Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?

Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)

Две статуи из Музея Археологии, что в Неаполе. Аполлон и Варвар древнеримской эпохи. Статуи не раскрашены, а созданы из мрамора разных расцветок.

На них нет следов стыков и обработки резцом (как на скульптурах Микеланджело), идеальный глянец полировки, такого эффекта можно добиться только машинными методами. Возможно, античные мастера владели секретом литьевого или жидкого мрамора? И тогда будет верна гипотеза, что статуи отливались со слепков живых моделей. Но сначала разумеется, делалась форма, а затем заливался литьевой мрамор.

Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)

Такое предположение выдвинули многие специалисты, например скульптор Найджел Констам (Nigel Konstam). Свою гипотезу Найджел подтверждает исследованием ступней античных статуй, сравнивая их с гипсовыми отпечатками и восковыми отливками, сделанными со стоящих в заданной позе современных натурщиков. Деформация материала на ступнях подтверждает его гипотезу, что греки не делали статуи, как раньше, а стали использовать вместо них слепки с живых людей.

Предварительно считается, что тела натурщиков заливались в гипс. Имеются источники, из которых известно, что в Древней Греции не только женщины, но и мужчины-атлеты удаляли волосы на теле. Именно такие, хорошо сложенные, натурщики и нужны были скульпторам.

Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)

В древности, когда делали маски и слепки, тело натурщиков намазывали специальными масляными мазями, благодаря которым гипс снимали безболезненно, даже если на теле были волосы. То есть техника слепков не только с мертвого, но и с живого человека в древности действительно была хорошо известна еще в Египте, однако, именно передача движения и копирование человека не считалось там красивым. Но для эллинов прекрасное человеческое тело, совершенное в своей наготе, представлялось величайшей ценностью и объектом поклонения. Возможно поэтому в использовании слепков с такого тела для изготовления произведений искусства они не видели ничего предосудительного.

Кроме того, ряд композиций из мрамора потрясает своей сложностью, к примеру казнь Дирки.

Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)

Вы видите многофигурную потрясающую картину из мрамора. Если бы это делалось из одной глыбы- работа была бы просто невыполнима. Но, подумайте- ведь есть и человеческий фактор, люди ошибаются, и возможны сколы и затирки, но здесь их нет

Античные статуи это слепки с живых людей, созданные из литьевого мрамора?Исследование Найджела Констама (Nigel Konstam)

Саркофаг Уварова. Если бы это делалось из глыбы, а вы понимаете- возможен брак, глыба может треснуть. Брак исполнителя. Но- работа просто идеальна. Это слишком невероятно.

Многофигурная композиция потрясающей сложности исполнения. Сколов нет, повреждений в ходе работы художников от резца не замечено. Единственное объяснение- что это также литьевой мрамор.

Эта технология появилась в Риме из Египта.

Источник