам для освобождения земли от «ненужной биомассы».

Не иначе, как разрушительным сознанием можно объяснить гонку вооружений, уничтожение природы, игры с огнем на бочке с порохом. Человечество с «гибельным восторгом» (В. Высоцкий) рубит сук, на котором сидит.

Для подтверждения этого вывода достаточно посмотреть на сегодняшних носителей такого сознания: президента США Джо Байдена, канцлера Германии Олофа Штольца, премьер-Министра Великобритании Лиз Трасс
(и ее предшественника Бориса Джонсона), президента Франции Эммануэля Макрона, и, особенно, президента Украины Владимира Зеленского. Вот уж действительно, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. Проблема не в том, что у фигурантов зашкаливает градус озлобленности к России, налицо элементарная интеллектуальная убогость, а это уже не лечится.

Что касается США, то английский писатель Чарльз Диккенс еще в 19 веке заметил: «Миссия Америки – опошлить вселенную». Но «прогресс» налицо: сегодня ее цель – уничтожить вселенную. Признаки Апокалипсиса приближаются со всей очевидной неизбежностью, и конечный результат человеческой истории предопределен: … «земля и все дела на ней сгорят», будет новое небо и новая земля «на которых обитает правда» (2 Пет. 3:10-13). Если, только, Господь не помилует и не пожалеет нас, хотя бы на короткое время, для покаяния.

Значит ли это, что человечество не может изменить эту траекторию
и обречено на гибель в самое ближайшее время. «О дне же том и часе никто
не знают, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Господь благ и только благое творит и милость Его во век (Иер. 33:11, Пс. 117:29-29).
К тому же, у каждого человека своя стезя, на его выбор даже Господь не влияет.

Конечно, время каждого в руке Божией, но управляем судьбой мы сами. Поэтому, тщетно уповать только на волю Божию или человеческую. Именно
в синергии Воли Божией и человеческого произволения заключается истинное
понимание мотивов человеческих поступков. Но обречен путь того, кто идет против рожна – Божественного миропорядка, по которому мы сегодня идем, приуготовляя себе конец.

Оглянуться бы нам в историю и хорошенько подумать. Господь уже наказал жестоковыйный Вавилон. Его судьбу наверняка разделят и новый Вавилон – США и весь безбожный мир. «Так, как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы. Горе строящим город на крови и созидающим крепости неправдою» (Авв. 2:12). «Что было, то и будет, и что делалось,
то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1:8).

История доказывает, что социальное конструирование несовершенно, поскольку несовершенен сам человек. «Всяк человек – ложь» (Пс.115:2),
а «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:19). Все больше ученых признают, что регуляторами поведения являются не столько внешние факторы и раздражители, сколько глубинные, сакральные необъяснимые стимулы и мотивы, уходящие в область метафизического. Так, французский политический мыслитель 20 века Бертран де Жувенель заметил: «Поведение
в гораздо меньшей степени управляется силами, действующими на них извне, чем невидимым внутренним регулятором».

Одними социальными нормами невозможно достичь гармоничного сосуществования людей, живущих в разных эпохах. В обобщенном виде наш великий писатель Ф.М. Достоевский эту мысль выразил так: «Если Бога нет, все дозволено». Если Господь не останавливает злую руку и попускает недоброе, то причина тому наше самоуправство или ложное смирение. Не Бог оставляет нас, а мы Его. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» (русская пословица).

Возможна ли нравственная политика в безнравственном мире?

Существует расхожее мнение: политика – грязное дело, крайним проявлением которого является война. Война, как известно – политика, продолжающаяся иными средствами (Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц). Определение во многом справедливое и жизнь это неоднократно подтверждает. Но в истории действуют и высшие силы, прекращающие человеческое безумие, приводящие мир в равновесие и порядок.

Атеистическое (материалистическое) понимание свободы раскрепощает человека от нравственности и морали, делает его поступки рациональными,
а значит, духовно плоскими и одномерными. «Всякую такую нравственность, взятую из в нечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем…Наша нравственность выходит из интересов классовой борьбы пролетариата»
(В.И. Ленин).

Западный либерализм, напротив, расширил рамки свободы до абсурда, даже эгоизм он возвел в ранг добродетели. Айн Рэнд, американская писательница
и философ, даже написала книгу: «Добродетель эгоизма», в которой доказывала его общественную пользу. И в таком перевернутом сознании сегодня существует западное общество.

В русском же миропонимании добродетели другие, понятие греха здесь превыше страха закона. Русские коды противоположны западным ценностям. «Русская мечта – это лучезарная мечта русского народа о Царствии Небесном» (А. Проханов). На секулярном сознании, уверенности в торжестве Правды Божией и держалась земля русская. Вера была главным оружием в борьбе с врагом и своей немощью. В этом смысле русский мир это вертикальная цивилизация, устремленная туда, где живут Ангелы.

Не личный успех, а общественное благо формировали русскую историческую матрицу. Осознание себя рабом Божиим смиряло не знавшую меры русскую душу. Православие стало смирительной рубашкой для русского человека. Вспомним, каким был князь Владимир до крещения, и как преобразился после него.

Православие придавало силу и уверенность русскому народу, стоящему
за Божию Правду и Справедливость. Но с привнесением чуждых смыслов
и ценностей захирела и иссушилась русская душа, упала до критического уровня общественная нравственность. Что не могло не повлечь за собой ослабление государственных устоев и общественного порядка. По этим уязвимым целям
сегодня наносит удары противник со всех видов оружия. Он лучше знает наши слабости, чем мы свои достоинства. Это один из парадоксов нашей истории.

Природа нравственности и мотивы поведения людей

Трансцендентность Бога пала.

Но он не умер, он вернулся в человеческий удел

(В. Беньямин)

Сказанное в эпиграфе, конечно же ересь, «Иисус Христос вчера и сегодня
и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Кто отвергает такого Бога, ничего не понимает
ни в человеческой истории, ни в том, что происходит сегодня в мире. Заблуждающихся, идущих широкими вратами, подавляющее большинство,
а хранящих истину – малое стадо.

Что же движет поступками людей и мотивирует их поведение? Атеисты
и стихийные материалисты утверждают, что наше поведение детерминировано потребностями (физическими, социальными, духовными). Эти потребности формируют стимулы, мотивы и установки, и здесь спорить не о чем. Человек существо природное, социальное и духовное. Он нуждается в пище, одежде, общении. Но разве земные заботы мешают ему думать о высоком и вечном.

Религия не отрицает природных начал в человеке, свободы его воли
и личной ответственности. Соединяя человека с Богом, она не отнимает у него автономии. Человек приходит к Богу исключительно по любви, а отказывается от Него по своей воле. Бог не привязывает к себе человека непреодолимыми скрижалями и больше всего ценит его свободу.

А насколько свободен сам человек, панибратствующий с самим Богом? Согласно Евангельским заповедям, человек либо раб Божий, либо раб греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 32-34). Если наши поступки полностью обусловлены внешними условиями, мы тотально зависим от природы и обстоятельств, то и выбора у нас нет. Такой механистический, рефлексирующий человек не может нести ответственности за прямое или косвенное вмешательство в свои дела. Если искажается человеческая воля внешними силами, то он неподсуден.

Но и говорить о том, что «на все воля Божья» неправильно, поскольку этот тезис лишает человека самостоятельности. По словам Феофана Затворника
«Все строит Господь и наилучшим для нас образом». Игнатий Брянчанинов подтверждает, что Бог управляет миром и все совершается под водительством Премудрого и Всемогущего Бога. «Нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом» (Исаак Сирин Ниневийский).

Но Божественное Всемогущество не отрицает роли и свободы человека
в личных и общественных делах, в человеческой истории в целом. Это ярко выражено в русских пословицах и поговорках, квинтэссенции народной мудрости. «На Бога надейся, а сам не плошай», «Бог то Бог, да и сам не будь плох», «Коли сам плох, так не даст и Бог».

В Писании сказано: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Негоже перекладывать все свои проблемы и заботы на Бога, искать у него защиты, отходя в сторону от своих проблем.

Марксистское (материалистическое) понимание свободы как общественной необходимости, с позиции современной науки, тоже уязвимо. Согласно этой теории, накопление знаний и технических совершенств полностью освободят человека от «химеры» религии и других заблуждений. По расчетам К. Маркса, развитие производительных сил в конце концов преодолеет социальное отчуждение и преобразует человеческую природу насколько, что она уже
не будет зависеть от внешних сил.

По К. Марксу, социальные преобразования достигнут такого совершенства, что у человека отпадут эгоистические начала, а его индивидуальное сознание сольется с общественной необходимостью. Тогда и наступит всеобщая гармония между государством, обществом и человеком, устранятся все общественные противоречия. Однако несостоятельность такой идеи подтвердила жизнь. Высокие технологии не сделали человека лучше, напротив, привязали его
к технической системе и ограничили его свободу.

 Марксистское понимание конечной цели общественного развития как скачка из царства необходимости в царство свободы тоже утопично. Возможность «приручения» чуждых сил, навязанных человеку природой
и историей, их постановки под социальный контроль, опровергнута самой жизнью.

Ни научно-техническая революция, ни развитие высоких технологий
не привели к прорыву в гуманитарной области. Более того, техносфера и социосфера движутся в противоположных направлениях. Налицо нравственная и интеллектуальная деградация человеческого сообщества. Впору говорить об эпохе неоварварства. Если такая динамика продолжится, то страшно заглядывать в будущее.

Дух или материя: что первично?

Метафизические основы нравственности – это область веры, а не знания. Изучение сверхчувственного – не предмет науки. Между тем, кроме физической причинности существует и иная, духовная причинность, выходящая за область естествознания. Причем физическая причинность является следствием духовной причинности.

 Святитель Николай Сербский, например, во всех стихийных бедствиях усматривает духовные факторы. Действительно, разрушающее воздействие
на природу – это прежде всего следствие болезненности души и ущербности мышления. Уничтожать колыбель жизни может только бесоподобный человек, рожденный безбожной цивилизацией.

Беда современной  науки в том, что она развела дух и материю в разные стороны, и изучает эти явления как самостоятельные категории.

Между тем, дух и материя не биполярны, у них нет противоположных свойств. Их сущности могут проникать друг в друга, создавая единую агломерацию. Духовными могут быть предметы культа, картины, художественные произведения. Церковь, например, материальный объект, (здание), сообщество верующих и Тело Христово, они единосущны
и нераздельны. Это лишь один пример единства материи и духа.

Современная материалистическая цивилизация отбросила духовную составляющую, ведь ее на хлеб не намажешь и в карман не положишь.
В цивилизационном подходе к развитию восторжествовала гегелевская диалектика, выраженная в законах единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания и отрицания. Богу в этой плоской диалектике места не нашлось, он оказался лишним на этом празднике жизни. На первый взгляд, наука и политическая практика подтверждают объективность гегелевских законов, и они действительно существуют. Но каков их результат: мир оказался на грани гибели, подошел
к концу истории. И все потому, что человечество пошло против путей домостроительства Божия, отбросило метафизическую причинность, которая неосязаемо и тотально присутствует в каждом акте человеческой деятельности.

Человечек за свою историю прошел несколько стадий эмансипации: сначала он эмансипировался от Бога, потом от природы, и, наконец, от самого себя, своей божественной, биологической и социальной сущности.

На историческом пути человек все дальше отдалялся от Бога, обманывая себя. Однако, обманываться может не только человек, но и народы, государства, и даже все человеческое сообщество. В результате коллективного заблуждения мир приблизился к пропасти, но продолжает двигаться в этом направлении с еще большим ускорением. Чем это закончится, предугадать нетрудно.

Иного пути гибельного развития пока нет. Бремя исправления порядков, изменения траектории развития, ни одно государство на себя не взяло. Альтернативой могла бы стать идея материализации духа и одухотворение материи, слиянии реального и идеального, неба и земли. Сказано:«… да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» (Молитва Господня). Но, и эта идея, скорее всего, будет признана утопической,
неспособной остановить колесо истории. Если наш путь запрограммирован,
то это уже не колесо, а рок истории.

Безбожного мира не существует, все в руке Божией. Мы можем отвернуться от Бога, но Бог не оставляет искренне взывающего к Нему человека. Все носит
в себе печать веры, но она может быть искаженной, ложной, антихристианской. Религий в мире множество, как многочисленны и формы ее проявления,
но истинная религия одна.

Множество проявлений религиозного сознания. Одно из них – светская религия, например, вера во всемогущество и силу денег. В.Ю. Катасонов такую политическую систему называет денежной цивилизацией. Деньги здесь становятся культом и объектом поклонения, на них все держится. Поскольку деньги добываются силой, нечестной конкуренцией и обманом, то в основе такой политики лежат принципы вседозволенности, а для достижения целей все средства хороши.

Одним из идеологов такой политики считается Макиавелли. Приписываемый ему тезис: «Цель оправдывает средства», эффективно действует и поныне. Совершенствуются и изощряются только политические методы. Макиавелли хотя и сдерживает (ограничивает) политику моралью, но делает это лукаво, оговаривая, что мораль может быть преодолена высшими соображениями: величием государства и потребностью нации.

Противовесом национальному государству выступает глобализация, стирающая различия между государствами и национальными интересами, поскольку, якобы, создано единое человеческое общежитие. Глобализация сдвигает мир к единому целому, управляемому из одного центра. Глубинное государство – это его прообраз.

Россия, как уникальное государство, не вписывается ни в один из этих трендов, раздражает врага своей непокорностью, и, поэтому, подлежит уничтожению. Именно попытка России найти свой, самостоятельный путь развития и привела к конфронтации с западным миром. Причем, патологическая ненависть Запада к России носит не геополитический, а ментальный характер. Запад и Россия духовные антиподы, смысл их борьбы глубже чем антагонистические противоречия.

Но у России есть еще более коварный и замаскированный внутренний враг – либерализм, разлагающий страну изнутри, и разрушающий основы ее бытия. Очистить страну от смрадного либерализма страну, провести САНАЦИЮ и ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ сегодня главная задача.

Источники нравственности

Философ-материалист бодро ответит, что источниками нравственности являются семья, патриотизм, справедливость, милосердие. Допустим, что так, но что-то, все-таки смущает. Ведь у этих понятий нет безоговорочного авторитета и однозначного толкования. Семья в Европе и США, например, сегодня может быть однополой. В Индии брак можно заключить с животными. Такие же браки разрешены в Швеции, США, Великобритании и других «цивилизованных» странах.

Справедливость тоже оценочная и субъективная категория, меру и критерии справедливости найти невозможно. Эпохи, социальный строй, традиции изменяют это понятие, иногда с точностью до наоборот. Существует классовое, кастовое, расовое и даже криминальное понятие справедливости. Возвышенное слово «милосердие» может быть даже убийственным, причем в самом прямом смысле слова, эвтаназия тому, например.

Патриотизм как политический источник нравственности тоже не имеет безупречного толкования. Патриотизм имеет национальные границы. Гражданин мира, по сути космополит, не может быть патриотом, поскольку не идентифицирует себя ни с одной страной. Так что всеобщего патриотизма не существует. «Гражданин мира», которого формирует либерализм, чистый космополит, ему хорошо там, где сытно.
Все перечисленные общественные институты не могут быть безоговорочно признанными и универсальными источниками нравственности на все времена
и у всех народов.

Вектор поиска источников нравственности лежит в вертикальной (сакральной, метафизической), либо в горизонтальной (эмпирической) плоскости. Должен же кто-то быть Творцом и Законодателем нравственности. При всем многообразии поиска, выбора всего два: Бог или человек. Если Бог «есть Путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), то искать здесь нечего, кроме истины – все остальное заблуждение.

Истина – верх совершенства, предельная сущность. Грехоподобный, падший человек не может быть носителем истины, он даже не способен познать ее.

Святые отцы отмечают, что удобопреклонность (склонность) человека
ко греху возникла после грехопадения Адама и Евы. Митрополит Московский
и Коломенский Макарий (Булгаков) отмечает, что у человека «удобопреклонность ко злу более, нежели к добру».

Конечно, проверить алгебру гармонией невозможно. Есть вещи, которые можно принять только на веру. Нравственность из этой категории. Для православных источником нравственности (и всего сущего) является только Бог. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними» (Мф. 7:12). Эта духовная максима в светском понимании получила название «золотое правило нравственности». Лучшего определения нравственности человечество не придумало и не придумает.

Венцом же всех совершенств и добродетелей является любовь. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-8).

Сущность любви проявляется у родителей в заботе о детях, у детей, соответственно – о родителях. Сущность патриотизма в самопожертвовании
во благо Отечества. Высший смысл этих добродетелей – любовь к ближнему, благоговение ко всему, что окружает человека. Но истинную любовь следует отличать от слепой, ложной и эгоистической любви. Впрочем, это уже
не Божественная любовь, а человеческие представление о ней.

 Что за горизонтом, кто управляет миром

 Задумываясь об устройстве мира нельзя не поставить вопросы о Творце, высшей и конечной субстанции. Люди давно начали задумываться о том, какая сила управляет миром, кто вносит во все организующее творческое начало, придает вещам причинность и гармонию.

