Остановить подготовленный разрушительный удар по культуре!
Обращение к Президенту России В.В.Путину деятелей культуры и общественности
Уважаемый Владимир Владимирович!
В своём интервью газете The Financial Times от 27 июня Вы сказали, что либеральная идеология устарела и изжила себя, она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения, и должна существовать, но не доминировать.
Общественность поддерживает Вас в этом определении нового курса развития, но либеральные силы, не желающие возвращения России на путь традиционализма, многократно усилили свою активность.
В стране обострились противоречия, касающиеся в первую очередь, идеологии, которая согласно ст. 13 Конституции РФ, может быть только многообразной, но эта норма не соблюдается, и навязывание обществу приоритета либеральных ценностей наблюдается во всех областях жизни.
Одной из таких площадок, на которых происходит битва идеологий, является сфера российской культуры, которая играет ключевую роль в формировании национальной идентичности.
Так, группа депутатов под руководством Е.Ямпольской внесла на рассмотрение в Государственную Думу парные законопроекты № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Эти инициативы уже получили в обществе общее название «закона Ямпольской» и снискали скандальную славу образчика лоббирования интересов крупного капитала
По мнению профессиональных экспертов (в прил.), концепция законопроекта, даже в последней, переработанной редакции от 9 октября 2019 г., является существенно дефектной, направленной на приоритетную защиту прав и коммерческих интересов производителей и распространителей информационной продукции (киноиндустрии, книгоиздательскому, театрально-зрелищному, зрелищно-развлекательному и выставочному бизнесу), в ущерб правам ребенка на охрану физического, психического, нравственного и духовного здоровья и полноценное развитие.
Эксперты считают законопроекты инструментом, открывающим неконтролируемый доступ к сознанию детей и подростков, но депутаты, которые не являются специалистами в области психического развития, воспитания, возрастной психологии, психиатрии, физиологии, психологического благополучия, охраны здоровья детей, информационной безопасности несовершеннолетних, по какой-то причине считают, что вправе грубо вмешиваться в эти сферы.
Авторы намерены отменить возрастную маркировку «0+», «6+», «12+», «16+» для информации, способной причинить вред здоровью и развитию ребенка и оставить в прокатных удостоверениях только маркировку «18+», которая станет не обязанностью, а правом организаций культуры, и приобретёт добровольный, необязательный характер, а для фильмов, показ которых допускается законом без прокатного удостоверения (включая демонстрацию фильмов на международных кинофестивалях в России, фильмы, созданные на территории, относившейся к Российской империи или СССР, а также фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях в рамках культурного обмена с иностранными государствами), не будет употребляться вовсе.
Учитывая тот факт, что в 2019 г. в реестр международных фестивалей Минкульта России попал так называемый «ЛГБТ-конофестиваль «Бок о бок», можно прогнозировать последующую отмену российского закона о запрете пропаганды сексуальных отклонений несовершеннолетним.
Также продукцию можно будет маркировать произвольным образом, либо размещать информации о рекомендуемом возрасте доступа с использованием словосочетаний: «для детей младшего школьного возраста», «для детей среднего школьного возраста», «для детей старшего школьного возраста», что не соответствует законодательству об образовании; или использовать словосочетания «для семейного чтения», «для семейного просмотра», «для семейного посещения» -что откроет доступ для детей любого возраста в сопровождении любых членов семьи, включая несовершеннолетних.
Существующая маркировка установлена ч. 2 ст. 6, ст. 7-10 Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – закон № 436-ФЗ), в котором чётко определены виды этой опасной информации.
Отказ от маркировки приведёт к отмене возрастных ограничений на доступ к информации (ч.3 ст.5), изображающей или описывающей жестокость, физическое и (или) психическое насилие, преступления, антиобщественные действия; вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемой в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы, в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Это необоснованно лишит детей правовых гарантий обеспечения информационной безопасности и приведёт к росту негативных процессов их нравственного растления, сексуализации сознания, виктимизации (принятие образа жертвы), криминализации и маргинализации.
Авторы намерены полностью вывести сферу культуры из-под действия ФЗ № 436 и закрепить в «Основах законодательства РФ о культуре» общую правовую норму о недопустимости запрета или ограничения доступа (в том числе детей) к культурным ценностям и культурным благам, которые предоставляются музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, библиотеками, театрами, концертными организациями, цирками и иными организациями культуры.
Основы законодательства РФ о культуре (ст. 3) определяют культурные блага, как «условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей».
Важно сказать, что культура никак не может быть услугой, духовность не имеет цены, а показатель эффективности учреждения культуры не может зависеть от заработанных денег, и крайне важно вывести её из сферы услуг.
Но и существующие понятия даны столь расплывчато, что это создаёт неоправданно широкое поле для неконтролируемого воздействия культуры, направленной на сознание детей и подростков: любые услуги, произвольно заявляемые, как направленные на «удовлетворение неких культурных потребностей», неважно какого свойства и какого качества, будут считаться зоной, табуированной для правовой регламентации.
А «условия удовлетворения гражданами своих культурных потребностей», также выступающие здесь в роли «культурных ценностей», и вовсе не подлежат юридическому раскрытию и могут включать в себя максимально широкое толкование всего, чего угодно, осуществляемого любым желающим по своему усмотрению.
При этом вовсе не требуется, чтобы такие услуги и продукты на деле относились к сфере культуры – любой человек или организация могут объявить свою деятельность культурной, и это сразу же выведет их из сферы контроля закона №436-ФЗ.
В результате под определение «культурные блага» с успехом подойдёт так называемый «гей-парад», «флешмоб» от АУЕ по мгновенному нападению на отдыхающих в Летнем саду, перформанс в поддержку каннибализма для защиты климата или скандальная педофильная программа Original Play, развернувшаяся в детских садах Германии под предлогом «помощи детям через тактильное общение со взрослыми, чтобы избавиться от агрессии и раскрепоститься». Общество закономерно будет вынуждено со временем принять в качестве псевдо нормы новые «виды культуры» – т. н. гомосексуальную, педофильную, каннибалистическую, суицидальную, арестантскую и т.п.
Современные музеи представляют экспозиции, где собраны, например, орудия пыток, предметы эротики, мумифицированные человеческие тела; выставочные галереи предлагают сомнительные экспозиции (фотовыставка Стёрджеса, названная экспертами детской порнографией, что запрещено законом); театры (работы «модных» режиссёров Серебренникова, Богомолова и т.п.) предлагают спектакли с непременным включением нецензурной брани, сцен гомосексуальной тематики, насилия, агрессии, эротики, богохульства, безнравственности.
Спектакли-интерпретации классики, которые также должны будут стать открытыми для просмотра в любом возрасте, несут свою порцию яда для детского сознания. Так, в спектакле РАМТа «Алые паруса», Ассоль, «местная городская сумасшедшая», служит в публичном доме, а пьяница и дебошир капитан Грей выкупает её оттуда и пускает «шесть бочек красненького» на то, чтобы покрасить грубые холсты для парусов, дабы убедить её, что он – «тот самый принц». Всем памятны скандалы со спектаклями «Руслан и Людмила» в Большом театре (режиссёр Дмитрий Черняков) или «Дачники» Горького и «ГРОЗАГРОЗА» по Островскому (режиссёр Марчелли).
Но и при действующей пока ещё маркировке детское сознание находится под угрозой – так, спектакль «Морфий» по пьесе Михаила Булгакова в Театриуме Терезы Дуровой предлагает «подробное исследование распада человеческой личности, человеческого сознания» и приглашает зрителей на премьеру огромным плакатом со словом «морфий», размещённым на фасаде здания, что создаёт риск формирования установок наркопотребления без ограничения возраста.
Также предполагается отменить возрастную маркировку для книг и авторов, «рекомендуемых в примерных основных образовательных программах общего образования», что позволит детям младшего возраста получить доступ к литературе, входящей в список 10-11 классов и аналогичным авторам, что негативно скажется на психическом и нравственном здоровье детей.
Отмена действующего обязательного порядка возрастной классификации и маркировки лишит родителей возможности осуществлять контроль над информационной средой, в которой находится ребёнок, и полноценно их воспитывать, а добросовестных производителей (распространителей) информационной продукции оставит без ориентиров для определения своих целевых аудиторий и адаптации к ним своей продукции.
Одновременно с описанными законопроектами был анонсирован межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» (далее – КНШ), разработанный совместно Министерством культуры РФ и Министерством просвещения РФ и размещённый на специально созданном сайте «Роскультпроекта» который с 1октября апробируется в пилотном режиме в 11 регионах России (Республика Татарстан, Республика Коми, Ставропольский край, Тульская область, Ярославская область, Пензенская область, Саратовская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Ульяновская и Белгородская области).
Он предполагает полный принудительный охват школьников «культурным просвещением» (аналог «культурного» ГТО) и представляет логическое продолжение и практическое воплощение стратегий, предусмотренных вышеописанными законопроектами.
В методических рекомендациях, которые отличаются хаотичностью, бессистемностью, бессодержательностью, безграмотностью и избытком англицизмов, осуществляется откровенная профанация культуры, а само обучение сводится к проектной деятельности, ролевым играм, флешмобам, селфи и т.п.
В инструментарии и подходах документа определяется дефектность, представлены ложные обоснования и объяснения, используемые для применения технологий изменения массового сознания.
По мнению специалистов, проект является концептуальным, описывающим только механизм, а содержание будет отдано на откуп конкретным муниципальным чиновникам. Это – «оболочечный» документ с размытой семантикой, что позволит «загружать» в него любые ценности.
Размещённый в приложении к проекту список произведений, рекомендуемых для обязательного знакомства (музыка Queen и Nirvana, скульптура Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», картина Эдварда Мунка «Крик» и др.) вызвал столь большой скандал, что был поспешно удалён авторами, но сам проект при этом остался неизмененным.
В результате принятия «Культурного норматива школьника» будет создан механизм разрушения духовно-нравственной и воспитательной сферы несовершеннолетних; сама реализация программы будет выведена из зоны родительского контроля.
Принудительное погружение сознания детей в антикультурные, дегенеративные, извращённые пространства позволит в дальнейшем включать их в антиценностные, политические (формирование молодёжных протестных сил) и иные стратегии, нарушающие национальную идентичность и несущие угрозу национальной безопасности.
Выводы:
На основании экспертных заключений (см.прил.) следует вывод, что законопроекты № 717228-7 и№ 717204-7 (в редакции от 9 октября 2019 года), а также межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» противоречат:
- целям и задачам государственной политики Российской Федерации в сфере информационной безопасности и защиты детей, а также общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере защиты прав ребенка и обеспечения его информационной безопасности, в том числе положенным в основу Федерального закона № 436-ФЗ;
- целям и задачам государственной политики Российской Федерации в сфере народосбережения и национальной безопасности;
- конституционным положениям, закрепившим основания правомерного ограничения прав и свобод человека (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации);
- общепризнанному принципу преимущественного права родителей на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, закрепленному Семейным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.63), а также Декларацией прав ребенка (принцип 7), Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.5, 12, 13, 14, 18);
- стратегическим целям и задачам Российской Федерации, определенным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции информационной безопасности детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и других документах стратегического планирования.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Более чем в пятидесяти государствах мира (США, Канаде, Германии, Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Австралии, Франции, Италии, Испании, Японии и др.) законодательно установлены ограничения на посещение детьми отдельных объектов культуры, предусмотрены строгие меры ответственности за нарушение порядка классификации и маркировки и действуют специальные экспертные организации и контрольно-надзорные органы.
Попытки отменить в России возрастную классификацию информации, предназначенной для детей, не прекращаются с 2010 г., когда закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу.
Председатель комитета Госдумы по труду, социальному развитию и делам ветеранов Ольга Баталина в 2015 г. высказалась по данному вопросу: «Мы ни в коем случае не должны соглашаться на отмену возрастной классификации информационной продукции. Это нанесет существенный удар по психологическому и нравственному развитию детей. (…) Система маркировки устоялась, общество к ней привыкло, никаких серьезных сбоев и затруднений в этой работе не было».
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в июле 2019 г. предложил принять «превентивные меры по защите молодежи от влияния идейно-ценностной экспансии и пагубного информационно-психологического воздействия».
Дети не в состоянии самостоятельно правильно оценить моральные аспекты и потенциальную опасность произведений культуры, к которым они получают доступ. Охрана здоровья и нравственности детей является первоочередной задачей любого государства. Это – демографический ресурс нации и объект национальной безопасности, подлежащий его первоочередной защите.
Изменения, которые несут российскому обществу законопроекты № 717228-7 и№ 717204-7 (в редакции от 9 октября 2019 года), а также межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» не могут быть поддержаны, поскольку они противоречат национальным интересам и несут угрозу национальной безопасности.
На основании вышеизложенного просим Вас употребить свои полномочия для того, чтобы:
- Остановить принятие проектов законов № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вплоть до широкого обсуждения с привлечением общественных объединений и профессиональных сообществ.
- Провести общественную и профессиональную экспертизу законопроектов № 717228-7 и № 717204-7 при участии педагогов, детских психологов, возрастных физиологов, психиатров и других профильных специалистов, работающих с несовершеннолетними.
- Инициировать совершенствование положений Федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующих экспертизу, классификацию и маркировку информационной продукции, с учетом научной возрастной периодизации психического развития детей и зарубежного опыта обеспечения их информационной безопасности.
- Наложить мораторий на реализацию межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» в нынешнем виде, включая пилотные проекты.
- Провести широкую общественную дискуссию по содержанию «Культурного норматива школьника» с привлечением к работе профессиональных экспертов, специалистов в сфере детской психологии, педагогики, искусства.
- Привлечь к разработке нового содержания «Культурного норматива школьника» специалистов в сфере детской психологии, педагогики, психиатрии с привлечением опыта России и обязательным включением в программу механизма родительского контроля.
Приложение:
- Экспертное заключение на проект федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» (в редакции от 09.10.2019) – 14л.
- Заключение на проект федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» (внесённый в изменённом виде 09.10.2019 депутатами Государственной Думы Е.А. Ямпольской, С.А. Шаргуновым, Е.Г. Драпеко) – 22 л.
Обращение подписали:
- Пожигайло П.А., к.ист.н., член Общественной палаты РФ
- Михайлов А.Я., народный артист России
- Панкратов-Черный А.В., народный артист России
- Троицкий В.Ю., д.фил.н., профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. член Комиссии РАН по образованию, засл.деятель науки РФ
- Бабурин С.Н., председатель РОС, председатель МСС, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры
- Ивашов Л.Г., президент Академии геополитических проблем, профессор Московского лингвистического университета, д.ист.н., генерал-полковник
- Умалатова С.З., лидер «Партии мира и единства»
- Степанов Ф.Е., председатель Общероссийского общественного движения «В поддержку политики Президента России»
- Лебедев В.В., председатель Союза православных граждан, главн.редактор журнала «Православная беседа»
- Степанов А.Д., директор ИА «Русская народная линия», председатель международного общественного движения «Русское собрание»
- Кассин О.Ю., сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный собор»
- Рябиченко Л.А., руководитель экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель общественного движения «Семья, любовь, Отечество»
- Бочкарёв А.В., ген.директор Международного фонда славянской письменности и культуры
- Демин В.Е., член Союза кинематографистов России, лауреат Госпремии Правительства РФ, лауреат Госпремии Правительства РФ
- Гринденко А.Т., Лауреат Международных конкурсов, дирижер хора Московского Патриархата «Древнерусский распев»
- Чухаркин В.В., генеральный директор Агентства знатных событий «Жили-были»
- Постников А.Ю., руководитель театрального продюсерского центра «РуссАрт»
- ИгнатковИ.В., председатель ТСПХ, академик RIAF, вице-президент Association Alliance RUSSIE–France.
- Королёв И.В., директор Христианского музыкального продюсерского центра «Мессия»
- Клепалов Е.Ю., Президент Фонда «Мьюзик Энтертейнмент»
- Москвитин Ф.А., член Союза художников России, советник РАЕН, член-корр. Академии Российской Словесности, член центрального совета общественного движения «Россия Православная», лауреат медали свт.равноап. Николая Японского
- Николаев В.Н., член Союза писателей России, Лауреат Большой литературной премии России, Патриаршей литературной премии, кавалер ордена Красной звезды
- Воробьевский Ю.Ю., писатель, публицист, исследователь
- Филимонов В.П., писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
- Полозов А.Ф., засл. художник России, профессор. действительный член Петровской академии наук и искусств и Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, член Санкт-Петербургского Союза художников
- Сидоров В.А., председатель Народного клуба любителей русских басов, засл. деятель Московского музыкального общества,
член Международного союза музыкальных деятелей и Межрегионального Шаляпинского Центра - Струсовский С.Г., продюсер-руководитель объединения объёмно-кукольной анимации Киностудии «Союзмультфильм», член Союза кинематографистов и Гильдии режиссёров России
- Гундоров А.М, продюсерский центр «XXI век», ген.продюсер
- Семенюк А.Г., киновед
- Дядченко И.Н., продюсер, руководитель проекта «Берега»
- Редкий Л.Ю., заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры
- Ляпичева Е.В., директор продюсерского центра «Духовность и армия»
- Бабенко А., актер, режиссер
- Сошенко А.В., секретарь МОО «Русское Собрание»
- Немыченков В.В., член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы
- Черкашин Н.А. – писатель, член союза писателей СССР, кавалер ордена «За службу Родине в ВС СССР»
- Острецов И.Н., д.техн.н., профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике СССР и Российской Федерации
- Багдасарян В.Э., д.ист.н., профессор МГУ
- Лутовинов В.И., д.филос.н., профессор, действительный член Академии военных наук
- Сивков К.В, д.воен.н., эксперт
- Папуша А.И., д.техн.н., лауреат Государственной премии, академик РАЕН
- Гуня А.Н., д.геогр.н., профессор, ст.н.сотр.
- Водянова В.В., д.э.н., профессор Государственного университета управления
- Щеглов А.П., д.филос.н., профессор
- Владимиров Ю.С., д.физ.н, проф. МГУ и РУДН
- Владимирова Т.С., д.филол.н, проф. МГУ и РУДН
- Лебедь О.Л., эксперт программы «Святость Материнства» Фонда Андрея Первозванного, к.социол.н.
- Пежемский Д.В., к.биол.н., ст. научн. сотр. лаборатории расоведения
- Беленчук С.И., к.э.н., зам. зав. кафедрой мировой экономики РГГУ, доцент
- Захаров А.В., к.э.н., засл. экономист РФ
- Башелханов И.В., к.физ-техн.н., руководитель проекта «Российская инновационная энциклопедия»
- Макаренко В.В., к.э.н., зав. кафедрой
- Рыбковская О.Н., к.э.н., доцент, секретарь Русского экономического общества им. Шарапова
- Николайчук И.А., к.техн.н., ведущий эксперт Центра специальных медиаметрических исследований
- Новгородова А.В., к.э.н., докторант Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук
- Катаева В.И., к.с.н, доцент, независимый эксперт-тренер в области менеджмента НКО, эксперт Фонда президентских грантов, член Экспертного совета Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, член Экспертного совета Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
- Соколов К.Н., эксперт по геополитике, член-корр. РАЕН
- Кухтин Г.В., первый зам. председателя Совета Международного общественного движения «Российская служба мира»
- игумен Иоанн (Ермаков), председатель правления Общественной организации сохранения и укрепления традиционных духовных и нравственных ценностей, культуры и патриотизма «Центр «Достоинство»
- Осипов В.Н., член Союза писателей, публицист, руководитель Союза «Христианское возрождение»
- Чесноков С.В., к.ист.н., координатор Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!»
- Тропина Л.И., засл. юрист РФ; эксперт в сфере защиты прав семьи и детей, профилактики противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них
- Чурсина Э.А., к.пед.н., доцент, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Магаданской епархии (г. Магадан)
- Ташаев О.Г., председатель Президиума СОС Россельпроф, председатель Партии возрождения села
- Путинцева Е.,к.филол.н.
- Саулкин В.А., публицист, обозреватель радио «Радонеж»
- Бондаренко Н.Н., руководитель общественного движения «Пчёлки»
- Максимов В.И., руководитель общественного движения «Россия молодая»
- Сергеев В.С., председатель Межрегиональной общественной правозащитной организации «Народная защита»
- Обрежа В.В., председатель Московского Общественного совета гражданского общества
- Бочаров В.Е., председатель правления НП «НЛСОД»
- Разумовская Н.Д., зам. председателя по науке Московского Общественного совета гражданского общества
- Молчанов А.Ю., научн.сотр. кафедры эмбриологии, педагог
- Кузнецова Е.О., председатель комиссии по патриотическому воспитанию Совета ветеранов войны и труда, правоохранительных органов и Вооруженных сил района Щукино, ветеран труда
- Лобанова М.А., руководитель детской студии водного туризма «ЯКОРЬ» (Москва, храм Святителя Николая)
- Воротникова Ж.В., юрист