Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?
Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)
Две статуи из Музея Археологии, что в Неаполе. Аполлон и Варвар древнеримской эпохи. Статуи не раскрашены, а созданы из мрамора разных расцветок.
На них нет следов стыков и обработки резцом (как на скульптурах Микеланджело), идеальный глянец полировки, такого эффекта можно добиться только машинными методами. Возможно, античные мастера владели секретом литьевого или жидкого мрамора? И тогда будет верна гипотеза, что статуи отливались со слепков живых моделей. Но сначала разумеется, делалась форма, а затем заливался литьевой мрамор.
Такое предположение выдвинули многие специалисты, например скульптор Найджел Констам (Nigel Konstam). Свою гипотезу Найджел подтверждает исследованием ступней античных статуй, сравнивая их с гипсовыми отпечатками и восковыми отливками, сделанными со стоящих в заданной позе современных натурщиков. Деформация материала на ступнях подтверждает его гипотезу, что греки не делали статуи, как раньше, а стали использовать вместо них слепки с живых людей.
Предварительно считается, что тела натурщиков заливались в гипс. Имеются источники, из которых известно, что в Древней Греции не только женщины, но и мужчины-атлеты удаляли волосы на теле. Именно такие, хорошо сложенные, натурщики и нужны были скульпторам.
В древности, когда делали маски и слепки, тело натурщиков намазывали специальными масляными мазями, благодаря которым гипс снимали безболезненно, даже если на теле были волосы. То есть техника слепков не только с мертвого, но и с живого человека в древности действительно была хорошо известна еще в Египте, однако, именно передача движения и копирование человека не считалось там красивым. Но для эллинов прекрасное человеческое тело, совершенное в своей наготе, представлялось величайшей ценностью и объектом поклонения. Возможно поэтому в использовании слепков с такого тела для изготовления произведений искусства они не видели ничего предосудительного.
Кроме того, ряд композиций из мрамора потрясает своей сложностью, к примеру казнь Дирки.
Вы видите многофигурную потрясающую картину из мрамора. Если бы это делалось из одной глыбы- работа была бы просто невыполнима. Но, подумайте- ведь есть и человеческий фактор, люди ошибаются, и возможны сколы и затирки, но здесь их нет
Саркофаг Уварова. Если бы это делалось из глыбы, а вы понимаете- возможен брак, глыба может треснуть. Брак исполнителя. Но- работа просто идеальна. Это слишком невероятно.
Многофигурная композиция потрясающей сложности исполнения. Сколов нет, повреждений в ходе работы художников от резца не замечено. Единственное объяснение- что это также литьевой мрамор.
Эта технология появилась в Риме из Египта.