Идеалисты такой силой считают Мировой разум (Гегель), Логос (Гераклит), Верховное первоначало (Пифагор). Если все создано Высшей сущностью, то она должна обладать Сверхразумом, творящим вселенную, придающую ей гармонию и причинность. Если есть творение, то должен быть и Творец, это аксиома. Однако влияние Сверхразума на сотворение мира и дела человеческие ни наукой, ни религией не установлено. Если Сверхразум сотворил Высшую сущность, то кто сотворил сам Сверхразум? Здесь напрашивается аналогия о первичности курицы или яйца. Что-то здесь явно не сходится, и даже обычный разум отказывается понимать такую логику.

 Остаются два претендента на роль Создателя: природа и Бог. Признать Создателем природу абсурдно по тем же основаниям, что и Сверхразум. Природа, при всем ее величии, не обладает всеми необходимыми свойствами Творца,
ее самозарождение невозможно. Остается одно – признать Создателем Бога.
«Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:3). И на этом надо поставить точку в бесплодных спорах о Боге. Бог открывает себя через природу и человека. Понять Слово Божие каждому под силу, надо только открыть Богу свою душу и быть Ему верным до конца.

Человек создан по образу и подобию Божьему. Образ мы сохранили,
а подобие утеряли. Вернуть подобие (обожиться) и есть цель человеческой жизни.
Из трехчастной природы человека: дух, душа и тело, дух является высшей субстанцией, управляющей остальными частями. Без души, учат Святые отцы (Ориген, Иустин Филосов, Иоанн Златоуст и другие), человек может уподобиться животному, примеров тому множество. Без связи творения с Творцом человек беспомощен в этом стихийном мире.

Николай Сербский (Велимирович) делил людей на богоподобных, звероподобных и бесоподобных. Чем больше в мире звероподобных
и бесоподобных людей (продуктов современной цивилизации), тем страшнее
и разрушительнее человеческие деяния. Особенно, опасно, когда такие люди обладают неограниченной властью и монополизируют политические процессы, как это делает англо-саксонский мир с его колониальным и имперским мышлением.

Россия, как источник света, особенно ненавистна этим людям. Все нападки на нас связаны с тем, что «мы мешаем построить на земле сатанинскую цивилизацию» (священник о. Андрей Ткачев). Разжигание русофобии – лишь один из политических приемов по устранению и уничтожению России.

Появление таких мракобесов не случайно. Их рождает безбожная эпоха, все дальше отклоняющаяся от Христианских заповедей. Все идет к тому, что тьма сгущается и наступает, а свет сворачивается и сужается. Сегодня зло
и демонические силы собирают жатву, поскольку духовный щит против них обветшал, а меч поднять некому.

Соглашусь с позицией Д.Н. Меркулова (лидера партии «Самодержавная Россия», считающего, что Россия, не будучи православной Державой (а светской республикой), не может быть Удерживающей. Зло в лице дьявола, может быть окончательно побеждено только Духом, а не человеческим произволением.

Научно-технический прогресс и политическая нравственность

В основу социального и научно-технического прогресса положены соревновательные мотивы: конкуренция, доминирование, господство, присвоение. Капитализм, богом которого является прибыль, по определению
не может быть гуманным, нравственным и справедливым. Именно капитализм формирует потребительские инстинкты, которые не знают предела и меры. Все глобальные проблемы связаны именно с хищническим капитализмом. Ему всего мало, только «лишних людей» много. Публичное обоснование этой человеконенавистнической идеи впервые было сделано в 1974 году в секретном меморандуме АНБ (Агентства национальной безопасности США) NSSM 200 «Последствия роста мирового народонаселения для безопасности и интересов США за рубежом». В меморандуме ставилась задача сократить рост населения земли до приемлемого уровня (не более 6 миллиардов человек). Но и эта цифра в последствии была скорректирована до «золотого миллиарда». А сегодня уже говорят о бриллиантовой личинке, более узком ядре избранных.

Эта теория признана конспирологической, однако очень похожей на правду. Понятно, что при таких подходах к планированию народонаселения,
говорить о политической нравственности не приходится. Но именно в этом направлении развивается т. н. прогресс. Воистину, когда Бог умирает, умирает
и человек.

Нравственность как политическая категория

Если признать нравственность продуктом человеческого сознания, то она, конечно, эволюционирует. Вначале, нравственность не отделялась от религии
и была ее составной частью. В теологических государствах такие нормы действуют и поныне (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан). В мусульманских странах сильно влияние ислама на идеологию и политическую систему.

Эмансипация человека от Бога резко изменила модель поведения, человек ожесточился, окуклился, потерял ориентиры и смысл жизни. Соответственно,
и политика стала более жесткой и циничной. Надо же такого человека держать
в узде и повиновении. Чем аморальнее и разболтаннее общество, тем сильнее возникает необходимость в силовых методах, сдерживающих анархию и личный произвол.

Политики в чистом виде не существует. В нее вкраплены и органически взаимодействуют экономические, идеологические, религиозные и иные императивы. Религия, одобренная государством, становится частью государственного аппарата и механизма управления обществом. Вспомним синодальный период истории русской церкви (1700-1917 г.), сталинские «симпатии» к церкви в годы Великой Отечественной войны.

Религия, неспособная себя физически защитить «приватизируется» правящим классом, выдающим свой интерес за всеобщий. «Чья власть, того
и вера» было сказано еще в 16 веке. Власть может использовать религиозное сознание для поддержания своего авторитета или авторитета политического лидера. Так, политическая идея построения коммунизма фактически превратилась в религию, идеологический фетиш.

Можно обосновано утверждать, что политика – это насильник религии,
но в духовно-сакральном смысле религия непобедима. Насильно религиозные чувства невозможно ни навязать, ни отнять.

Власть может исказить религию, преследовать людей за религиозные убеждения, однако это дискредитирует власть, но не религию. Подавляющая веру власть становится более циничной, а народ, чтобы выжить, изворотливее и лживее. Ложный человек, управляемый порочной властью – гремучая смесь, готовая в любой момент взорваться. Вот почему, честность в политике – залог устойчивости и стабильности власти. «Честность в политике есть результат силы, а лицемерие – результат слабости» (В.И. Ленин).

Именно ложь, стимулируемая бесами, ведет человечество к погибели.
А отец лжи – дьявол. Но повернуть вспять можно даже у последней черты. Главное ее вовремя заметить и успеть отвернуть назад. Сегодня пришло такое время.

Выводы:

1. Нравственность – не историческая и не социальная категория. Истинная нравственность имеет Божественное происхождение, но ее смысл способен
и должен познать человек, если он устремлен ко спасению.

2. Божественная нравственность не имеет ни мирового, ни национального, ни государственного измерения. Она не изменяется во времени и не совершенствуется в пространстве. Только светская нравственность подвижна
и приспосабливается к духу времени. Большевики, например, признавали только классовую нравственность. В Индии существует кастовая мораль, в локальных сообществах своя шкала ценностей, не всегда совпадающая с общественными представлениями о нравственности.

3. Нравственность не синоним духовности, дух может быть и не от Бога. Именно ложный дух искушает людей и сбивает их с истинного пути. Причиной всех заблуждений и скорбей мира является ложная вера, преступная самоуверенность человека в своей самостоятельной сущности и безграничных возможностях.

4. Устойчивым и гармоничным порядком может быть только Божественный порядок. Отклонение от него – причина всех мировых бед и человеческих скорбей.

5. Россия может и должна стать Удерживающим, если создаст православную империю, как единственно верную, исторически обусловленную форму национально-государственного устройства.

6. Ложь, насилие и разрушения не прекратятся, пока человечество
не перейдет на другой, духовный уровень цивилизационного развития. Социальные доктрины и учения несовершенны, как несовершенен сам человек
и дела его. Ни политическим строем, ни совершенствованием экономической, правовой и социальной системы, человеческие пороки не исправить. Только
от чистоты человеческой души зависит социальная атмосфера, эффективность государственного управления, крепость национальных устоев.

7. Человечеству пора возвратить Бога в историю, сверять свои ориентиры
и дела с Писанием, источником нашего спасения.

8. Религия является самой глубинной сущностью во всем социальном пространстве, в т.ч. в политике. Вера во всемогущество человека или Бога – вот развилка цивилизации, задающая вектор развития человечества.

9. Ни одно общество не может развиваться за счет других. Политическое
и экономическое могущество сильных будет погребено под обломками их амбиций и завоеваний.

10. В политике может быть только один стандарт – Библейские основы бытия.

11. Нравственный выбор важнее политического. Он никогда не ошибается
и не подвержен исторической конъюнктуре.

12. Наше национальное сознание и душа народа хронически больны, вылечить их может только православная вера. Критерием веры является расстояние от человека до Бога. Чем мы ближе к Богу, тем теснее друг к другу.

САТЛЕЙКИН Павел Иванович
к.ю.н., ветеран боевых действий,
полковник милиции в отставке

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula