Владимир Малышев: Вот и дожили до цензуры…

Как из фильма «Александр Невский» вырезали хор-кантату «Вставайте, люди русские»

Накануне священного для нас праздника – Дня защитника Отечества случилось невероятное. Из классического фильма Сергея Эйзенштейна (сорежиссер Д.И. Васильев) «Александр Невский» при его демонстрации на государственном телеканале «Культура» был вырезан эпизод, в котором звучит знаменитый хор Сергея Прокофьева с призывными словами: «Вставайте, люди русские!» Причем произошло это кощунство еще и в год, когда вся страна отмечает 800-летие великого русского полководца святого благоверного князя Александра Невского!

Хор, сопровождаемый звоном колоколов, звучит мощно, мобилизуя народ на борьбу с врагом. В фильме это происходит во время сцены сбора крестьян на войну с Ливонским орденом. Позже, когда начал подниматься скандал вокруг недопустимой цензуры в шедевре Эйзенштейна, выяснилось, что обрезанная версия с хостинга youtube была оперативно заменена на полную. Но «осадочек», как говорится, остался. Как и вопрос– зачем? Чего испугались нынешние работники телевизионной цензуры?

Вот, кстати, текст этого «обрезанного» произведения, которое удалили из эфира работники телеканала:

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым – слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!

Некоторые считают, что авторы грандиозной песни Великой Отечественной «Священная война», начинающейся со слов «Вставай, страна огромная…», черпали свое вдохновение именно из слов этого хора в фильме «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские…»

Скандал разразился нешуточный. «Уже собираются подписи, потому что это просто издевательство над нашим национальным наследием. А фильм “Александр Невский” – это одна из вершин нашего наследия в кинематографе. Несомненно», – подчеркнул известный публицист Егор Холмогоров.

А учредитель телеканала «Царьграда» Константин Малофеев напомнил, что фильм «Александр Невский» сняли ещё в советское время, когда также боролись со всем русским, насаждая советское. Но, в конце концов, поняли, что такая борьба обречена на провал.

«В безбожной советской России тоже долго работали над дерусификацией, но к моменту снятия фильма осознали, что дерусификация означает потерю государства. Я очень надеюсь, что у нас в связи с изменениями в Конституции это мироощущение вернулось», – подчеркнул Малофеев.

Прокофьев написал музыку для фильма «Александр Невский» по просьбе Эйзенштейна. Кстати, незадолго до этого композитор побывал в США, где посетил Голливуд. Там ему поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако Прокофьев категорически отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле он не захотел покидать свою семью и Родину.

После выхода на экраны в декабре 1938 года «Александр Невский» имел огромный успех, и не последнюю роль в этом сыграла грандиозная музыка Прокофьева. После этого композитор на базе музыки из фильма сочинил одноименную кантату.

Как и все фильмы в то время перед выходом на экран, «Александра Невского», конечно, показали Сталину. Тот фильм одобрил и не стал требовать, чтобы слова «Вставайте, люди русские» были заменены на что-нибудь более подходящее для тогдашнего СССР, когда само отдельное упоминание о чем-то «русском» объявлялось «великодержавным шовинизмом». Накануне войны Сталин политику изменил. Кстати, именно поэтому появился и сам фильм «Александр Невский», героем которого был русский князь, что во времена Ленина-Троцкого было совершенно немыслимым делом.

Фильм высоко оценили тогда даже в США. «Этот фильм был снят в 1938 году, предвосхищая угрозу немцев России в период перед Второй мировой войной. Идея была сделать пропагандистское кино, – писал американский критик Ли Эйзенберг. – В итоге, получился потрясающий, изумительный, мощный шедевр.”Александр Невский” Сергея Эйзенштейна был снят как биографический фильм о знаменитом князе, но он также воспринимался как аллегория будущего противостояния с нацистской Германией. Действительно, батальные сцены изображают тевтонских рыцарей или немцев – и как страшную машину смерти, не стесняющуюся массовых убийств, и как безликих идиотов на ломающемся льду. Эпическая сцена битвы – вероятно, самая хорошо запоминающаяся сцена в фильме. Основной посыл: “Если ты вторгнешься в Россию, ожидай той же участи, что и тевтонских рыцарей”. Гитлер не прислушался к этому предупреждению, и его тысячелетний рейх длился всего двенадцать лет. Пропаганда в хорошем смысле этого слова, впечатляющий фильм».

Сейчас в России складывается такая же ситуация, нашей стране снова грозят войной, а гибридную войну в виде санкций и разнузданной русофобии Запад уже давно против нас ведет и все более яростно.

И вот в такой момент, накануне 23 февраля на государственном телеканале патриотический хор в фильме, зовущем граждан страны на бой с врагами, оказался вдруг неугодным.

Так кто же, кто конкретно это сделал и почему? Кстати, такое происходит уже не в первый раз. 4 ноября 2006 года в фильме, который транслировался на том же телеканале «Культура», фрагмент с хором Прокофьева тоже был вырезан. В то время руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии был известный своими либеральными взглядами Михаил Швыдкой, а потому понятно, что не без его ведома (или прямого указания) это было сделано. Но кто дал указание сделать это сегодня и почему?!

Всё дело в том, что этот канал, созданный еще в те времена, когда министром культуры был тот же Швыдкой, сформировали в годы господства в СМИ либеральной номенклатуры. Швыдкого от руля управления культурой отстранили, но созданное им детище живет по сей день, да и он сам продолжает вести на канале «Культура» телепередачи.

А потому этот скандальный эпизод с либеральной, а фактически попросту русофобской цензурой патриотической классики нашего кино совсем не случаен. Так, оценивая на сайте Википедии работу телеканала, писатель Федор Раззаков отметил, что с одной стороны, по своему программированию «Культура» берёт много хорошего из традиций советского телевидения, делая ставку на просвещение, а не на развлечение. С другой стороны, Раззаков отмечает, что оценочные суждения, звучащие в передачах телеканала, нередко являются однобокими.

С самого своего основания канал «задумывался как главный рупор именно либеральной творческой интеллигенции»; приверженцев же других, нелиберальных направлений участвовать в создании и развитии телеканала «никто не позвал».

В частности, о советской эпохе в эфире канала можно услышать в основном лишь критику, причём часто огульную, а положительным сторонам той эпохи уделяется гораздо меньше внимания.

О том, что такая русофобская цензура вовсе не случайность, а целенаправленная политика, заявил известный политолог Сергей Михеев в интервью каналу «Царьград». Несмотря на то, что русские признаны государствообразующим народом на конституционном уровне, федеральные телевизионные каналы делают всё возможное, чтобы переиначить смыслы.

«Если говорить о реальности, – отмечаетС. Михеев, – то наше государство изначально создано русскими. И русский народ, вобравший в себя огромное количество людей других национальностей, построил эту страну, оборонял, побеждал, добивался успехов. И, если бы его не было, не было бы никакой России. Однако после развала Советского Союза вся тема вокруг русских приобрела очень нездоровый оттенок. С одной стороны, в официальном дискурсе стало вытесняться вообще всё русское и даже понятие “русский народ”. Я имею в виду 1990-е годы в первую очередь. Стало модно говорить, что вообще русские – это неудачники, да и кто они такие, их вообще нет, а история России – это вообще одна сплошная неудача…

Но совершенно очевидно, что если русский народ не будет ощущать себя государствообразующим, то России придёт конец. С этим знанием стал возвращаться и здравый смысл. Это отразилось в поправках к Конституции».

«То, что президент России Владимир Путин во время беседы с лидерами думских партий напомнил о русском народе как государствообразующем, как основе страны, это, несомненно, хорошо», – подчеркнул политолог, обратив при этом внимание на то, что даже федеральные каналы фактически исказили слова президента.

«Практически все средства массовой информации, – отметил Михеев, – эту его фразу разбили на две части. И первую часть, где он сказал, что русский – это основа, никто не показывал. А вторую часть, где он говорил, что какой-то этнический, узкоэтнический, пещерный национализм “Россия для русских” – это плохо, показали все. И в итоге опять эта какая-то двойственная позиция в первую очередь нашей элиты, в среде которой, я уверен, русофобия до сих пор достаточно сильна.

И некоторые теперь могут сказать: “Смотрите, Путин сказал, что “Россия для русских” – это плохо”. А то, что он перед этим сказал, что русские – это основа для российской государственности, вообще практически нигде не прошло.

Даже по центральным федеральным каналам. То есть всё равно пытаются перевернуть с ног на голову».

Как это можно объяснить? А все очень просто. Дело в том, что на наших федеральных телеканалах и в других СМИ, в 90-е годы было сформировано влиятельное либеральное кадровое ядро – прозападное лобби, которое сильно на них до сих пор. А это уже – угроза национальной безопасности государства.

Источник

Будьте в курсе!

Подпишитесь на информационную рассылку.
Периодичность 1 раз в неделю.
Об особо важных событиях проинформируем дополнительно.