Китай становится арктической державой

КНР пробивает льды на Северном морском пути

Россия и Китай намерены сообща изучать и осваивать Арктику. Китайские инвесторы вкладывают средства в развитие индустриальных проектов, а Северный морской путь России хотят использовать для транспортировки грузов в Европу. Это сделает бессмысленными любые попытки изоляции России со стороны Запада.

Китайцы открывают секреты Вселенной, наблюдая за северным сиянием

«В нынешних условиях следует активнее привлекать к сотрудничеству в Арктике и так называемые внерегиональные государства и объединения — здесь всем достаточно будет работы», — заявил Владимир Путин на совещании в Кремле, посвященном развитию Арктической зоны.

Нетрудно догадаться, кого имел в виду российский президент — это, прежде всего, Китай. Начиная с 2013 года Китай является страной-наблюдателем в Арктическом совете, который в 2021 году официально возглавила Россия. Правда, под предлогом осуждения российской спецоперации другие страны -члены совета торпедировали его работу.

Однако это открывает большие возможности для прямой работы России именно с дружественными странами, которые, в отличие от западных, не пытаются превращать Арктику в цирковую арену для дрессированных дипломатов.

Китай сейчас реализует в Арктике множество важных — неполитических! — инициатив. Одна из них — это создание наблюдательной научной сети SAON. Так, еще в 2016 году в ирландском местечке Кьёрхолл открылась одна из самых современных в Арктике обсерваторий Aurora. Аппаратуру и ученых предоставила китайская сторона, а конкретно — Национальный институт полярных исследований Китая (PRIC).

Кьёрхолл — уникальное место, которое позволяет круглый год проводить наблюдения полярных сияний в верхних слоях атмосферы, замерять изменения геомагнитного поля и другие природные явлений. Все это позволяет ирландским и китайским ученым получать данные, имеющие решающее значение для понимания солнечно-земных взаимодействий и космической погоды. Работа, проводимая в обсерватории Aurora, укрепит научное понимание Космоса и Вселенной.

На Шпицбергене уже два десятилетия есть свои «Желтая река»

Китайские научные объекты разбросаны по всей Арктике. Скажем, недалеко от шахтерского городка Кирун (за Полярным кругом) в 2016 году была запущена спутниковая станция дистанционного зондирования земли. Это первая подобная станция, которая расположена за пределами Китая (есть еще 4 внутри самой Поднебесной — в окрестностях Пекина, на субтропическом острове Хайнань, в провинции Юньнань и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе).

Станция в Швеции получает данные с более чем 30 китайских спутников. Причем эта станция более современная, чем предыдущие: от каждого спутника сигналы могли поступать по 5 раз в день, а вот станция в Кируне может принимать сигналы до 12 раз в день. Естественно, это обеспечивает большую точность измерений.

В 2018 году Китай подписал соглашение с Финляндией о создании совместного исследовательского центра в Соданкюле для проведения арктических космических наблюдений. Такие замеры нужны, чтобы отслеживать изменения климата. Но есть у китайцев и более прагматичная задача, нежели забота о всеобщем счастье, — им надо следить за навигацией в Северном Ледовитом океане. Ведь сегодня именно по этому маршруту китайцы собираются доставлять свои грузы в Европу.

Чтобы быть поближе к вожделенному океану, еще в 2004 году китайцы построили свою первую арктическую станцию «Желтая река» на норвежской части острова Шпицберген.

Китайцы с большой охотой выкупят активы сбежавших европейцев

Китайцы — нация прагматиков, а не идеалистов. И они всерьез заинтересованы в доступе к арктическим ресурсам России. Еще в 2018 году Китай утвердил «Белую книгу» — это стратегия продвижения национальных интересов в Арктике.

Россия в этом документе отводится особое место. Проходящий в российской акватории Северный морской путь Китай хотел бы превратить в часть своего Полярного шелкового пути, который, в свою очередь, является частью глобальной инициативы Си Цзиньпина «Один пояс — один путь».

Северным морским путем китайцы намерены доставлять свои товары в европейские страны. Это на треть быстрее, чем традиционный путь через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Выгода — почти 20 суток.

Неслучайно именно на российскую Арктику приходится львиная доля китайских инвестиций в регион, отмечает исследовательница Ло Шусянь из института Брукингса. Китайцы инвестируют, прежде всего, в российские проекты, связанные с навигационной инфраструктурой и добычей ресурсов.

«Китайская национальная нефтяная корпорация» и государственный «Фонд Шелкового пути» в партнерстве с российским «Новатэком» и французской фирмой TotalEnergies успешно разработали мегапроект по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Добыча началась в 2017 году.

Другие проекты все еще находятся в стадии планирования или в стадии строительства. В частности, китайская корпорация Poly International Holding намерена строить новую очередь Архангельского глубоководного порта, а также железнодорожную ветку «Белкомур». Еще в 2019 году корпорация China National Chemical Engineering и российская компания «Нефтегазхолдинг» подписали контракт на строительство инфраструктуры на нефтяном месторождении Пайяха с общим объемом инвестиций в размере $5 млрд. Производство должно быть запущено уже в будущем году.

В частности, на Ямале продолжается строительство завода «Арктик СПГ-2», запуск которого запланирован на 2023 год. Государственные инвесторы Китая имеют в общей сложности 20% акций «Арктик СПГ-2», наряду с «Новатэком», Total Energies и Japan Arctic LNG (это консорциум Mitsui и «Японской национальной корпорации нефти, газа и металлов»). В случае выхода из проекта французов или японцев их долю с большой охотой — и дисконтом — выкупят китайцы.

Константин Ольшанский

Источник