Сергей Небренчин: Фейк(О)демизация национального медиапространства как инструмент подрыва общероссийской идентичности

Аналитика

В статье рассматривается место и роль информационного фактора в гибридной войне против России. В исследовании предлагается алгоритм противодействия информационно-гибридной агрессии извне.

         Аннотация. В статье рассматривается место и роль информационного фактора в гибридной войне против России.  Автор анализирует феномен фейкизации в качестве инструмента подрыва общественного сознания. Дается определение понятию «инфодемизация». В исследовании предлагается алгоритм противодействия информационно-гибридной агрессии извне.

         Summary: The article examines the place and role of the information factor in the hybrid war against Russia. The author analyzes the phenomenon of fakization as a tool for undermining public consciousness. The study defines the concept of “infodemization”. The article presents an algorithm for countering information-hybrid aggression from the outside.

         Ключевые слова: медиа-пространство, коммуникации, инфодемия, гибридной война, инфоток, фейк(о)демизация, инфодемизация, мейнстрим, фейковая информация, цифровые платформы, идентичность, информационная безопасность, информационная стратегия.

         Keywords: media space, communication, fakeization (fakery),  infodemia, hybrid warfare, infotox, infodemization,  fakedemization, mainstream, fake information, digital platforms, identity, information security, information strategy.

В угрожаемый период развития земной цивилизации, эпоху глобальных вызовов и угроз, Россия, оказавшись в эпицентре мировых противоречий, давно уже превратилась в объект постоянного вмешательства во внутренние дела. Геополитическим противникам России удалось спровоцировать широкомасштабную войну против РФ с территории соседней Украины, целью которой является не только сдерживание, но и уничтожение страны.  Тотальная война против России ведется в военной, политико-дипломатической, финансово-экономической, информационной и других сферах.

В информационно-гибридной агрессии против России ставка сделана на ведений «фейковой» войны, нацеленной на разложение  армии и общества, подрыв общественно-государственных скреп, разрушение общенациональной идентичности. По мнению президента России Владимира Путина, против России развязана беспрецедентная информационная компания, в которой задействованы глобальные социальные сети и все западные СМИ, объективность и независимость которых оказалась просто мифом. Людей пичкают огромным количеством фейков, дошло до того, что одна из американских соцсетей напрямую заявила о возможности публикаций с призывами к убийствам граждан России. Мы понимаем каким ресурсом обладает эта империя лжи, но против правды и справедливости она все равно бессильна. Позиция у нас честная и открытая – и все больше людей ее слышат и разделяют[1]

Только за первую неделю Специальной военной операции в Украине (24.02-2.03.2022) было распространено  свыше 1 500 000 фейков антироссийской направленности.  «Большая» ложь  вокруг боевых действий на Украине   превратилась в военный фактор, вдохновляющий противника, одновременно сдерживающий российскую армию. В результате имеют место неоправданные людские и материальные  потери,  не спадает военное сопротивление ВС Украины, не снижается уровень враждебности украинского населения к российскому военному присутствию, наносится ущерб  России на международной арене и др.

Достаточно успешное противостояние украинских вооруженных в ходе Специальной военной операции РФ в Украине в 2022 году  обусловлено не только благодаря беспрецедентной инфо-гибридной поддержки со стороны «империи лжи» и других стран НАТО, превосходство которых обеспечивают глобальные «фабрики смыслов», медиа и цифровые платформы. В течение почти столетия и, особенно последних 30 лет, враждебным внешним силам во многом удался информационно-политический эксперимент по формированию украинской политической нации и, как следствие, общеукраинской идентичности на основе «галицийской» этно-религиозной традиции и русофобии. Значительную часть зомбированного общества составили русские по происхождению люди со свойственными им стоическими, волевыми, бойцовскими качествами, которые они сегодня демонстрируют в сражениях на Донбассе. Тем более, украинское сопротивление не спадает в условиях мощной антироссийской дезинформационной кампании.

 В сложившейся информационно-политической обстановке России остается надеяться на то, что в конце концов правда будет за нами. Однако правда побеждает в стратегическом плане, в то время как «блицкриг кривды» правит бал сегодня в мире, на  Украине и частично в РФ. Масштабная  ложь  вновь оказывается быстрее любых самых рассудительных контрдоводов, в целом, контрпропаганды. Поэтому не приходится надеяться на то, что  многострадальные беженцы из Мариуполя и других городов Донбасса разнесут по миру правду о зверствах украинских нацистов в среднесрочном плане. Так «большая Правда» может не дождаться своего часа, как это было уже не раз в мировой и отечественной истории, когда побеждали силы зла.

В общей  стратегии ментально-когнитивной  войны» против России  на первое место выходят задачи по перезагрузке информационного поля, медиа-пространства, подрыв цивилизационных основ и скреп государства, социокультурных ценностей и исторического самосознания населения России. В феврале 2022 года Военный департамент США выпустили новый документ “FM 3-61. Communication strategy and public affairs operations”. Руководство по коммуникационной стратегии и операциям по связям с общественностью регламентирует новые подходы информационно-коммуникативного обеспечения мероприятий по связям с общественностью  с учетом накопленного опыта[2]. В документе особое значение придается целенаправленной интерпретации событий в особых условиях, недопущению доминированию альтернативных точек зрений. В связи с вооруженным конфликтом в Украине структуры информационно-психологической борьбы стран НАТО  многом  действуют согласно Руководства США.

 Понятие фейкизация предполагает целенаправленное насыщение медиа-коммуникативного пространства лживой или  и правдоподобной информацией в рамках подрывного инфотока (мейнстрим, англ. Mainstream- «основное течение») – преобладающее направление в какой-либо области (информационной, научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени. Целенаправленное и скоординированное продвижение в медиа всей совокупности фейковых новостей, разного рода домыслов, инсинуаций и измышлений, принято относить к понятию «дезинформационная кампания».

В медиа сфере употребляется в качестве характеристики односторонней заидеологизированной направленности (контента (содержания) и технологий его продвижения. Термин «инфодемия» изначально   означало массированное распространение, прежде всего, по каналам глобальных медиа и цифровых платформ,  национальных  СМИ избыточного объема искаженной и недостоверной информации о развитии чрезвычайной заболеваемости населения – эпидемии.   Применительно к явлению фейкизации под инфодемизацией принято понимать массированное распространение избыточного объема лживой информации, раскрутку медиафейков по каналам глобальных медиа и цифровых платформ. В данном контексте можно употреблять новый термин – «фейк(о)демизация», что означает  масштабное раскручивание и продвижение дезинформации по каналам глобальных медиа и цифровых платформ, ведущих  национальных СМИ и социальных сетей.

По типу репрезентации принято выделять следующие виды фейков: заведомо ложная информация, профессиональная ложь,  сомнительная «правда», невольная ложь. По цели создания фейков различают следующие действия: привлечение внимание к автору, его точке зрения; актуализация (инфодемизация) проблемы; дискредитация и дискриминация персоны (организации); введение в заблуждение (дезориентация) аудитории; провоцирование неадекватной реакции, в том числе  агрессивной.  В интересах обогащения используется мошенничество, известные различные формы розыгрышей, в том числе телефонный пранк и т.п. Источники информации подразделяют на следующие: сомнительный (недостоверный); ненадежный (медиа, автор, организация, платформа и др.); заинтересованный – в собственной интерпретации события; «панический» – в качестве очевидца и интерпретатора событий; непроверенный  (сторонний) – имеющий опосредованное отношение к событию, что не уточняется; виртуальный  – анонимная интерпретация в интернет.

Среди основных целей и задач фейк(о)демизации выделяют следующие: нагнетание медиа истерии и паники; формирование альтернативной виртуальной реальности; контроль медиа-коммуникативного пространства; удержание стратегической инициативы в информационном противоборстве; нейтрализация альтернативных источников; дезориентация и разложение государства и общества;  создание благоприятного фона для реализации других подрывных целей.  При достижении целей  используется испытанные временем  приемы  и технологии, в том числе: производство и продвижение фейковых новостей, разного рода мистификаций, домыслов, фальсификаций, измышлений и инсинуаций,  слуховых вирусов, скандалов и сенсаций; манипуляция мнениями, мифами, стереотипами; замалчивание фактов;  многократное повторение лжи.

В основу  дезинформационной кампании против РФ положена неприкрытая русофобия, как предвзятое, подозрительное, негативное и враждебное отношении к Русскому миру, России и русскому государствообразующему народу, историко-культурному наследию. Как пишет сербское издание «Печат», «русофобия — иррациональный страх, смешанный с панической ненавистью, и чувства эти тем сильнее, чем примитивнее психика. Русофобия глубоко укоренились в коллективном бессознательном, она накапливалась там веками»[3].

В интересах подрыва общероссийской идентичности ставка делается на разжигание социальных, этно-религиозных, региональных и других противоречий, дискредитацию Русского мира. Общекультурные идеалы и традиции преподносятся, как пережиток прошлого,  неспособные успешно конкурировать с передовым прогрессом. В перекодировании и перепрограммировании сознания, навязывании ложных и пагубных образов мышления и поведения особую роль играет шоу-бизнес и медиа – культурные элиты. В век интернета во многом фейковая «антирусская мифология, наряду с «голливудским лоском», все больше обретает виртуальный интернет-облик. Она все больше смешивается с пагубными «ценностями» тотального потребления, трансгуманизма, гедонизма богоборчества, сексизма и ЛГБТ, экологизма, прогрессизма и т.п.  

В сети интернет осуществляется целенаправленные эрозия и разрушение русско-сла(о)вянского лингвокультурного наследия, извращение нормативной и литературной речи, вытеснение русских слов английскими и другими заимствованиями, поощрение матерщины. Традиционные смыслы в контексте эрозии и подрыва лингвокультуры подменяются ложными, во многом, искусственными идеологемами, образами, симулякрами, трендами, символами, знаками, звуками, музыкальными произведениями. Как считает, эксперт Владимир Петров: «Оставив людям тот же язык, но подменив смыслы, …мы получим народ, говорящий на том же языке, но имеющий совсем другие ценности»[4]. Именно так произошло со многими  русскими людьми в «незалежной» Украине, где многие граждане страны оказались жертвами  «этно-культурной бандеровщины»,  политического тоталитаризма и  русофобии.

В содержательном плане в национальное медиа пространство на регулярной основе вбрасываются разного рода фейки  и домыслы, нацеленные    на противопоставление общегражданской самостийности россиян различным другим формам самоидентификации по социальным, национальным, религиозным, региональным, гендерным, профессиональным, политическим признакам. В связи с этим особую опасность представляют масштабные дезинформационные кампании, нацеленные на разжигание межнациональной и религиозной розни в российском сообществе. Помимо правдоподобных новостных измышлений, в медиа и интернет активно распространяются тематические и проблемные рассуждения, в которых содержится противопоставление Русского мира и русской самоидентификации, исламской, мусульманско-тюркской, кавказской, угро-финской и другим идентичностям автохтонных и других этносов народов РФ. В информационном плане последовательно создаются предпосылки для дальнейшего  разжигания социальной и классовой розни. Информационное пространство  насыщается домыслами о росте межрегиональных противоречий, особое внимание акцентируется на гендерных различиях, преимуществах ЛГБТ-сообщества  и т.п.

         Исходя из целей и задач, в процессе фейк(о)демизации  медиа пространства особое внимание уделяется таргетированию (выбору) целевой аудитории. Выбор предопределен в том числе задачами разложения общества и разрушения общегражданской идентичности. Поэтому объектом особых дезинформационной пропаганды являются представители национальных и религиозных слоев населения. Особый  расчет делается на растление молодежной среды, начиная с подросткового возраста. Эта категория наиболее восприимчиво к альтернативной, нестандартной (крутой), скандальной  информации, провоцирующей конфликтность и отчуждение от общества,  рост протестных настроений. Специфическое воздействие оказывается на различные объекты женской  аудитории, в связи с их искренней наивностью, склонностью доверять и обманываться в своих ожиданиях, быстро менять предпочтения и следовать моде. Несмотря на меньшую восприимчивость к враждебной пропаганде, в качестве отдельной целевой аудиторий рассматриваются государственные чиновники и военнослужащие силовых структур. Целевой  контент всякий раз готовится и продвигается в расчете на другие категории граждан в зависимости от развития информационно-политических событий в стране. Эффективными проводниками фейк(о)демизации остаются представители агентуры влияния, в том числе, из числа интеллигенции, «медиазвезд», других деятелей культуры и искусства,  продвинутых экспертов и журналистов, работников   IT- сферы и др.

Современные дезинформационные кампании во многом схожи с прошлым в том, что сводятся к массированному вбросу и распространению (поддельных, «фейковых», ложных) но́востей, упрощению самих домыслов, измышлений, инсинуаций, их многократному повторению и раздуванию. В информационную эпоху фейк(о)демизация достигается  с помощью «умных» (“Smart”) технологий на базе искусственного интеллекта, алгоритмизацией фековых инфотоков, виртуализацией реальности и т.п. Так например, давно уже посредством программных цифровых алгоритмов, сетевых посевов  осуществляется целевое таргетирование ложных запросов и посылов. Задача состоит в построении сети перекрестного обмена трафиком и повышения цитируемости источников, которые используются для тиражирования  подрывного контента на более широкую аудиторию[5].  Подписчики сетей используются в качестве инструментов многократного рассеивания целевого контента, который содействует однообразному восприятию виртуальной реальности и, как следствие заметному искажению объективной действительности в восприятии users. В результате массированного «консциентального» давления в области общественного и индивидуального сознания происходит «утрата локализации идентичности» и ослабление гражданской идентификации, прежде всего, среди элитных влиятельных групп населения[6]. Значительная часть россиян, прежде всего, из числа молодежи и подростковой среды оказывается втянутыми в  процесс  формирования  сетевой (цифровой) идентичности.

В последнее время появились отдельные наработки по оперативному выявлению дезинформации в медиа, соблюдению «информационной гигиены» и др. Заслуживает особого внимания исследование «Маркеры фейка в медиатекстах», проведенное Воронежским государственным университетом (ВГУ) и Воронежской ассоциацией экспертов – лингвистов в 2020 году. В 2022 году в период проведения СВО в Украине методическая   разработка была оперативно подготовлена  по линии МО РФ. По мнению Игоря Ашманова применительно к российским современным реалиям  «элементарные принципы ментальной гигиены» могут включать в себя следующее: осознание того, что, что  РФ является объектом инфо-гибридной агрессии; избегание впадения в медиа истерии; игнорирование антироссийского инфотока (мейнстрима), враждебных источников информации; отдание приоритета проверенным источникам, особенно в сети интернет; перепроверка («фактчекинг») информации; неучастие в распространении сомнительной информации[7]. Особых  ответственности и скрупулезности требует проведение «фактчекинга» (с англ. fact-checking – «проверка фактов»), что сложно для обыкновенного потребителю информации.  Среди подходов «фактчекинга»  выделяют следующее: поиск первоисточника; проверку информации по нескольким источникам; экспертизу противопоположных интерпретаций; идентификация  по медиа- и интернет метрике; проверка написания имен, профессий, званий; сверка дат, адресов, географических названий и др.

В целом, нельзя не признать, что массированное подрывное воздействие враждебных сил нередко достигает своих целей в противодействии консолидации и мобилизации общества и государства перед лицом глобальных вызовов и угроз. Ложь уже сама по себе опасна, так разделяет и растлевает все слои населения, обостряет межличностные отношения, оказывает пагубное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, сдерживает конкурентоспособность страны на международной арене[8]. Характер и содержание  «фейковой войны» антироссийской направленности вокруг Специальной военной операции РФ в Украине в 2022 году наглядное свидетельство  особой силы масштабной лжи в современном геополитическом противоборстве. Осознание этой опасности требует незамедлительного реагирование на противодействие этой угрозе национальной безопасности государства и общества в теоретическом и практическом планах.

В условиях инфо-гибридной агрессии против РФ перед лицом многократно превосходящих сил противника необходима кардинальная перестройка, прежде всего,  сферы просвещения, информации и IT- коммуникаций, искусства и  культуры и др. На первый план выходит задача консолидации и мобилизации общества на основе общероссийской идентичности. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы обеспечения информационно-коммуникативной[9]  безопасности государства и обществ (НСИКБ), которая, наряду с другими стратегическими задачами[10], призвана будет укреплять общегосударственную самостийность и общегражданскую идентичность,  противостоять подрывным нападкам извне изнутри.  В конкретном плане создание НСИНБ России предполагает:

Во-первых, разработку и воплощение в жизнь идеологии государственного патриотизма на основе русского языка и лингвокультурного наследия государствообразующего народа, с учетом традиционных ценностей других этносов, способствующих формированию общероссийской идентичности,  а также реализацию стратегии укрепления духовно-исторических ценностей,  утверждения в обществе веры, морали и нравственности.

В многонациональной и поликонфессиональной России эффективная долгосрочная идеология может быть выстроена исключительно на основе русского языка и лингвокультурного наследия государствообразующего народа (по Конституции РФ). Другой равноценной общественно-государственной скрепы российской цивилизации не существует[11].

Во-вторых, образование нового идеологического (информационно-культурного) ведомства (министерства) Российской Федерации в интересах объединения всех возможностей государства в сфере культуры и искусства, информации и коммуникаций, восстановления в полном объеме культурного и информационного суверенитетов, перехвата стратегическую инициативы в информационно-коммуникативном противостоянии, формирования благоприятного информационно-культурного фона консолидации и мобилизации общества перед лицом глобальных вызовов и угроз.

В-третьих, укрепление информационно-коммуникативного и цифрового суверенитета страны, разработка и внедрение современных цифровых платформ и программного обеспечения в интересах информационно-коммуникационной борьбы с противником, консолидацию медиа- и интернет-ресурсов, сил и средств «мягкой силы» (Soft power) государственных и общественных институтов власти, IT-возможностей обеспечения сферы информационно-коммуникативного противодействия (борьбы).

В-четвертых, формирование на базе Министерства обороны РФ базовой платформы информационно-коммуникационной борьбы в интересах всех других силовых структур, консолидировав в рамках самостоятельной «Главной службы военной информации и коммуникаций» (ГСВИК) во главе с первым заместителем МО РФ в статусе Члена Совета Безопасности РФ все информационные и другие возможности вооруженных сил по аналогии ГлавПУ СА и ВМФ СССР. Создание аналогичных структур информации и коммуникации, консолидирующие все «гибридные» возможности, в других силовых структурах.

В-пятых, под эгидой Совета Безопасности РФ организовать смыслостратегирование, планирование и координацию по целям и задачам, месту и времени, объектам, содержанию, формам и методам, каналам воздействия перманентных информационно-коммуникативных кампаний (операций) в интересах государства и общества с участием силовых структур и, прежде всего, МО РФ, МИД РФ, профильного гражданского министерств и других заинтересованных ведомств.

В-шестых, переход от оборонительной контрпропаганды к наступательной стратегии информационно-коммуникативного противодействия (борьбы) с вероятным противником, выработка соответствующих концептуальных подходов в этой сфере обеспечения национальной безопасности государства и общества, организация исследовательской деятельности по данной проблематике.

В-седьмых, создание политико-правовых предпосылок оздоровления культурной и информационно-коммуникативной атмосферы в обществе, преодоления фейк(о)демизации национального медиа пространства, принятие оперативных достаточных мер по нейтрализации подрывных действий по разложению общества в чрезвычайных условиях и кризисных ситуациях.

Одним из первых шагов на пути формирования национальной системы обеспечения информационно-коммуникативной безопасности государства и общества должна стать организация подготовки современных специалистов в области информационно-коммуникационной деятельности в области,   со знанием  иностранных языков и IT-технологий.

Небренчин Сергей Михайлович,

директор Института исследования гибридных войн при МСАН,

 доктор исторических наук, профессор 


[1] Владимир Путин: Будем сражаться за право быть и оставаться Россией //Союзное вече. – 2022. №12, 23-29 марта. – С. 2.

[2] Подробнее См.: Field Manual FM 3-61 Communication Strategy and Public Affairs Operations [Электронный ресурс] /https://www.amazon.com/Communication-Strategy-Affairs-Operations-February/dp/B09TN1GHCX (дата обращения: 02.04.2022).

[3] См.: Зло проросло на коллективном Западе [Электронный ресурс] /http://bditelnost.info/2019/02/27/pechat-serbiya-zlo-proroslo-na-kollektivnom-zapade/ (дата обращения: 29.03.2021).

[4] Орлов В.П. Стратегия обеспечения безопасности государства в условиях информационно-гибридного противоборства //Материалы конференции «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны (25 августа 2021 г., Московская. область (Кубинка), КВЦ «Патриот»). – М., 2021. – СС.102-103/258 с.

[5] Цветков Ю.Д. Использование цифровых платформ (сервисов) для целей информационного противоборства и идеологического подавления противника //Материалы конференции «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны (25 августа 2021 г., Московская область (Кубинка), КВЦ «Патриот»). – М., 2021. – С.68/258 с.

[6] Смолин Михаил. Страшная опасность для России: Конcциентальные войны [Электронный ресурс] /http://www.imperiyanews.ru /details/b34ed23e-00e5-e911-8107-020c5d00406e (дата обращения: 20.02.2022).

[7] Ашманов Игорь. Фейковое цунами. Как распознавать фейки про спецоперацию на Украине [Электронный ресурс] /https://roem.ru/03-03-2022/287576/tsunami-fake/ (дата обращения: 29.03. 2022 г.).

[8] Подробнее см.:  Пашин Федор. Инфодемизация национального медиапространства [Электронный ресурс] /https://cont.ws/@paschin-541/2119916 (дата обращения: 04.04. 2022 г.).

[9]В коммуникационном процессе понятие коммуникативный имеет отношение к субъектам коммуникации, в то время как коммуникация представляет собой технические и другие каналы и средства связи и общения, обеспечивающие обмен смыслами, символами, звуками, знаками и др. Термин коммуникативный включает в себя процесс коммуникации. 

[10] Основные  задачи НСИКБ: государственно патриотическое воспитание и лингвокультурное просвещение; историко-культурное и  духовно-нравственного воспитание; консолидация и мобилизация общества; укрепление общенациональной идентичности и межнациональных отношений; противодействие подрывным действиям извне и изнутри; развитие медиа – и межкультурных коммуникаций; организация информационно-культурного влияния на развитие международных событий.

[11] Пашин Федор. Информационный урок Специальной военной операции [Электронный ресурс] /https://cont.ws/@paschin-541/2243881 (дата обращения: 28.03.2022).

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula