Остановить подготовленный разрушительный удар по культуре!

Новости движенияОбращения, заявленияОбщественный совет в защиту базовых культурных ценностей

Обращение к Президенту России В.В.Путину деятелей культуры и общественности

Уважаемый Владимир Владимирович!

В своём интервью газете The Financial Times от 27 июня Вы сказали, что либеральная идеология  устарела и изжила себя, она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения, и должна существовать, но не доминировать.

Общественность поддерживает Вас в этом определении нового курса развития, но либеральные силы, не желающие возвращения России на путь традиционализма, многократно усилили свою активность.

В стране обострились противоречия, касающиеся в первую очередь, идеологии, которая согласно ст. 13 Конституции РФ, может быть только многообразной, но эта норма не соблюдается, и навязывание обществу приоритета либеральных ценностей наблюдается во всех областях жизни.

Одной из таких площадок, на которых происходит битва идеологий, является сфера российской культуры, которая играет ключевую роль в формировании национальной идентичности.

Так, группа депутатов под руководством Е.Ямпольской внесла на рассмотрение в Государственную Думу парные законопроекты № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Эти инициативы уже получили в обществе общее название «закона Ямпольской» и снискали скандальную славу образчика лоббирования интересов крупного капитала

По мнению профессиональных экспертов (в прил.), концепция законопроекта, даже в последней, переработанной редакции от 9 октября 2019 г., является существенно дефектной, направленной на приоритетную защиту прав и коммерческих интересов производителей и распространителей информационной продукции (киноиндустрии, книгоиздательскому, театрально-зрелищному, зрелищно-развлекательному и выставочному бизнесу), в ущерб правам ребенка на охрану физического, психического, нравственного и духовного здоровья и полноценное развитие.

Эксперты считают законопроекты инструментом, открывающим неконтролируемый доступ к сознанию детей и подростков, но депутаты, которые не являются специалистами в области психического развития, воспитания, возрастной психологии, психиатрии, физиологии, психологического благополучия, охраны здоровья детей, информационной безопасности несовершеннолетних, по какой-то  причине считают, что вправе грубо вмешиваться в эти сферы.

Авторы намерены отменить возрастную маркировку «0+», «6+», «12+», «16+» для информации, способной  причинить вред здоровью и развитию ребенка и оставить в прокатных удостоверениях только маркировку «18+», которая  станет не обязанностью, а правом организаций культуры, и приобретёт добровольный, необязательный характер, а для фильмов, показ которых допускается законом без прокатного удостоверения (включая демонстрацию фильмов на международных кинофестивалях в России, фильмы, созданные на территории, относившейся к Российской империи или СССР, а также фильмов зарубежного производства на межгосударственных мероприятиях в рамках культурного обмена с иностранными государствами), не будет употребляться вовсе.

Учитывая тот факт, что в 2019 г. в реестр международных фестивалей Минкульта России попал так называемый «ЛГБТ-конофестиваль «Бок о бок», можно прогнозировать последующую отмену российского закона о запрете пропаганды сексуальных отклонений несовершеннолетним.

Также продукцию можно будет маркировать произвольным образом, либо размещать информации о рекомендуемом возрасте доступа с использованием  словосочетаний: «для детей младшего школьного возраста», «для детей среднего школьного возраста», «для детей старшего школьного возраста», что не соответствует законодательству  об образовании; или использовать словосочетания «для семейного чтения», «для семейного просмотра», «для семейного посещения» -что откроет доступ для детей любого возраста в сопровождении любых членов семьи, включая несовершеннолетних.

Существующая маркировка  установлена ч. 2 ст. 6, ст. 7-10 Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – закон № 436-ФЗ), в котором чётко определены виды этой опасной информации.

Отказ от маркировки приведёт к отмене возрастных ограничений на доступ к информации (ч.3 ст.5), изображающей или описывающей жестокость, физическое и (или) психическое насилие, преступления, антиобщественные действия; вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемой в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы, в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Это необоснованно лишит детей правовых гарантий обеспечения информационной безопасности и приведёт к росту негативных процессов их нравственного растления, сексуализации сознания, виктимизации (принятие образа жертвы), криминализации и маргинализации.

Авторы намерены полностью вывести сферу культуры из-под действия ФЗ № 436 и закрепить  в «Основах законодательства РФ о культуре» общую правовую норму о недопустимости запрета или ограничения доступа (в том числе детей) к культурным ценностям и культурным благам, которые предоставляются музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, библиотеками, театрами, концертными организациями, цирками и иными организациями культуры.

Основы законодательства РФ о культуре (ст. 3) определяют культурные блага, как «условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей».

Важно сказать, что культура никак не может быть услугой, духовность не имеет цены, а показатель эффективности учреждения культуры не может зависеть от заработанных денег, и крайне важно вывести её из сферы услуг.

Но и существующие понятия даны столь расплывчато, что это создаёт неоправданно широкое поле для неконтролируемого воздействия культуры, направленной на сознание детей и подростков: любые услуги, произвольно заявляемые, как направленные на «удовлетворение неких культурных потребностей», неважно какого свойства и какого качества, будут считаться зоной, табуированной для правовой регламентации.

А «условия удовлетворения гражданами своих культурных потребностей», также выступающие здесь в роли «культурных ценностей», и вовсе не подлежат юридическому раскрытию и могут включать в себя максимально широкое толкование всего, чего угодно, осуществляемого любым желающим по своему усмотрению.

При этом вовсе не требуется, чтобы такие услуги и продукты на деле относились к сфере культуры – любой человек или организация могут объявить свою деятельность культурной, и это сразу же выведет их из сферы контроля закона №436-ФЗ.

В результате под определение «культурные  блага» с успехом подойдёт так называемый «гей-парад», «флешмоб» от АУЕ по мгновенному нападению на отдыхающих в Летнем саду, перформанс в поддержку каннибализма для защиты климата или скандальная педофильная программа Original Play, развернувшаяся в детских садах  Германии под предлогом «помощи детям через тактильное общение со взрослыми, чтобы избавиться от агрессии и раскрепоститься». Общество закономерно будет вынуждено со временем принять в качестве псевдо нормы новые «виды культуры» – т. н. гомосексуальную, педофильную, каннибалистическую, суицидальную, арестантскую и т.п.  

Современные музеи представляют экспозиции, где собраны, например, орудия пыток, предметы эротики, мумифицированные человеческие тела; выставочные галереи предлагают сомнительные экспозиции (фотовыставка Стёрджеса, названная экспертами детской порнографией, что запрещено законом); театры (работы «модных» режиссёров Серебренникова, Богомолова и т.п.) предлагают спектакли с непременным включением нецензурной брани, сцен гомосексуальной тематики, насилия, агрессии, эротики, богохульства, безнравственности.

Спектакли-интерпретации классики, которые также должны будут стать открытыми для просмотра в любом возрасте, несут свою порцию яда для детского сознания. Так, в спектакле РАМТа «Алые паруса», Ассоль, «местная городская сумасшедшая», служит в публичном доме, а пьяница и дебошир капитан Грей выкупает её оттуда и пускает «шесть бочек красненького» на то, чтобы покрасить грубые холсты для парусов, дабы убедить её, что он – «тот самый принц». Всем памятны скандалы со спектаклями «Руслан и Людмила» в Большом театре (режиссёр Дмитрий Черняков) или «Дачники» Горького и “ГРОЗАГРОЗА” по Островскому (режиссёр Марчелли).

Но и при действующей пока ещё маркировке детское сознание находится под угрозой – так, спектакль «Морфий» по пьесе Михаила Булгакова в Театриуме Терезы Дуровой предлагает «подробное исследование распада человеческой личности, человеческого сознания» и приглашает зрителей на премьеру огромным плакатом со словом «морфий», размещённым на фасаде здания, что создаёт риск формирования установок наркопотребления без ограничения возраста.

Также предполагается отменить возрастную маркировку для книг и авторов, «рекомендуемых в примерных основных образовательных программах общего образования», что позволит детям младшего возраста получить доступ к литературе, входящей в список 10-11 классов и аналогичным авторам, что негативно скажется на психическом и нравственном здоровье детей.

Отмена действующего обязательного порядка возрастной классификации и маркировки лишит родителей возможности осуществлять контроль над информационной средой, в которой находится ребёнок, и полноценно их воспитывать, а добросовестных производителей (распространителей) информационной продукции оставит без ориентиров для определения своих целевых аудиторий и адаптации к ним своей продукции.

Одновременно с описанными законопроектами был анонсирован межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» (далее – КНШ), разработанный совместно Министерством культуры РФ и Министерством просвещения РФ и размещённый на специально созданном сайте «Роскультпроекта» который с 1октября апробируется в пилотном режиме в 11 регионах России (Республика Татарстан, Республика Коми, Ставропольский край, Тульская область, Ярославская область, Пензенская область, Саратовская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Ульяновская и Белгородская области).

Он предполагает полный принудительный охват школьников «культурным просвещением» (аналог «культурного» ГТО) и представляет логическое продолжение и практическое воплощение стратегий, предусмотренных вышеописанными законопроектами.

В методических рекомендациях, которые отличаются хаотичностью, бессистемностью, бессодержательностью, безграмотностью и избытком англицизмов, осуществляется откровенная профанация культуры, а само обучение сводится к проектной деятельности, ролевым играм, флешмобам, селфи и т.п.

В инструментарии и подходах документа определяется дефектность, представлены ложные обоснования и объяснения, используемые для применения технологий изменения массового сознания.

По мнению специалистов, проект является концептуальным, описывающим только механизм, а содержание будет отдано на откуп конкретным муниципальным чиновникам. Это – «оболочечный» документ с размытой семантикой, что позволит «загружать» в него любые ценности.

Размещённый в приложении к проекту список произведений, рекомендуемых для обязательного знакомства (музыка Queen и Nirvana, скульптура Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», картина Эдварда Мунка «Крик» и др.) вызвал столь большой скандал, что был поспешно удалён авторами, но сам проект при этом остался неизмененным.

В результате  принятия «Культурного норматива школьника» будет создан механизм разрушения духовно-нравственной и воспитательной сферы несовершеннолетних; сама реализация программы будет выведена из зоны родительского контроля.

 Принудительное погружение сознания детей в антикультурные, дегенеративные, извращённые пространства позволит в дальнейшем включать их в антиценностные, политические (формирование молодёжных протестных сил) и иные стратегии, нарушающие национальную идентичность и несущие угрозу национальной безопасности.

Выводы:

На основании экспертных заключений (см.прил.) следует вывод, что законопроекты № 717228-7 и№ 717204-7 (в редакции от 9 октября 2019 года), а также межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» противоречат:

  • целям и задачам государственной политики Российской Федерации в сфере информационной безопасности и защиты детей, а также  общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере защиты прав ребенка и обеспечения его информационной безопасности, в том числе положенным в основу Федерального закона № 436-ФЗ;
  • целям и задачам государственной политики Российской Федерации в сфере народосбережения и национальной безопасности;
  • конституционным положениям, закрепившим основания правомерного ограничения прав и свобод человека (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации);
  • общепризнанному принципу преимущественного права родителей на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, закрепленному Семейным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст.63), а также Декларацией прав ребенка (принцип 7), Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.5, 12, 13, 14, 18);
  • стратегическим целям и задачам Российской Федерации, определенным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции информационной безопасности детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и других документах стратегического планирования.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Более чем в пятидесяти государствах мира (США, Канаде, Германии, Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Австралии, Франции, Италии, Испании, Японии и др.) законодательно установлены ограничения на посещение детьми отдельных объектов культуры, предусмотрены строгие меры ответственности за нарушение порядка классификации и маркировки и действуют специальные экспертные организации и контрольно-надзорные органы.

Попытки отменить в России возрастную классификацию информации, предназначенной для детей, не прекращаются с 2010 г., когда закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальному развитию и делам ветеранов Ольга Баталина в 2015 г. высказалась по данному вопросу: «Мы ни в коем случае не должны соглашаться на отмену возрастной классификации информационной продукции. Это нанесет существенный удар по психологическому и нравственному развитию детей. (…) Система маркировки устоялась, общество к ней привыкло, никаких серьезных сбоев и затруднений в этой работе не было». 

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в июле 2019 г. предложил принять «превентивные меры по защите молодежи от влияния идейно-ценностной экспансии и пагубного информационно-психологического воздействия».

Дети не в состоянии самостоятельно правильно оценить моральные аспекты и потенциальную опасность произведений культуры, к которым они получают доступ. Охрана здоровья и нравственности детей является первоочередной задачей любого государства. Это – демографический ресурс нации и объект национальной  безопасности, подлежащий его первоочередной защите.

Изменения, которые несут российскому обществу  законопроекты № 717228-7 и№ 717204-7 (в редакции от 9 октября 2019 года), а также межведомственный культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» не могут быть поддержаны, поскольку они противоречат национальным интересам и несут угрозу национальной безопасности.

На основании вышеизложенного просим Вас употребить свои полномочия для того, чтобы:

  1. Остановить принятие проектов законов № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вплоть до широкого обсуждения с привлечением общественных объединений и профессиональных сообществ.
  2. Провести общественную и профессиональную экспертизу законопроектов № 717228-7 и № 717204-7 при участии педагогов, детских психологов, возрастных физиологов, психиатров и других профильных специалистов, работающих с несовершеннолетними.
  3. Инициировать совершенствование положений Федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующих экспертизу, классификацию и маркировку информационной продукции, с учетом научной возрастной периодизации психического развития детей и зарубежного опыта обеспечения их информационной безопасности.
  4. Наложить мораторий на реализацию межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» в нынешнем виде, включая пилотные проекты.
  5. Провести  широкую общественную дискуссию по содержанию «Культурного норматива школьника» с привлечением к работе профессиональных экспертов, специалистов в сфере детской психологии, педагогики, искусства.
  6. Привлечь к разработке нового содержания «Культурного норматива школьника» специалистов в сфере детской психологии, педагогики, психиатрии с привлечением опыта России и обязательным включением в программу механизма родительского контроля.

Приложение:

  1. Экспертное заключение на проект федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» (в редакции от 09.10.2019) – 14л.
  2. Заключение на проект федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» (внесённый в изменённом виде 09.10.2019 депутатами Государственной Думы Е.А. Ямпольской, С.А. Шаргуновым, Е.Г. Драпеко) – 22 л.

Обращение подписали:

  1. Пожигайло П.А., к.ист.н., член Общественной палаты РФ
  2. Михайлов А.Я., народный артист России
  3. Панкратов-Черный А.В., народный артист России
  4. Троицкий В.Ю., д.фил.н., профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. член Комиссии РАН по образованию, засл.деятель науки РФ
  5. Бабурин С.Н., председатель РОС, председатель МСС, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры
  6. Ивашов Л.Г., президент Академии геополитических проблем, профессор  Московского лингвистического университета, д.ист.н., генерал-полковник
  7. Умалатова С.З., лидер «Партии мира и единства»
  8. Степанов Ф.Е., председатель Общероссийского общественного движения «В поддержку политики Президента России»
  9. Лебедев В.В., председатель Союза православных граждан, главн.редактор журнала «Православная беседа»
  10. Степанов А.Д., директор ИА «Русская народная линия», председатель международного общественного движения «Русское собрание»
  11. Кассин О.Ю., сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный собор»
  12. Рябиченко Л.А., руководитель экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель общественного движения «Семья, любовь, Отечество»
  13. Бочкарёв А.В., ген.директор Международного фонда славянской письменности и культуры
  14. Демин В.Е., член Союза кинематографистов России, лауреат Госпремии Правительства РФ, лауреат Госпремии Правительства РФ
  15. Гринденко А.Т., Лауреат Международных конкурсов, дирижер хора Московского Патриархата “Древнерусский распев”
  16. Чухаркин В.В., генеральный директор Агентства знатных событий «Жили-были»
  17. Постников А.Ю., руководитель театрального продюсерского центра «РуссАрт»
  18. ИгнатковИ.В., председатель ТСПХ, академик RIAF, вице-президент Association Alliance RUSSIE–France.
  19. Королёв И.В., директор Христианского музыкального продюсерского центра «Мессия»
  20. Клепалов Е.Ю., Президент Фонда «Мьюзик Энтертейнмент» 
  21. Москвитин Ф.А., член Союза художников России, советник РАЕН, член-корр. Академии Российской Словесности, член центрального совета общественного движения «Россия Православная», лауреат медали свт.равноап. Николая Японского
  22. Николаев В.Н., член Союза писателей России, Лауреат Большой литературной премии России, Патриаршей литературной премии, кавалер ордена Красной звезды
  23. Воробьевский Ю.Ю., писатель, публицист, исследователь
  24. Филимонов В.П., писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств
  25. Полозов А.Ф., засл. художник России, профессор. действительный член Петровской академии наук и искусств и Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, член Санкт-Петербургского Союза художников 
  26. Сидоров В.А., председатель Народного клуба любителей русских басов, засл. деятель Московского музыкального общества,
    член Международного союза музыкальных деятелей и Межрегионального Шаляпинского Центра
  27. Струсовский С.Г., продюсер-руководитель объединения объёмно-кукольной анимации Киностудии «Союзмультфильм», член Союза кинематографистов и Гильдии режиссёров России
  28. Гундоров А.М, продюсерский центр «XXI век», ген.продюсер
  29. Семенюк А.Г., киновед
  30. Дядченко И.Н., продюсер, руководитель проекта «Берега»
  31. Редкий Л.Ю., заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры
  32. Ляпичева Е.В., директор продюсерского центра «Духовность и армия»
  33. Бабенко А., актер, режиссер
  34. Сошенко А.В., секретарь МОО «Русское Собрание»
  35. Немыченков В.В., член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы
  36. Черкашин Н.А. – писатель, член союза писателей СССР, кавалер ордена “За службу Родине в ВС СССР”
  37. Острецов И.Н., д.техн.н., профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике СССР и Российской Федерации
  38. Багдасарян В.Э., д.ист.н., профессор МГУ
  39. Лутовинов В.И., д.филос.н., профессор, действительный член Академии военных наук
  40. Сивков К.В, д.воен.н., эксперт
  41. Папуша А.И., д.техн.н., лауреат Государственной премии, академик РАЕН
  42. Гуня А.Н., д.геогр.н., профессор, ст.н.сотр.
  43. Водянова В.В., д.э.н., профессор Государственного университета управления
  44. Щеглов А.П., д.филос.н., профессор
  45. Владимиров Ю.С., д.физ.н, проф. МГУ и РУДН
  46. Владимирова Т.С., д.филол.н, проф. МГУ и РУДН
  47. Лебедь О.Л., эксперт программы “Святость Материнства” Фонда Андрея Первозванного, к.социол.н. 
  48. Пежемский Д.В., к.биол.н., ст. научн. сотр. лаборатории расоведения
  49. Беленчук С.И., к.э.н., зам. зав. кафедрой мировой экономики РГГУ, доцент
  50. Захаров А.В., к.э.н., засл. экономист РФ
  51. Башелханов И.В., к.физ-техн.н., руководитель проекта «Российская инновационная энциклопедия»
  52. Макаренко В.В., к.э.н., зав. кафедрой
  53. Рыбковская О.Н., к.э.н., доцент, секретарь  Русского экономического общества им. Шарапова
  54. Николайчук И.А., к.техн.н., ведущий эксперт Центра специальных медиаметрических исследований
  55. Новгородова А.В., к.э.н., докторант Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук
  56. Катаева В.И., к.с.н, доцент, независимый эксперт-тренер в области менеджмента НКО, эксперт Фонда президентских грантов, член Экспертного совета Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, член Экспертного совета Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
  57. Соколов К.Н., эксперт по геополитике, член-корр. РАЕН
  58. Кухтин Г.В., первый зам. председателя Совета Международного общественного движения «Российская служба мира»
  59. игумен Иоанн (Ермаков), председатель правления Общественной организации сохранения и укрепления традиционных духовных и нравственных ценностей, культуры и патриотизма “Центр «Достоинство»
  60. Осипов В.Н., член Союза писателей, публицист, руководитель Союза «Христианское возрождение»
  61. Чесноков С.В., к.ист.н., координатор Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!»
  62. Тропина Л.И., засл. юрист РФ; эксперт в сфере защиты прав семьи и детей, профилактики противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними  и в отношении них
  63. Чурсина Э.А., к.пед.н., доцент, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Магаданской епархии (г. Магадан)
  64. Ташаев О.Г., председатель Президиума СОС Россельпроф, председатель Партии возрождения села   
  65. Путинцева Е.,к.филол.н.
  66. Саулкин В.А., публицист, обозреватель радио «Радонеж»
  67. Бондаренко Н.Н., руководитель общественного движения «Пчёлки»
  68. Максимов В.И., руководитель общественного движения «Россия молодая»
  69. Сергеев В.С., председатель Межрегиональной общественной правозащитной организации «Народная защита»
  70. Обрежа В.В., председатель Московского Общественного совета гражданского общества
  71. Бочаров В.Е., председатель правления НП “НЛСОД”
  72. Разумовская Н.Д., зам. председателя по науке Московского Общественного совета гражданского общества
  73. Молчанов А.Ю., научн.сотр. кафедры эмбриологии, педагог
  74. Кузнецова Е.О., председатель комиссии по патриотическому воспитанию Совета ветеранов войны и труда, правоохранительных органов и Вооруженных сил района Щукино, ветеран труда
  75. Лобанова М.А., руководитель детской студии водного туризма “ЯКОРЬ” (Москва, храм Святителя Николая)
  76. Воротникова Ж.В., юрист