Сергей Скатов: А ПРО КУЗЬМУ-ТО МИНИНА ЗАБЫЛИ?!

История

21 мая – День памяти нашего национального героя – нижегородского земского старосты Кузьмы Минина

21 мая – традиционный праздник на Руси. Это – День памяти нашего национального героя нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Если бы не Минин, то, вероятней всего, не было бы России! В дореволюционные времена чтили сей день в государстве Российском, прославлению героя не было предела.
   Имя это лично для меня святое. Более того, два десятилетия своей жизни отдал этому имени, изо дня в день занимаясь историей Русской смуты начала XVII века. Во-первых, потому, что Кузьма Минин – мой земляк. Во-вторых, потому, что он глубоко Русский человек. В-третьих, он действительно в крайне критичный и затяжной по времени период спас Россию!
   Смута на Руси, напомню читателю, случилась задолго до Нижегородского ополчения. Десять лет до знаменитого Воззвания Минина к народу (после «преждевременной» кончины Бориса Годунова) нас терзали самозванцы и предатели! И терпение Минина кончилось!
   Он и его соратник, доблестный воевода князь Дмитрий Пожарский в буквальном смысле рисковали жизнями собственной и своих детей, жен, семьи в целом (что страшно!). Рисковали ради Отечества.
   Достаточно сказать, что Дмитрий Пожарский, князь из рода рюриковичей, тогдашней семибоярщиной, засевшей в Московском Кремле, был лишен прав имущества, родовых прав. А что говорить о простом посадском человеке Кузьме Минине, который по роду-племени не имел права даже на фамилию – прозывали посадских тогда по имени-отчеству (по крещению и отцу). Иногда прибавляли прозвище.
   И никакой Кузьма Минин не «Козьма», не «Захарьевич» и не «Сухорук»! И не «говядарь» он, а русский купец!
   В своих бесчисленных публикациях в столь же бесчисленных печатных и электронных СМИ я годами, десятилетиями призываю коллег-журналистов хотя бы правильно по имени-отчеству называть моего земляка Русского героя Кузьму Минина (не говоря уже о деталях)! Как «об стенку горохом»!
   Например, при крещении нарекли будущего героя Кузьмой. Но это русская интерпретация имени, а в древнегреческом звучании одного из святых – Косма. Поэтому ежели светский текст, то Кузьма, ежели православный – Косма. Откуда же тогда взялось весьма распространенное Козьма?
   Случилось это после Никоновской реформы, трагичной для народа и Церкви по своей сути, и стали на «греко-византийский» лад Кузьму Козьмой именовать, «из уважения», дескать, эдак «красивше».
   «Сухорук», т.е. человек с травмой руки… Появилось эта версия в летописных сводах тоже много позже после кончины героя.
   Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК) под руководством А.Я. Садовского более ста лет назад целое «следствие» провела, касаемое Кузьмы Минина. А.Я. Садовский проанализировал купчую начала XVII в., по которой в середине уже XIX века было установлено «истинное имя» Кузьмы Минина. В тогдашнем популярном журнале было публиковано следующее: «А в межах тот мои двор подле Кузьмы Захарьева сына Минина Сухорука, а по другую сторону – Почаинской враг…». Оригинал же той купчей, обнаруженной нижегородцами, гласил: «…в межах тот мой двор подле Кузьмы Захарьева, сына Сухорука». Недобросовестная рука приписала к купчей «Минина»… Подлог!
   И… пишет великий драматург А. Островский пьесу «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». У титулованного историка Н. Костомарова имеем «Козьма Захарыч Минин-Сухорук». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона фиксирует: «Полное имя – Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий». Советская историческая энциклопедия (1966): «Минин, Захарьев Сухорук, Кузьма Минич…» В прижизненных документах Кузьма Минин, где фигурирует его имя, неизменно «Кузьма», неизменно – «Минин» и никак не «Захарыч» и не «Сухорук»! Смотрите хотя бы царскую грамоту «О пожаловании… Кузьму Минина в… думные дворяне».
   В пресловутые «говядари» Кузьму Минина записали… Если разбираться в семантике этого слова тех далеких от нас лет, то мог быть земский староста крупным скотопромышленником. Мог не просто мелкую лавку содержать, но стада перегонял, чуть ли не в промышленных масштабах мясную продукцию заготовлял – в не менее крупном на слиянии двух великих рек торговом городе-центре.
   Однако «говядарь» ныне ассоциируется с рядовым тружеником рынка, банальным разделочником мяса у прилавка – как правило, лицом «восточной национальности».
   «Козьма» – это прежде всего Козьма Прутков, комичный и даже нелепый персонаж-острослов российских журналов 50–60-х гг. XIX в.!
   «Сухорук», «сухорукий» – ну, ущербный какой-то, может, от рождения…
   Так вот, 21 мая сего года, в День памяти легендарного Кузьмы Минина, мы поминали «Сухорукого», «говядаря», «Козьму», «Захарыча»… Помянули, если судить по информационной ленте этого дня, всего на нескольких патриотически настроенных сайтах. И это – на всю необъятную нашу Родину! Но и на том, как говорится, спасибо.
   А вообще-то 21 мая в Нижегородской области официальный праздник – День памяти гражданина Минина. Это ваш «покорный слуга» со товарищи в рамках Фонда Минина и Пожарского еще в 1999 г. через областное ОЗС «продавили» данный праздник. Но что-то я не слышал, чтобы и цветочка – хотя бы виртуального! – в этот день местная власть на могилу Минина принесла.
   Правда, 21 мая сообщили местные СМИ: «Сегодня в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля у могилы национального героя иерей отец Георгий отслужил литию по Кузьме Минину. В связи с известной вирусной историей в храме было безлюдно…».

Сергей СКАТОВ,
председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания»,
академик Международной славянской академии

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula