Игорь Понкин: Толерантность и толерантизм в светском государстве
Пока в России идут споры о допустимости преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебный предмет «Православная культура», место государственной идеологии скрытно занимает секулярная квазирелигиозная идеология «толерантность в духе культуры мира».
Толерантность
В то время, пока в России идут горячие споры, можно преподавать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебный предмет «Православная культура» или нет, место государственной идеологии скрытно занимает секулярная квазирелигиозная идеология «толерантность в духе культуры мира». В том случае, если эта идеология, в нарушение статьи 13 Конституции РФ, займет положение государственной идеологии, к чему она имеет устойчивое устремление, уже поздно будет обсуждать влияние православной культуры на общество, так как секулярная квазирелигиозная идеология «толерантность в духе культуры мира» носит антихристианский характер.
С 2001 г. в Российской Федерации началась разработка и реализация Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»[1]. Однако, как и любые позитивные начинания в нашей стране, идея толерантности как веротерпимости сразу же стала объектом для паразитирования представителей всевозможных идеологических течений, навязывающих под прикрытием лозунгов толерантности свою идеологию. Толерантного к себе отношения стали требовать сторонники смягчения ответственности за педофилию, различные радикальные политические группировки. Изначальный смысл толерантности постепенно стал вытесняться, а сама толерантность стала превращаться в идеологию толерантности или толерантизм[2].
Чтобы выявить основные отличия толерантности от толерантизма, необходимо, прежде всего, определить, что такое толерантность.
Французские толковые словари Робер, Ларусс дают следующие определения понятию «толерантность»:
«Толерантность (tolérer – lat. tolerare – выносить, терпеть): 1) терпеть положение дел, но не дав на это разрешения; 2) принять суть идей, даже если они вразрез вашим; 3) у них разные идеи, но они выносят (терпят) др. друга.
Толерантный (tolérant) – склонный к терпению, терпимости: 1) говорится о лице, расположенном допустить, что другие имеют мнения, отличные от его, а именно – в области политики или религии; 2) практика снисхождения, снисходительность, которая не составляет собой право (нетерпимость – фанатизм); 3) отношение, которое состоит в допущении у другого манеры думать или действовать, отличной от той, которую принимаешь сам; уважение права другого на свободу убеждения (терпимость религиозная, политическая)»[3].
По определению Э.Бардина, толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя, стремление к взаимопониманию и мирному сосуществованию[4].
С.В. Смирнов предлагает такое определение: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми (организация, государство)»[5].
С учетом вышеприведенного можно предложить следующее определение:
Толерантность – искренняя осознанно уважительная терпимость[6], специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей и мировоззренческих убеждений, проявлений человеческой индивидуальности как достойных уважения, связанная с активным психологическим процессом, направленным на внутреннее психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и невосприятия «чужого» на уровне собственного менталитета, связанная с волевыми усилиями по ослаблению реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к взаимопониманию и мирному сосуществованию.
В светском государстве толерантность, как искренняя осознанно уважительная терпимость, есть одна из целей образования и воспитания граждан, не являясь, однако, общеобязательной идеологией. Гражданин вправе иметь любые убеждения. Однако проявление его убеждений ограничено в светском правовом государстве законодательно установленными запретами на возбуждение религиозной, национальной или расовой вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или их дискриминации по этим признакам, на оскорбление религиозных или национальных чувств (часть 5 статьи 13, часть 2 статьи 19, часть 2 статьи 29 Конституции РФ, статьи 136, 282, 2821 и 2822 Уголовного кодекса РФ).
Вместе с тем, толерантность – это не есть терпимость или требование обязательной терпимости вообще ко всему. По мнению А.Ю.Соловьева: «Превратное понимание “толерантности” превращает ее в требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее попустительства пороку и безнравственности, приводит к их оправданию и даже прославлению порока… Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но это – хаотичность лишь видимая, так как вся эта идеология упорядоченно враждебна по отношению к традиционным духовным ценностям, прежде всего – христианским».
Может ли быть толерантное отношение к нетолерантному поведению? Может ли быть толерантное отношение к нетолерантному отношению к толерантному поведению? Может ли быть толерантное отношение к толерантному отношению к нетолерантному поведению? Внятных ответов нет. Если толерантность есть требование относиться с потворством к любым проявлениям безнравственности, то это уже не толератность, а толерантизм.
Толерантность как идеология (толерантизм) представляет собой секулярную квазирелигиозную идеологию.
В «Энциклопедии религии» под редакцией М. Элиаде приведена следующая характеристика секулярной квазирелигии («гражданской религии»): «Гражданская религия есть религиозное или квазирелигиозное отношение к определенным гражданским ценностям и традициям, которое периодически обнаруживается в политической истории государств. Данное отношение может быть выражено в особых фестивалях, ритуалах, символах веры и догмах, чествующих знаменательных людей или события прошлого»[7]. Определенное здесь означает конкретное, но совершенно не обязательно, что это определенное отношение является демократическим и что оно востребовано или приемлемо обществом.
Если рассматривать содержательный аспект толерантизма, то это, по сути, навязанная принудительная индифферентность к одним явлениям общественной жизни и ценностным ориентирам и принуждение к неприятию других взглядов и суждений, часто – просто отличающихся чем-либо от тех, что пропагандируются в рамках данной секулярной квазирелигии.
Характеризуя толерантность как навязываемую сегодняшнему российскому обществу идеологию, исследователь Н.Киселев пишет: «“Истинно толерантный” человек не имеет предела своей толерантности, потому что если доводить его мысль до конца, то не существует ни добра, ни зла, все можно понять и оправдать. Он не может быть против или за, потому что он, говоря просто, вообще никем не может быть, это человек без “корней”, служащий и “нашим и вашим”»[8].
Заведующая кафедрой ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ Государственного университета управления Л.Н.Коновалова, описывая «толерантность», сама же и указывает на признаки толерантности как идеологии: «Толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия… Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование. Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире»[9]. Если толерантность, сама по себе, превращается в правовое требование и, тем более, в политическое требование, то это уже не толерантность, а толерантизм. Гарантии прав граждан на защиту от дискриминации по религиозному или национальному признаку содержатся в Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 13, часть 2 статьи 19, часть 2 статьи 29), в Уголовном кодексе РФ (статьи 136, 282, 2821, 2822), иных нормативно-правовых актах. Требования соблюдения этих норм и есть те правовые требования, о которых пишет Л.Н.Коновалова. Превращать и так присущее российскому обществу терпимое отношение к иным вероисповеданиям и национальностям в специфическую форму идеологии нет никакой необходимости.
Более того, сторонники идеологии толерантизма называют свою идеологию привилегией: «Толерантность – привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций»[10].
Можно выделить следующие основные существенные черты идеологии толерантности (толерантизма):
- идеология толерантности, называемая ее сторонниками «светской духовностью», представляет собой секулярную квазирелигиозную идеологию;
- идеология толерантности претендует на общеобязательность и на универсальность в удовлетворении духовных потребностей, маскируясь одновременно под терпимость (в том числе – веротерпимость), культуру, единую для всех духовность и под идеологию либерализма;
- идеология толерантности основана на двойных стандартах и мерках и носит агрессивный характер, не приемля никакого плюрализма во мнении, никаких противоречий себе;
- идеология толерантности настроена агрессивно негативно по отношению к исторически сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным традициям, требуя от них «отказа от догматизма, от абсолютизации истины», ориентируясь при этом на благоприятствование импорту зарубежных духовно-ценностных систем.
Следует отметить, что навязывание идеологии толерантности (толерантизма) в качестве общеобязательной противоречит Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (части 1и 2 статьи 13).
К реализации и развитию федеральной программы толерантности практически сразу подключилась Москва, где сторонники идеологии толерантизма уже имели сильные позиции и при поддержке Правительства Москвы проводили свои мероприятия[11]. Так, с 1999 г. Правительство Москвы и российская Комиссия по делам ЮНЕСКО реализуют проект «Культура мира в России – год 2000». Постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 1999 г. №1100 была одобрена Комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира (основные направления)». С 2001 г. в Москве была инициирована разработка среднесрочной городской целевой программы «Москва на пути к культуре мира: формирование толерантности, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002–2004 гг.)», государственным заказчиком которой был определен Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы[12]. Структурным подразделениям Правительства Москвы, включая Московский комитет образования, было предписано представить до 30 марта 2002 г. свои предложения по вопросам «формирования у населения установок толерантного сознания и профилактики экстремизма».
В ноябре 2002 г. Правительство Москвы утвердило Среднесрочную городскую целевую программу «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» (ниже по тексту в скобках будут указаны страницы документа). Всемерно препятствуя введению в Москве возможности получения учащимися на основе добровольности выбора знаний о традиционной для них религиозной культуре, Правительство Москвы принимает программу навязывания «культуры мира».
Анализ Программы позволяет выявить, что она не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода документам, и подготовлена некорректно, с правовой точки зрения. В программе также имеется значительное количество утверждений сомнительного характера.
Что же такое толерантность в том ее содержательном наполнении, как она закреплена в указанной программе?
Выражение «культура мира» в тексте Среднесрочной городской целевой программы «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» только в главах I-VII использовано около 100 раз. Дважды это выражение использовано в названии Программы.
Однако нигде в программе не приведено определения понятий «толерантность», «культура мира», нигде не разъяснено, что означает «в духе культуры мира», в каком значении используется слово «дух». Неопределенность основных понятий Программы, использование в ее тексте неясных формулировок и понятий – все это заставляет сомневаться в искренности ее разработчиков и отсутствии их стремлений навязывать в качестве общеобязательной какую-то свою идеологию, скрытую под патетикой «антиэкстремистской борьбы» и «толерантности». А также позволяет идентифицировать «толерантность в духе культуры мира» как секулярную квазирелигиозную идеологию, так как одним из признаков секулярной квазирелигии является манипулирование известными терминами и подмена их смысла («свобода», специфически понимаемая и насильственно навязываемая США всему миру, и др.).
Анализ Программы позволяет выявить следующие существенные черты понятия «культура мира».
1. «Культура мира» – это самостоятельное понятие, отличающееся по содержанию от понятий «толерантность», «миролюбие», «терпимость», «солидарность».
Так, в «Перечне основных мероприятий» предполагается проведение следующего мероприятия: «Внедрение в систему образования всех ступеней программ учебных материалов и технологий, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, культуры мира, веротерпимости и толерантности… Реализация комплекса мероприятий и технологий по пропаганде миролюбия и культуры мира, повышению толерантности» (с.5). Таким образом, «культура мира» отличается от миролюбия или толерантности, являясь самостоятельной категорией.
Тезис Программы: «Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями» (с.13), показывает несоответствие понятия «культура мира» понятию «межцивилизационный (межрелигиозный, межнациональный и т.д.) диалог». В качестве одной из целей Программы обозначено «утверждение в московском сообществе идей культуры мира и ненасилия» (с.10). То есть нет соответствия понятия «культура мира» и отказу от насилия.
Взаимоотношения «толерантности» и «культуры мира» в тексте Программы очень сложны и запутанны. Указывается, что толерантность является центральным понятием «культуры мира» и, одновременно, «обобщенным показателем мирокультурного строительства»: «Толерантность – центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в ее рамках международных и национальных акций, осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщенный показатель эффективности мирокультурного строительства» (с.8-9).
Программа утверждает, что реальное достижение толерантности в обществе и государстве возможно только лишь через культуру мира: «Реальное достижение в современных российских условиях толерантности возможно через культуру мира, ее универсальные ценности. Толерантность – результат процесса воспитания культуры мира, являющегося профилактикой экстремизма, это система воспитания на идеалах, идеях и принципах ненасилия» (с.9); «В формуле – толерантность через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма – особое место занимает область средств массовой информации» (с.19); «Толерантность – форма ненасилия. Ее общественный алгоритм реализации может иметь следующую формулу – достижение толерантности через воспитание культуры мира как профилактику экстремизма» (с.10).
С другой стороны, «толерантность связывает проблематику культуры мира с процессом становления гражданского общества» (с.21).
Программа включает множество выражений и терминов, терминологически неясных и юридически не вполне корректных. Так, непонятно, что означает использованный в тексте Программы термин «неэкстремизм»: «Формирование неэкстремизма – актуальнейшая мировоззренческая проблема всех уровней и форм мирокультурного строительства» (с.10); «Неэкстремизм, как мировоззренческая устойчивость – это содействие взаимопониманию, терпимости и солидарности, культивирование установок толерантного сознания» (с.10).
Зато из процитированных фрагментов ясно несоответствие понятие «культура мира» понятиям «неэкстремизм» (который является лишь одной из проблем «строительства в духе культуры мира» – «мирокультурного строительства»), «терпимость» и «солидарность» (через который раскрывается понятие «неэкстремизм», отличающийся от «культуры мира»). Терминологическая «каша» практически всегда указывает или на отсутствие научности, или на сокрытие истинных целей.
2. «Культура мира» – это самостоятельная идеология.
В Программе заявлено, что «культура мира» – это философия и «основа мировоззренческого потенциала»: «Сегодня нужна философия культуры мира, как основа мирокультурно мировоззренческого потенциала, способного активно воздействовать сознание граждан» (с.7).
Причем заявлено, что эта философия представляет собой воплощение «чаяний лучших представителей человеческого рода»: «На рубеже XX и XXI веков исполнилось 10 лет становлению современной идеи культуры мира, воплотившей чаяния лучших представителей человеческого рода» (с.7). Какие конкретно представители человеческого рода имелись в виду, не указано. С точки зрения коммунистов, лучшими представителями человеческого рода были Маркс, Энгельс, Ленин и пр., а кто-то считает лучшим представителем человечества В.Новодворскую. Отсутствие ясных указаний на содержание «философии культуры мира» или на принципы, на которых основана данная «философия», вызывает сомнение в ее идеологической нейтральности.
В Программе заявлено, что «культура мира» – это традиция российского общества и, одновременно, нравственные принципы ненасилия и мира: «В этой связи важно отметить, что идеи культуры мира пришли в Россию, Москву в трудное время, когда российское общество, утратив прежние социальные завоевания, духовно-нравственные принципы и мировоззренческие ориентиры, не обрело новых. Точнее, эти идеи вернулись в Россию, так как формирование нравственных принципов ненасилия и мира, стремление к мироустройству на этих принципах – традиция российского общества» (с.7). Утверждение о том, что «культура мира» (в том понимании, в каком она представлена в Среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира…») является традицией российского общества, является очевидно ложным и необоснованным. Возможно, она когда-нибудь, через определенный период времени, и станет традиционной для России. Но для этого требуется, как минимум, чтобы ее проводники честно объяснили обществу ее суть и направленность, которые ясно не просматриваются за бесконечной патетикой борьбы с экстремизмом и прочих лозунгов.
Обращает на себя внимание настойчивое позиционирование «культуры мира» как нравственной мировоззренческой системы, некой философии. Причем эта философия, а точнее – идеология, претендует на удовлетворение существующих в обществе духовных потребностей.
Так, в Программе в качестве одного из ожидаемых результатов указано «создание инновационной отрасли городской экономики – производственного комплекса по выпуску социально-коммуникационной продукции массового спроса, нацеленной на формирование толерантности через удовлетворение возрастающей потребности в мировоззренческой устойчивости» (с.6). Но в обществе существует возрастающая потребность культурного развития в рамках национальной культуры, такая тенденция сегодня присуща практически всем народам России – и русским, и татарам, и евреям, и др. Никакой потребности в обществе к мировоззренческой устойчивости в рамках искусственно созданной и навязанной идеологии «толерантности в духе культуры мира» в обществе нет, наличие такой потребности ни в чем не проявляется. Обратные утверждения, очевидно, безосновательны.
С учетом сказанного выше, можно сделать вывод, что «культура мира» – это секулярная квазирелигиозная идеология.
3. Претензии на общеобязательность и на универсальность в удовлетворении духовных потребностей
Следует отметить агрессивный характер идеологии «толерантность в духе культуры мира». Под навязывание этой идеологии подводятся обоснования, имеющие явно манипулятивный характер: «Именно образование позволяет человеку либо быть открытым и толерантным окружающему миру, проявлять живой и доброжелательный интерес к судьбам других людей и народов, сокровищам мировой культуры, либо вести ущербное, ограниченное, изолированное существование лишенного созидания и творчества «маленького человека», который становится потенциальной жертвой экстремизма и радикализма» (с.16). Никто не спорит с тем, что культурный и образованный человек должен знать и понимать мировую культуру. Однако альтернатива: или вы принимаете в качестве обязательной для себя идеологию «культура мира», или вы – «маленький человечек», влачащий «лишенное созидания и творчества существование», да еще и потенциальная жертва террористов – является ложной альтернативой. Кроме того, сомнительно, что исповедание идей «культуры мира» является своего рода магическим оберегом от террористов.
Указывается, что Программа «охватывает основные сферы общественной жизнедеятельности. Каждая из этих сфер должна стать объектом объединенных усилий в деле… воспитания культуры мира» (с.14). Раздел «Личность» главы «Система программных мероприятий» Программы предусматривает «внедрение в систему образования всех ступеней программ технологий и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности и культуры мира» (с.22). Раздел «Государство» предусматривает «внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения» (с.22).
Прежде всего, навязывание «ценностей» идеологии «культура мира» запланировано через СМИ: «Телевидение, радио, газеты и журналы – мощные автономные средства формирования общественного мнения и его отношения к базовым ценностям культуры мира, среди которых толерантность занимает одно из приоритетных мест». Что это за базовые ценности, нигде не указывается. Тезис: «Принципиален аспект, связанный с ценностной ориентацией школьного образования, его корректировкой в сторону формирования у учащихся универсальных гуманитарных ценностей человекоуважения» (с.17), содержит указание на «гуманитарные ценности человекоуважения», но вновь не разъясняется, что конкретно понимается под этим выражением. Программа требует навязывание москвичам определенной ценностно-мировоззренческой ориентации, но конкретики нет никакой. Поэтому под видом этих ценностей можно навязывать все, что угодно. Выявить реальное содержание указанных «ценностей» можно только посредством анализа всей Программы и публикаций (выступлений) основных апологетов этой идеологии.
Один из них, проф. В.А. Тишков, разъясняет эти «базовые ценности» следующим образом: «Терпимость и уважением к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать все ценное и полезное»[13]. То есть, по В.А. Тишкову, если человек отказывается от навязываемых ему чужих ценностных ориентаций, то с каким бы уважением он ни относился к чужой культуре, он – ксенофоб. Прежде всего, это относится к неприятию секулярной квазирелигии «культура мира».
Однако с такой точкой зрения категорически не согласны представители всех крупнейших религиозных организаций России. Так, по мнению председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, раввина З.Л.Когана, навязывание еврейским детям чуждых им религиозных вероучений, принуждение их к участию в чуждых для них религиозных действах есть скрытая форма их духовно-культурного геноцида и проявление антисемитизма[14].
Демократия – это не навязывание идеологии, маскирующейся демократической фразеологией, а свобода выбора. Но именно в этой свободе выбора людям как раз и отказывают сторонники толерантизма.
В.А. Тишков пишет: «Толерантность – это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети или синагоги недалеко от православного храма, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры»[15]. Конструкция процитированной сентенции четко указывает, что строить новый храм представителям другой веры должны именно православные. О необходимости участия представителей другой веры в строительстве православного храма не говорится ничего. Это – вполне определенная и целостная позиция всех сторонников толерантизма. Ценность русской культуры игнорируется, о ней уже никто не вспоминает. Как игнорируется и конституционная норма о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений (часть 2 статьи 19 Конституции РФ).
В.А.Тишков в качестве «простых истин для налаживания межэтнического и межконфессионального согласия в рамках программы “Культура мира” в России» предлагает следующее: «С противниками мира и сторонниками насилия следует бороться не только методами публичных кампаний осуждения, но и другими, не менее эффективными методами: отказом в публичности, судебными преследованиями…»[16] То есть В.А. Тишков призывает подвергать судебным преследованиям не за совершенные правонарушения, а за личные убеждения, причем по совершенно надуманным основаниям – преследовать тех, кто «против мира» и является «сторонником насилия», что, очевидно, противоречит части 3 статьи 29 Конституции РФ. Что значит «сторонник насилия»? Государство – это всегда принуждение, то есть в определенных случаях и пределах – насилие. Сторонник насильственного пресечения беспорядков в стране нетолерантен? Что значит «противник мира»? Противник мира с педофилами? Противник того «мира», который навязывают всем странам США?
Притом что сторонники атеистической идеологии, отличающиеся нетерпимостью к православному христианству, много говорят об угрозах «клерикализации государства, в действительности, сегодня государство должно защищать принцип светскости больше от секулярных квазирелигий, чем от религиозной экспансии. И рельефнее всего это просматривается в системе образования, где российскому обществу активно навязываются различные секулярные квазирелигии, одной из которых является секулярная квазирелигиозная идеология «толерантность в духе культуры мира».
Игорь Владиславович Понкин, доктор юридических наук
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
[2] Для именования идеологии толерантности термин «толерантизм» предложен А.Ю.Соловьевым.
[3] Пер. с фр. Л.А. Максимовой.
[4] Толерантное сознание // http://www.peace.ru/tolerance/what_is_tolerance.htm
[5] Там же.
[6] Терпимость – способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо.
[7] Цит. по: Легойда В. Государственный символизм. Античная модель и средневековый христианский идеал. С.17.
[8] Толерантность в Москве // http://r-komitet.narod.ru/meropr/t-001.htm
[9] Коновалова Л.Н. Бизнес, толерантность и культура мира – путь к диалогу в обществе и становлению репутации отечественного предпринимательства // http://www.peace.ru/tolerance/pub/konovalova.htm.
[10] Толерантное сознание // http://www.peace.ru/tolerance/what_is_tolerance.htm.
[11] Среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира» (Программа толерантности). Проект. М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и др., 2002.
Приказ Московского комитета образования № 698 от 5 октября 2000 г. «О смотре-конкурсе образовательных учреждений, участвующих в движении «Москва на пути к культуре мира»».
См. также публикации в журнале «Этносфера».
[12] Распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2002 №329-РП «О мерах по реализации Федеральной целевой программы “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)”».
[13] Тишков В.А. Культура толерантности в России // Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С.16.
[14] Письмо председателя КЕРООР, раввина З.Л. Когана от 21 октября 2002 г. председателю Департамента образования г.Москвы Л.П. Кезиной.
[15] Тишков В.А. Культура толерантности в России. С.16.
[16] Тишков В.А. Культура толерантности в России. С.17.
В печатном виде впервые опубликовано: Понкин И.В. Толерантность и толерантизм в светском государстве: «Национальные интересы», 2003, № 3